...Японский манускрипт тринадцатого века, где приводилось описание этого или такого же чудовища (цитирую по своему дневнику): "В Восточных морях видят катапуморидако пурпурного цвета с множеством длинных тонких рук, высовывается из круглой раковины размером в тридцать футов с остриями и гребнями".
...Монокосм в обличье силурийского спрута не влезал в его представления. (Точно так же, к слову, как не влезал этот моллюск ни в какие представления специалистов — со своим ядоносным биополем, со своим раздвижным панцирем и со своим личным возрастом, превышающим четыреста миллионов лет)." (А. и Б. Стругацкие. "Волны гасят ветер").
НФ есть НФ, и идея о том, что некое существо, которое родилось вдвое раньше, чем первые динозавры, остается полным жизненных сил в наши дни - выглядит так же фантастично, как межзвездные полеты сквозь червоточины в пространстве-времени.
О возможности пространственных червоточин мы знаем очень мало, но о возможности биологических организмов жить практически вечно (если их только не убьют) мы знаем уже вполне достоверно.
Есть ряд вполне высокоразвитых существ, которые потенциально бессмертны. В науке такое свойство осторожно называется "пренебрежимым старением".
Из существ с таким свойством, известны, в частности, красные морские ежи и лобстеры (они же - омары). Вкратце: о чем идет речь:
Эти существа, появившись на свет, постепенно (как и любые другие) достигают фазы зрелости, начинают размножаться, и...
...Останавливаются на этой фазе. Они не стареют. Они продолжают медленно расти, но при этом не начинают стареть. 100-летний красный морской еж или 100-летний лобстер обладает такими же репродуктивными способностями, и такой же быстрой способностью регенерировать утраченные фрагменты тела, как и молодая особь.
Почему?
Согласно современной версии, фокус в т.н. теломерах.
Теломеры — это концевые участки хромосом (концевые участки линейной молекулы ДНК) которые состоят из повторяющейся последовательности нуклеотидов. У человека и других позвоночных повторяющееся звено имеет формулу TTAGGG (символы обозначают нуклеотиды - тимин, аденин, гуанин). В главной, содержательной части полимерной молекулы ДНК, последовательности нуклеотидов кодируют последовательность аминокислот в синтезируемых белках (полипептидах). Теломеры не кодируют ничего, в этом плане они бессмысленны. Их функция - защитная по отношению к главной (содержательной) части цепочки ДНК. Пока длина концевых теломеров достаточна - главная последовательность ДНК не испытывает сбоев при репликации.
Репликация определяет способность деления клеток с сохранением генетического аппарата.
Есть термин: "предел Хейфлика": сокращение длины теломеров по мере деления соматических клеток. Для одних он приблизительно равен 50 делениям, для других - больше, но для большинства видов клеток он конечен, и после его достижения новые дочерние клетки уже проявляют признаки старения из-за сбоев в недостаточно защищенных цепочках ДНК.
За сохранение длины теломеров при каждом делении отвечает некий ферментативный комплекс, в основном - фермент: тандем-ДНК-полимераза (он же — теломераза).
При достаточной активности этого фермента, ДНК реплицируются без сокращения длины теломеров. Иначе говоря: ДНК может реплицироваться сколько угодно раз, и соответственно, клетки могут делиться сколько угодно раз. Старение клеток не происходит. Значит, и организм не стареет.
Почему ферментативный комплекс теломаразы у таких существ, как красные морские ежи, лобстеры, и еще некоторые - устроен таким образом. что обеспечивает неограниченное воспроизведение защиты хромосом, это пока не совсем исследованный вопрос. Но, поскольку общая картина феномена понятна. он будет исследован в ближайшем будущем. И что тогда?
...
(тут много значительная пауза)
...
Тогда, не трогая никакие иные гены, можно модифицировать геном человека только теми генами. которые отвечают за высокую активность ферментативного комплекса теломеразы. И человек просто перестанет стареть (и страдать от специфически возрастных заболеваний и патологий).
Смерть такого человека может наступить лишь от несчастного случая, или от какого-то инфекционного заболевания, но не от дисфункции организма, вызванной старением.
И что дальше?
Не знаю, удалось ли мне представить достоверный сценарий в НФ-новелле "Неандертальский томагавк в астроархеологии". Но фрагимент оттуда приведу:
"Кэп-инструктор Тулл многое почувствовал, и трудно было разобраться, что именно. В голове вертелся яркий вихрь воспоминаний.
80 лет назад. Очень юная Ноэми, ей едва исполнилось 18, хулиганит: пляшет с круглым брюшком под барабанный заводной ритм модного тогда «Самба-Конакри», а 36-летний навигатор Тулл ворчит, что эти танцы никак не для 6-го месяца беременности. А потом, новорожденная Кэрри, живой комочек с умными глазками. Так хочется ее потискать, но страшно. Она такая маленькая. Ноэми смеется: «Тулл, милый, возьми ее на руки она не стеклянная, не рассыплется, честное слово!».
58 лет назад. Кэрри, молодая и ослепительно-красивая женщина протягивает шкиперу Туллу, маленькую, смешную Сэлли, гордую тем, что умеет громко пищать. «Па, а ты реально стал дедушкой!». За спиной Тулла столпились трое бойфрендов Кэрри. В ее сумбурной жизни в команде, прыгающей между Тасманией и Антарктикой ни в этот, первый раз, ни в следующие разы, не удавалось сходу определить, кто из этих парней биологический папа киндера. А выяснять по ДНК – какой смысл?
48 лет назад. «Мятеж Полувека». Звонок среди ночи: «лайн-кэп Тулл, вам надо срочно прибыть в штаб на Борнео. Вашим экипажам в полной боеготовности надо вылететь в Карибский регион через три часа». Сонная Ноэми: «Тулл, милый, что там стряслось?». Лайн-кэп бодрым голосом отвечает: «Ничего особенного, родная. Просто беспорядки в резерватах индиков». Хотя, он, разумеется, уже знал, что это не просто беспорядки, и настроение не получилось скрыть. Ноэми почувствовала. Даже дети почувствовали. В детской запищал Ферф, сын, ему было 3 года, и проснулась Сэлли, которую Кэрри, по обыкновению, подбросила, отправляясь в экспедицию на Эллсуорт-лэнд, Антарктида. Сэлли, 10-летняя, но очень серьезная, появляется из детской в сиреневой накидке. Она всегда любила сиреневый цвет, и сейчас любит. «Дедушка, ты летишь на войну?». Тулл начинает объяснять что-то про экстремальную ситуацию, а Сэлли, пропустив мимо ушей большую часть этих иносказаний, отвечает: «Дедушка, пожалуйста, возвращайся…». Хорошо хоть не добавила «…живым».
...Тулл неохотно вспоминал этот рейд…
36 лет назад. Сэлли, разбежавшись со своим бойфрендом, приезжает из Лакшадвипа с годовалыми мальчишками – близнецами. Только Сэлли с ее эксцентричной фантазией могла назвать детей Бриллиант и Даймонд. Хотя, впоследствии их всегда называли по сокращенным именам: Брилл и Дайм. Они получились настолько одинаковые - просто удивительно даже для близнецов. Оба поступили в Университет прикладной экологии, отправились заниматься рекреацией Зоны Африканского рога, сожженной в 40-е годы прошлого века, в Третью мировую войну, там нашли двух девчонок, тоже удивительно похожих, хотя и не близняшек. Так с тех пор и живут четверкой. Их старшие дети, два мальчишки Гронт и Блайс, родившиеся с интервалом в год, считаются кузенами, но по существу, они как родные братья. Гронт чуть более основательный, а Блайс чуть более бесшабашный, но они тоже очень похожи.
14 лет назад. На 102-й день рождения кэп-инструктора Тулла, Ноэми сказала: «нас ждет прибавление в семействе». Тулл даже не задумался, что его подруге уже 86 лет. А свой собственный возраст он привык воспринимать, как протокольное число без особого биологического смысла. Дети давно выросли и разъехались. Внуки выросли и тоже разъехались. И правнуки тоже. Тулл и Ноэми жили вдвоем, и рождение Люми стало феерически радостным событием. Первые годы они уделяли дочке невероятно много времени, и от этого начали чувствовать себя очень молодыми. Потом они узнали, что «эффект позднего ребенка» действует так на многие пары в возрасте около ста лет, но тогда показалось что это удивительный подарок судьбы именно им...
1 год назад. Гронт на вечеринке в Политехникуме склеил Крокс. Оказалось, что есть в природе такое очаровательное и непоседливое юное человеческое существо женского пола. Как сообщила Сэлли «По интеллекту Крокс очень умная, но по жизни ни фига не соображает, что делает». В результате, Сэлли стала прабабушкой. А квартира Тулла и Ноэми, в который раз превратилась в семейный кампус юниоров. Бедлам, кошмар, но, наверное, это и называется счастьем, когда вокруг столько любимых людей."
https://www.proza.ru/2011/06/11/826
В общем, такие дела, а если кто-то разбирается в теме профессионально - будет интересно узнать мнение такого участника по всему изложенному.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →