Александр Розов ([info]alex_rozoff) wrote,
@ 2008-05-13 01:24:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Десакрализация. За нешгайское отношение к науке.


Для тех, кто не помнит: нешгаи – придуманная Ф. Фармером (Пробуждение каменного бога) фантастическая постчеловеческая раса, которая выращивает технические устройства из семечек (как подсолнухи). «Наука, как метод познания… бла-бла-бла» отсутствует за ненадобностью. Роль науки в ее прикладном аспекте выполняет селекция, т.е. «научно-технический прогресс» на нешгайский переводится, как «акселерация техноселекции».
Нешгаю, в отличие от человека, в голову не придет рассуждать об опасностях науки, поскольку он воспринимает науку, как часть сельского хозяйства и не более. Людям, увы, свойственно идиотское отношение к науке, как к источнику ОТКРОВЕНИЯ, из которого должны вывалиться ответы на «ВЕЧНЫЕ» вопросы о «СМЫСЛЕ ЖИЗНИ» и прочей белиберде, выдуманной невменяемыми деятелями «ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ».


Когда выясняется, что это – не предмет деятельности науки, то на науку обижаются (как же, не удовлетворила культурных запросов!) и отвергают ее в пользу церковной веры.
А уж если наука изобретает нечто, способное при неразумном использовании, сильно испортить жизнь (см. АТОМНАЯ БОМБА, ХИРОСИМА), то ее начинают обвинять во вредности (как будто идея бомбить Хиросиму выведена из научных исследований).

Нешгай (в отличие от человека) не стал бы обижаться на селекцию из-за того, что какой-то дурак посадил супертыкву в метре от дома и она, выросши, сломала фундамент.

Нешгаю (в отличие от человека) в голову не придет требовать от селекционеров, чтобы они занимались чем-то кроме своей работы (как нам не приходит в голову требовать этого от слесаря, плотника, фермера или оператора машинного доения).

Нешгайское общество не будет воспринимать селекцию, как идеологическое учение, тем более – как «антигуманную идеологию, разрушающую моральные устои».

Почему мы, люди (в отличие от нешгаев) занимаемся ерундой по отношению к науке?
А потому, что в европейской науке нового времени (и в общественном отношении к этой науке) сидит недобитая инфекция, которую наука подхватила в христианских монастырях, где ее заставили жить несколько столетий в интервале V – XVII века. Эта зараза то и дело проявляется и в лексике ученых, и в лексике СМИ, комментирующих науку.

Науку то и дело представляют, как некое таинство «мумба-юмба» вроде столоверчения или церковных ритуалов (ученого в классической литературе принято описывать так же, как психически больного монаха «не от мира сего»). От ученых требуют бескорыстного служения чему-то «высшему», на них обижаются, когда они говорят «эй! где деньги?».

Почему, собственно, ученый должен вести себя иначе, чем водопроводчик или инженер? Кто-то тянет трубы, кто-то чертит чертежи, а кто-то делает знания (см. «ИНЖЕНЕРИЯ ЗНАНИЙ»). Это все – производительный труд, который стоит конкретных денег,
Ведь наука – это просто одно из практически необходимых ремесел, отличие лишь в ее большей универсальности и интегрированности с другими практическими ремеслами.

Ремесло ученого
Ремесло врача
Ремесло художника (писателя, поэта)
Ремесло учителя (преподавателя).
Ремесло политика

Все 5 были в средние века засунуты в церковь и оказались инфицированы сакрализацией.
Если мы не хотим получить неприятнейшие проблемы с развитием этих 5 крайне важных ремесел, нам надо вытравить церковную заразу полностью – и из предмета, и из лексики.

Я бы даже названия поменял.

Ученый – инженер знаний
Врач – инженер организма
Художник – инженер графического дизайна
Учитель – инженер по инструктированию
Политик – инженер по управлению

«По-моему, так» (с) Винни Пух.

(fig. from Kultur Shock Album)



(Post a new comment)


[info]sshamil
2008-05-12 11:04 pm UTC (link)
Лаконично.
В данном случае согласен на 100%.
Попиарю, если не возражаете.

(Reply to this) (Thread)

Благодарю
[info]alex_rozoff
2008-05-13 08:31 am UTC (link)
:)

(Reply to this) (Parent)


[info]darth_vasya
2008-05-12 11:16 pm UTC (link)
А я б всё-таки пораньше проследил, к Платону и Аристотелю. Это ещё их идеи во многом определили церковную философию.

(Reply to this) (Thread)


[info]inadia
2008-05-13 07:02 am UTC (link)
да, да - оттуда пошло.

(Reply to this) (Parent)


[info]alex_rozoff
2008-05-13 08:36 am UTC (link)
Не в большей степени, чем Ницше в "Заратустре" определил идеологию германского фашизма.
Церковная философия построена была не на Аристотеле и Платоне, а на их дурацких оговорках (которые бывают у любого мыслителя).

А.Р.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]darth_vasya
2008-05-13 08:44 am UTC (link)
Всё-таки "мир идей" Платона, на мой взгляд, очень сильно определил восприятие философии (и потом - науки) как прикосновения к чему-то более совершенному и т.д.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]alex_rozoff, 2008-05-13 08:51 am UTC

[info]vitus_wagner
2008-05-13 05:05 am UTC (link)
Вообще-то когда заходит речь о не-сакральности инженерного труда, я сразу вспоминаю радиста Костю Томилина из повести Владимира Санина "Трудно отпускает Антарктида": "На крышу вместо антенны встану, но связь будет".

(Reply to this) (Thread)


[info]alex_rozoff
2008-05-13 08:49 am UTC (link)
Вот это по-нашему :)
Люблю я советские книги, как источник цитат. Действительно.

А.Р.

(Reply to this) (Parent)


[info]gilgatech
2008-05-13 05:30 am UTC (link)
"Наука-способ удовлетворить личное любопытство за чужой счёт" такая идея тоже гдето всплывала, отсюда и неприятие восклицания "эй,а где деньги" в обществе от учёного.
оффтоп
всвязи с креационизмом, возвращением к православным корням, введением религиозного воспитания в школе-к вам как популяризатору (куда ползём)вопрос:
А какие в социологии и философии сейчас последние достижения? А то кое где пишут, что диалектику уже отменили (Вы ж не коммунист судя по депортации)
По физике, биологии люди стараются преодолеть серость масс (народ сер -но мудр:-))-например Еськов в своей книге и лекции в билингве. Если гдето уже есть дайте ссылочку

(Reply to this) (Thread)


[info]inadia
2008-05-13 07:08 am UTC (link)
Не сочтите за нескромность, но я бы предложила наш сайт (www.terminomika.ru), если г-н Розов не будет сильно возражать.
По крайней мере у нас четко/честно написано, что в современном обществознании есть три модели общества, и авторы каждой претендуют на научность.))

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Сайт, кстати, действительно великолепный!!!
[info]alex_rozoff
2008-05-13 08:34 am UTC (link)
С предложением согласен.

Но терминомика , сколь я понимаю, имеет дело в основном с экономико-правовыми, а не с научно-инженерными концептами (это не в упрек , а в смысле, что сложно опрокинуть всю иррационально-ритуальную деятельность одним ударом)

А.Р.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]inadia, 2008-05-13 09:15 am UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]vitus_wagner, 2008-05-14 05:29 am UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]inadia, 2008-05-14 05:35 am UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]vitus_wagner, 2008-05-14 05:54 am UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]inadia, 2008-05-14 12:04 pm UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]vitus_wagner, 2008-05-14 12:26 pm UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]inadia, 2008-05-14 02:12 pm UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]vitus_wagner, 2008-05-14 02:29 pm UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]inadia, 2008-05-14 03:19 pm UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]vitus_wagner, 2008-05-14 05:22 pm UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]vitus_wagner, 2008-05-14 05:22 pm UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]inadia, 2008-05-15 04:05 am UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]inadia, 2008-05-15 04:29 am UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]vitus_wagner, 2008-05-15 04:45 am UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]inadia, 2008-05-15 04:26 pm UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]vitus_wagner, 2008-05-15 05:09 pm UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]inadia, 2008-05-16 07:31 am UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]vitus_wagner, 2008-05-16 08:08 am UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]inadia, 2008-05-16 03:06 pm UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - Спасибо. - [info]gilgatech, 2008-05-15 05:15 pm UTC
Re: Сайт, кстати, действительно великолепный!!! - [info]gilgatech, 2008-05-15 10:29 pm UTC

[info]gilgatech
2008-05-14 07:37 am UTC (link)
Всё подряд читать?
http://langobard.livejournal.com/1806235.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]inadia, 2008-05-14 11:49 am UTC
(no subject) - [info]gilgatech, 2008-05-14 07:04 pm UTC
(no subject) - [info]inadia, 2008-05-15 04:00 am UTC
(no subject) - [info]gilgatech, 2008-05-15 05:19 pm UTC
Ой , я сейчас рискую... :)
[info]alex_rozoff
2008-05-13 08:48 am UTC (link)
В смысле , что если я начну рассуждать о философии, то придет Хазарзар и назовет меня неучем (причем докажет это, что самое обидное).

Ладно.

Идея на счет "удовлетворения любопытства" проходит через все ремесла. Первое зерно в землю целенаправлено кинули, наверное, тоже из любопытства (а че будет-та?). Но это не мешает потом брать деньги за получившийся урожай тыкв.

Всвязи с ... (см.)

В социологии - последние достижения связаны с открытием простейшей природы социальных инстинктов. Раньше считалось, что распространение массовых идеологий, моды и религий суть форма высшей нервной деятельности. Сейчас выяснилось, что это - реликтовая форма, свойственная даже червям и архаичным насекомым. Соответственно, стало возможным ее инструментально исследовать.

В философии - последним достижением является манифест о войне на уничтожение против классической философии, включении ремесленных нарративных объяснений в сферу естественнонаучной деятельности и вытеснении "смысложизненных вопросов" (в их иудео-христианской постановке) в маргинальную зону, вслед за церковным регулированием морали.

Собственно, из за военного характера противостояния прагматичной науки и классической философии, мы имеем очень мало массовой информации о достижениях в этих областях. Войны такого рода обычно стараются скрывать от массового зрителя.

Диалектику, кстати, не отменили. Диалектика - это одна из нарративных эвристик, описывающая поведение некого довольно широкого класса распределенно-управляемых систем с обратной связью.

С уважением
А.Р.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Ой , я сейчас рискую... :)
[info]gilgatech
2008-05-14 07:43 am UTC (link)
"вытеснении "смысложизненных вопросов" (в их иудео-христианской постановке) в маргинальную зону, вслед за церковным регулированием морали"
Много потеряем имхо
Ну лана завтро в церковь пойду (

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Ой , я сейчас рискую... :) - [info]gilgatech, 2008-05-14 07:45 am UTC

[info]inadia
2008-05-13 07:05 am UTC (link)
=Политик – инженер по управлению

Вот с этим, пожалуй, не соглашусь.
Специалист (инженер) по управлению - менеджер.
А чем управляет политик?
Впрочем, политики у нас сплошь и рядом, ещё больше, чем учёные, занимаются не своими делами.)

(Reply to this) (Thread)


[info]alex_rozoff
2008-05-13 08:30 am UTC (link)
Инструментальная или регулятивная функция политики связана с выработкой рекомендаций по регулированию и управлению политическими и социальными процессами. (энциклопедия социологии)

С уважением
А.р.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]inadia, 2008-05-13 09:09 am UTC

[info]lynx_f
2008-05-13 12:04 pm UTC (link)
А всё-ж таки наука может ответить на все эти вопросы — и о происхождении вселенной, и о смысле её существования. Пусть нескоро, но может.

И только наука.

А люди обижаются конкретно за то, что она прямо здесь и сейчас не дарует всем вечную жизнь, абсолютное знание и бесконечное счастье.

(Reply to this) (Thread)


[info]darth_vasya
2008-05-13 09:00 pm UTC (link)
О смысле вот только не может, смыслы исключительно у нас в головах существуют.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vitus_wagner, 2008-05-14 05:31 am UTC
(no subject) - [info]darth_vasya, 2008-05-14 08:05 am UTC

[info]gilgatech
2008-05-14 07:06 pm UTC (link)
+1 и я в это Верую )

(Reply to this) (Parent)


[info]otto_von_muller
2008-07-08 08:12 am UTC (link)
Если это не может сделать наука - попробуйте прозиум... и давайте уже строить Эквилибриум ;)

(Reply to this) (Parent)


[info]iam_animal
2008-06-09 10:24 pm UTC (link)
Простите за оффтоп. Будете модератором в freeworld_ru?

(Reply to this)


[info]otto_von_muller
2008-07-08 08:07 am UTC (link)
В качестве материального доказательства сказанного про ремесла и церковь:

http://img157.imageshack.us/img157/824/dsc00212fm7.jpg

Это расположено на территории главного корпуса РГСУ (Российского государственного социального университета). Настоятелем этой часовенки является заведующий кафедрой теологии гуманитарного факультета РГСУ.... no comments

(Reply to this)


[info]magpie73
2008-09-07 11:09 am UTC (link)
Хоть вы и не желаете продолжать дискуссию со мной, это вас, думаю, развесилит:-)))

(Reply to this)


[info]arifg
2008-09-25 09:24 pm UTC (link)
Алекс, приветствую!

Вот, на мой взгляд, интересная статья Юрия Панчула, описывающего просьюмеризм в интернете, выявленные на практике его достоинства и недостатки. Что Вы об этом думаете?

http://newtimes.ru/magazine/2008/issue084/doc-58471.html

(Reply to this)


[info]sauri_28
2008-12-23 09:27 am UTC (link)
Hi; Спасибо. Добавлено в закладки

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…