Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Надо убрать из лунной и марсианской программ всего два фактора: дороговизну и героизм.

Начнем с денег (поскольку, согласно правилу Тодда, о чем бы вам не говорили, речь идет о деньгах). Вот расклад, приведенный в статье:
"Когда NASA отправит людей на Луну и Марс, и сколько это будет стоить" (22.04.2019, Николай Хижняк)
https://hi-news.ru/technology/kogda-nasa-otpravit-lyudej-na-lunu-i-mars-i-skolko-eto-budet-stoit.html
"Миссия на Марс является лишь частью общей новой программы пилотируемых космических исследований NASA, которая, по оценкам аналитиков, обойдется США к 2037 году примерно в 217,4 миллиарда долларов. Эти деньги собираются потратить не только на полеты к Марсу, но и на проекты на околоземной орбите, а также на разработку элементов марсианской инфраструктуры, которые потребуются в дальнейших миссиях американского агентства...
...Документ проводит оценку трехступенчатой системы, которую NASA собирается использовать для пилотируемых полетов к Луне. Ее устройство агентство представило в прошлом году. Тогда речь шла об использовании систем с многоразовой первой ступенью, космическим аппаратом и расходными ступенями для посадки на поверхность Луны. С учетом этого, документ указывает, что посадочные модули и система дозаправки обойдется агентству в 8 миллиардов долларов. Такие затраты позволят провести серию из нескольких пробных беспилотных миссий, а также пяти пилотируемых посадок на спутник. Дополнительные 12 миллиардов долларов придется потратить на запуски SLS, космических аппаратов «Орион», а также другие миссии по доставке посадочных модулей, топлива и других грузов на спутник. Указывается, что в озвученные цифры не включена стоимость самой разработки SLS, «Ориона» и станции Gateway.

В дополнение к этому специалисты STPI сообщают, что согласно их оценке, стоимость первой высадки на Луну обойдется NASA примерно в 2,44 миллиарда долларов. Эти деньги пойдут как на сами запуск, так и на разработку необходимого для него оборудования. Еще несколько миллиардов потребуется потратить на создание посадочных модулей."
(Вот такие денежные суммы).
Задумаемся. Откуда они?

Попробуем поискать цены на достаточно тяжелые ракеты-носители в массовом коммерческом секторе. Такой сектор есть - это военная техника. Пос
Цитата из статьи "КНДР 4 июля испытала ракеты Scud нового типа"
7 июля 2009
http://www.arms-expo.ru/news/archive/kndr-4-iyulya-ispytala-rakety-scud-novogo-tipa-07-07-2009-10-46-00/
"По утверждению Сеула, в субботу из запущенных семи ракет, две были малой дальности. Южнокорейские эксперты считают, что дальность полета ракет Scud нового типа и "Нодон" была сознательно снижена. По информации сеульской газеты "Тона ильбо", общая стоимость учений обошлась Пхеньяну примерно в 43 млн. долларов.
Так, по оценке газеты, стоимость одного Scud составляет 4-5 млн. долларов, а "Нодон" – около 10 млн. долларов. Субботние испытания, по данным информагентства Ренхап, свидетельствуют о том, что КНДР существенно улучшила характеристики своих ракет. Как считают военные эксперты Южной Кореи, окончательные результаты полного анализа результатов последних пусков могут быть получены примерно через неделю.
По оценкам западных экспертов, в настоящее время КНДР может иметь около 1000 баллистических ракет. В их числе может быть 670-690 ракет Scud различных типов и около 320 ракет типа "Нодон" средней дальности."
(Совсем другие денежные суммы).
Эти суммы (5 -10 млн. долларов при серийном выпуске) видимо и должны стать ориентирами.
Они корреспондируют с ценами космических носителей, как штучных изделий:

Вот статья Риа "Новости" 2 октября 2018. "Стала известна стоимость коммерческого запуска "Союза" с блоком "Фрегат".
https://ria.ru/20181002/1529826936.html
"В ходе первого дня Международного астронавтического конгресса в Бремене наша команда анонсировала базовую цену на запуск ракеты "Союз-2.1" с разгонным блоком "Фрегат", она составляет 48,5 миллиона долларов"

Таким образом: речь должна идти не о десятках и сотнях миллиардов долларов. а о десятках и сотнях миллионов долларов. Это таки две большие разницы, как говорили в старой Одессе.
Тут справедливо замечание: запустить куда-то груз. и запустить живой экипаж - это тоже две большие разницы. Экипажу нужен обитаемый модуль. А это очень дополнительные деньги (как говорили, опять-таки в старой Одессе).

Ладно, поговорим о дополнительных деньгах на обитаемый модуль.
Нам опять есть с чем сравнивать.
На рынке сейчас есть широкий спектр аппаратов, имеющих также изолированный обитаемый модуль.
Это частные субмарины. Обзор цен на них (уже включающий профит производителей и дилеров - т.е. заряженных цен, как водиться на рынке предметов роскоши) есть здесь:
"10 самых эксклюзивных частных подводных лодок"
https://bigpicture.ru/?p=566242
"Частная подводная лодка Nautilus VAS — $2,7 миллиона
Эта роскошная субмарина «военного образца» вмещает до 8 человек, способна погружаться на глубину до 2000 метров и может оставаться под водой в течение 4 дней. Подлодка оборудована шлюзовым отсеком, позволяющим дайверам покидать борт и осматривать глубоководное пространство. В Nautilus VAS также имеется гальюн, лестница, мини-бар, цифровое телевидение и стереосистема."
"Подводная лодка «Nomad 1000» — $6,5 миллиона
«Nomad 1000» — это автономная подводная лодка, которая способна держаться на поверхности (с помощью мощных дизельных двигателей) одну минуту, а затем исчезнуть под водой в течение следующей. Субмарина способна покрыть до 1000 морских миль (1850 километров) и оставаться под водой в течение 10 дней.
С полутораметровых акриловых смотровых окон открывается впечатляющий вид на морские просторы. Лежа на двуспальных кроватях, пассажиры имеют возможность наслаждаться «подводным кино», а 1000-ваттные кварцевые галогенные подводные фары будут разгонять мрак. На палубах подлодки, рассчитанных на 30 пассажиров, расположены каюты с ванной комнатой, а также просторные гостиные со столовой."
"Субмарина «Seattle 1000» — $25 миллионов
«Seattle 1000» — это огромное судно длиной 36 метров и высотой с трехэтажное здание, которое может оставаться под водой в течение 20 дней. Дальность ее плавания составляет 3000 морских миль (5550 километров), а это означает, что на подлодке можно отправиться в трансатлантическое путешествие. Мегаглубинная субмарина также может похвастаться 5 каютами, 5 ванными комнатами, 2 тренажерными залами, винным погребом, кухней, акриловой палубой для отдыха пассажиров, кормовым отсеком для ныряльщиков. Иллюминаторы большой гостиной достигают 2,5 метра в диаметре. Пожалуй, данную субмарину можно назвать одной из самых роскошных в мире."
(Вот оно как!)

Можно убедиться, что обитаемый модуль, даже огромный (по меркам астронавтики), никак не изменит названный порядок денежных сумм на пилотируемые полеты.
Так что в опубликованных ценах на пилотируемые программы - лунную и марсианскую - похоже, как минимум, два нуля лишние.
После этих соображений о деньгах, перейдем к героизму, и рассмотрим ближайший реалистичный проект - это упомянутая выше "станция Gateway".

Полное название станции: Lunar Orbital Platform-Gateway.
Предполагается. что она будет выведена на орбиту Луны в середине 2020-х
"Промежуточная станция
Чего ждать от проекта международной базы на окололунной орбите"
15 Мая 2018
https://nplus1.ru/material/2018/05/15/lunar-station
В статье много картинок, но нет четкого указания параметров обитаемого модуля станции.
Но эти параметры есть здесь:
"Представлен жилой модуль будущей окололунной станции"
18 августа 2018 Алексей Евглевский "
https://naked-science.ru/article/hi-tech/predstavlen-zhiloy-modul
"Форма модуля цилиндрическая, его ширина — четыре с половиной метра, а длина — 6,7 метра. Капсула должна стать удобным жильем для космонавтов на срок от 30 до 60 дней, поэтому инженеры превратили ее интерьер в трансформер. В ней уместились научная установка, система жизнеобеспечения, спальные места, тренажеры и роботизированное рабочее место."

Сравним с обитаемым модулем орбитальной станции "Skylab" (находившейся в космосе с 1973 года по 1979 год):
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/ziv/2004/3/skayl.html
"Самый большой отсек, переоборудованная ракетная ступень под бытовые помещения и лабораторию, — основной блок длиной 14.6 м и диаметром 6.5 м, объемом 292 м3 и массой 35.4 т. Водородный бак ступени S-IVB был разделен решетчатой перегородкой на лабораторный и бытовой отсеки высотой 6 и 2 м. В лабораторном отсеке выполнялись тренировки и эксперименты (16.7 м2); бытовой предназначался для отдыха, приготовления и приема пищи (9.3 м2), личной гигиены (душ, умывальник, туалет; 2.8 м2) и сна (спальные каюты, 6.5 м2)"
Примечание: 292 м3 - это свободный объем, а полный объем (V=H*D^2*пи/4) равен 463 м3

Итак:
1973 год. "Skylab", H =14.6 метра, D = 6.5 метра, V = 463 м3
2025 год. "Gateway", H = 6.7 метра, D = 4.5 метра, V = 102 м3
Что-что??? На кого рассчитан "Gateway"? На реальных людей, или на хоббитов Толкиена?
Если на реальных людей, то это должны быть какие-то супергерои типа космического Диогена.

Вообще-то даже "Skylab" был рассчитан на супергероев. Попробуйте-ка пожить месяц в таком замкнутом объеме, причем без гравитации. Длительное пребывание в этих условиях. как известно. приводит к деградации костей и кровеносных сосудов, так что по возвращении на Землю, астронавтам приходится проходить длительный курс биологической реабилитации. Это (заметим) при том. что в полет они отправляются с превосходным здоровьем - таков критерий отбора. Иначе - см. сцену похорон в открытом космосе из культового фильма "Звездный десант", только в упрощенной версии (упаковочный мешок вместо гроба, и никаких ритуальных красот).
Тут мы приходим к вопросу: почему заранее проектируется не станция для нормального обитания, а полигон героизма, в котором смогут обитать лишь люди, прошедшие какой-то чудовищно жесткий отбор и чудовищно сложные тренировки, причем готовые к долгому нездоровью по возвращении?
Давно пора проектировать станции в расчете на работу там нормальных ученых. которые не относятся к когорте супрергероев, зато являются высококлассными специалистами.

Что характерно - проект такой станции давно существует.
"Космическая станция Вернера фон Брауна."
http://astrotek.ru/kosmicheskaya-stanciya-vernera-fon-brauna/
"Во время проведения Первого Симпозиума по космическим полётам, состоявшегося 12 октября 1951 года в Нью-Йорке, Фон Браун предложил орбитальную станцию в виде тороида (кольца), первоначальный проект которой относился ещё к 1946 году.
Форма космического аппарата была выбрана далеко не случайно. Её корпус собирался из 20 цилиндрических секций, каждая длиной 8 метров и шириной 3 метра. Общий диаметр станции составлял 50 метров. В середине находился центральный модуль с двигателями и оборудованием.
Он крепился к секциям при помощи специальных силовых конструкций, а для перехода экипажа от жилых отсеков к приборному использовалось два узких туннелеобразных трубы. Электропитание станции производилось при помощи аккумуляторов, работавших от солнечных батарей. Была также предусмотрена система искусственной гравитации, обеспечивавшейся при помощи вращения станции.
В 1952 году появился новый проект станции, диаметр которой был увеличен до 75 метров, а команда составила 80 человек. Теперь цилиндрические секции изготовлялись из каучука специального состава – их должны были доставлять на орбиты в “упакованном” виде, что заметно сокращало стартовую массу ракеты-носителя. После этого их надували уже на орбите, соединяли в тороид на каркасе из пластика, и укрепляли металлическими вставками.
Внутри станция делилась на несколько отсеков. Самые дальние отдавались под различное оборудование, соединительные кабели, систему стабилизации и т.д. Для экипажа было предусмотрено два жилых отсека, располагавшихся ближе к переходам, ведущих к центральной приборной секции. Остальные отсеки были заняты аппаратурой"

Вот это - реалистичная обитаемая станция, в которой может длительное время с приемлемым комфортом, при достаточной гравитации, жить нормальный человеческий экипаж.
Постройка ее - тоже вполне реалистичная. если ориентироваться на объективные цены (см. выше).
А то, что предлагается для "Gateway" - ни к черту не годится.
В общем, вывод из всего этого:
Если убрать дороговизну и героизм -привлекательность и реалистичность пилотируемых полетов на Луну и на Марс вырастут качественно. От дикой экзотики - к реальным задачам. Такие дела.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 142 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →