Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Анатомия порченных денег: от медяшек Арстофана до биткоина и цукербакса.

Настоящими деньгами, неподдельными ничуть,
Лучшими из самых лучших, знаменитыми везде
Среди эллинов и даже в дальней варварской стране,
С крепким правильным чеканом, с пробой верной, золотой
Мы не пользуемся вовсе. Деньги медные в ходу,
Дурно выбитые, наспех, дрянь и порча, без цены
(Аристофан. "Лягушки" 405 году до н. э.)

Поводом к этому ОП стало заявление Facebook о готовности к выпуску криптовалюты Libra (она же - цукербакс). Это было ожидаемое событие с учетом эскалации порчи фиатных денег (т.е. обычных национальных валют, эмитируемых после отмены Золотого стандарта в 1976-м).
Перенос центра прибыли из сферы товаров в сферу денег, привел к Великой Рецессии в 2008-м через период, примерно равный смене одного поколения людей. Перепроизводство порченных денег и финансовых суррогатов (ценностная порча) и зарегулированность денежных расчетов в интересах правительств (функциональная порча) опрокинули основное правило капитализма:
"Деньги делают деньги".
Деньги испортились настолько, что стали делать убытки (феномен отрицательных процентных ставок и облигаций с отрицательной доходностью).
Явная невозможность выхода из 10-летнего финансового штопора, привела к двум эффектам, непосредственно следующим из закона Коперника - Грешема (о преимуществе плохих денег).
1. Буму криптовалют у мелких пользователей (за 2017-й курсы выросли от 1700% у биткоина до 10.000% у этериума).
2. Буму золотых резервов у крупных пользователей (за 1-й квартал 2019-го золотые запасы в мире выросли на 68%).
Если эффект-2 типичен для закона Коперника-Грешема, то эффект-1 обладает некой новизной.

Далее: о новом эффекте законе Коперника - Грэшема, о каменных деньгах Микронезии, об иллюзии надежности криптовалют (и вообще блокчейна), и о цукербаксе, как уровне ниже дна.

Закон Коперника - Грэшема (сформулированный в XVI веке) сообщает: в условиях, когда правительство приравнивает плохие деньги к хорошим, плохие деньги вытесняют хорошие из оборота.
Объяснение тривиально. При наличии двух номинально равных видов денег - хороших (имеющих собственную ценность) и плохих (не имеющих собственной ценности), пользователь склонен использовать хорошие деньги, как резерв, а плохие деньги - как средство расчетов. Соответственно, в обороте остаются только плохие деньги.

Применительно к сложившейся ситуации "штопорной" мировой рецессии:
Эффект-2 (резервирование золота теми пользователями, которые имеют доступ к золотым торгам на бирже) - является классическим.
Эффект-1 (резервирование криптовалют теми пользователями, которые не имеют доступа к золотым торгам на бирже) - является новым, и может быть назван "эффектом замещения золота" в условиях ограничения доступа к свободному рынку обычного золота.

Специфика эффекта-1 в том, что национальные валюты вроде доллара и евро, играющие роль "мировых денег" стали в некотором смысле даже хуже, чем криптовалюты вроде биткоина.
Как отмечено выше, порча "мировых денег" имеет два аспекта:
(а) ценностная порча - вызванная перепроизводством этих денег, как псевдо-товара.
(б) функциональная порча - вызванная зарегулированностью денежных расчетов в интересах правительств. Проще говоря: если до 1980-х пользователь денег мог заплатить ими кому угодно за что угодно, а банк служил лишь исполнителем платежа, то теперь банк контролирует пользователя, запрещает ему ряд платежей, или вообще блокирует эккаунт "за подозрительные операции". И это - на фоне ширящейся кампании за отмену наличных денег (последнего бастиона свободных расчетов). Дело идет к тому, что пользователь обычных безналичных денег вообще сможет тратить их лишь на ограниченный список покупок, причем лишь у продавцов из списка "добропорядочных".

В таких условиях криптовалюты вообще (и биткоин в частности) выглядят для пользователя такими же пустышками, как национальные валюты (а), но хотя бы не подконтрольными банку и неограниченными по функциональности (б). Этого было бы недостаточно для популяризации биткоина, как средства резервирования, но сыграл особую роль миф о защищенности биткоина (и вообще криптовалют, построенных по схеме блокчейн).

Тут следует объяснить, почему криптовалюты такого типа на самом деле столь же беззащитны, как национальные валюты. Разница лишь в том, от чьего произвола беззащитен ресурс.
Национальные валюты беззащитны перед произволом правительств и банков.
Криптовалюты блокчейн-типа беззащитны перед произволом крупных держателей и бирж.

Для объяснения по таким криптовалютам пригодится хорошая аналогия которую привел Илья Хель в статье "Что такое биткоин: простое и понятное объяснение" (Hi-News, 02.12.2013)
"В западной части Тихого океана есть остров под названием Яп. В течение нескольких сотен лет коренные япетцы использовали уникальную форму валюты — раи, или каменные деньги. Камни, до нескольких метров в поперечнике, которые весили несколько тысяч килограмм...
Когда владелец крупного камня раи желал обменять его, он просто объявлял сообществу, что собственность переходит новому владельцу, и его признавали все; физически камень мог никогда не передвигаться. По мере того, как камнями торговали туда-сюда, каждый камень собирал длинную цепочку операций, признанных обществом и хранимых в коллективной памяти островитян. Транзакция заверялась обществом".
Как отмечает Илья Хель, современные криптовалюты - это аналог этих огромных япских каменных монет - раи, а технология блокчейн - это аналог записи цепи операций с монетой, многократно дублированная в памяти живых людей-пользователей.

Все замечательно и очень надежно - в отношении каменных монет раи, поскольку на микронезийских островах Яп всего около 8000 жителей. Все знают всех или лично, или через общих знакомых. Совсем другое дело - криптовалюты с десятками миллионов пользователей. Платежи и подтверждения происходят между людьми, у которых нет и не будет общих знакомых. Сама процедура хранения цифровых монет и подтверждения платежей - компьютерная, причем имеющая запредельную вычислительную сложность для пользователя.
Тут возникает естественный вопрос воровства.
Разумеется, на островах Яп кто-то тоже может заявить: "эта каменная монета - моя".
Но, поскольку все знают всех, а большая часть островитян - сравнительно честные люди, то вороватый претендент будет выявлен, побит, и брошен акулам - как-то так.
В ситуации с криптовалютой нечего надеяться на чью-то честность (мы ведь цивилизованные люди, с детства усвоившие категорический императив Рокфеллера: не пойман -не вор). И потому, рассчитывать можно лишь на несогласованность действий вора с большинством других пользователей. Собственно, весь майнинг цифровых коинов с огромным объемом вычислений, требуется именно для того, чтобы сравнивать дубликаты записей цифровых операций с этими виртуальными монетами, и своевременно отсекать воровские фальсификации.

Как доказал д-р Лесли Лэмпорт (всемирно-известный эксперт по прикладной математике и информатике, включая вопросы блокчейна и цифровых подписей), процедура контроля будет работать только если при количестве воров N количество честных не менее, чем 2N+1.
Иначе говоря: если кто-то породит столько воров-ботов, что их число составит половину от числа обычных пользователей данной криптовалюты, то он может разграбить крипто-кошелики.

Пример: в 2011 году на Mt.Gox (крупнейшей в мире биржи цифровых валют, через которую проводилось более 70% всех биткоин-транзакций) случилась кража с выводом биткоинов в обычную валюту. Было украдено около 850.000 биткоинов, а их вывод в обычную валютту привел к временному падению курса с 17 до 0.01 доллара за биткоин.

В общем, защищенность как электронных криптовалют с хваленым блокчейном обычных "банковских" денег (тоже давно уже электронных) - лишь чуть больше, чем никакая.
И уж конечно, она несравнимо ниже, чем защищенность обыкновенных физических золотых монет, припрятанных владельцем без информирования посторонних о местоположении схрона.
Вору придется во-первых, добыть информацию (не выложенную в публичную сеть), во-вторых совершить, как минимум, физическую кражу со взломом. Это намного сложнее, чем купить в даркнете хакерскую программу и нажать дюжину кнопок - не так ли?

Все это хорошо известно крупным государственно-банковским администраторам денежных рынков, поэтому никто из мировых "тяжелых фигур" всерьез не борется с криптовалютами, но когда, например, Муаммар Каддафи задумал выпустить на рынок физическую валюту, в виде монет (т.н. "золотой динар") - его стремительно объявили врагом человечества и довольно быстро убили.

Теперь перейдем к другому персонажу: Марку Цукербергу и его плане криптовалюты Facebook Libra (она же - цукербакс). Никто из "тяжелых фигур" не собирается объявлять его за это врагом человечества и быстро убивать. Значит Цукерберг делает то, что выгодно мировой финансовой олигархии, в т.ч. национальным правительствам "ведущих мировых держав". Это (заметим) несмотря на его анонсированный план превратить цукербакс в мировую резервную валюту, взамен традиционному баксу, официально именуемому долларом США.

Вообще-то, зная биографию Марка Цукерберга, можно заранее сказать: из тех, кто примет очередную предложенную им массовую игру, большинство просто потеряют деньги и/или нервы, при том, что Цукерберг выйдет сухим из воды (как было в эпической истории с торговлей собранными профилями пользователей Facebook). Коррупцию никто не отменял, это понятно.
Так что, тема цукербакса была бы совершенно неинтересна - если бы не одно "но". Вот оно:
Инициатива Facebook Libra поддержана на самом высоком финансово-олигархическом уровне. Поддержана - не смотря на скептические отзывы от авторитетных финансовых аналитиков.
Значит, афера с цукербаксом намного крупнее даже чем предыдущие художества Facebook.

Пофантазируем о том, чем может быть эта афера. Допустим, криптовалюта Facebook Libra (по каким-то странным причинам - опять вспомним о коррупции) оправдала анонс. и действительно заместила доллар США и евро ЕС в качестве мировых денег. Пользовательские средства массово перелились в Facebook Libra, а денежная масса долларов и евро - сжалась, скажем втрое против нынешнего. Далее - поворот ключа, и...
...Почти вся масса цифровых монет Facebook Libra исчезает (как масса биткоинов в 2011 году на Mt.Gox).
Прекрасный финал!
Кошмарные последствия перепроизводство ведущих национальных валют мира - преодолены.
Избыточно эмитированные деньги списаны.
При этом богатые в очередной раз стали еще богаче, а бедные - еще беднее.
Можно снова начинать глобальную кредитную игру с уровня 1976 года.
Крупное достижение - ведь в прошлые два раза ради такого списания денег и долгов приходилось устраивать мировую войну (мероприятие дорогое, рискованное и грязное).
А тут - несколько дешевых цифровых движений, и тот же результат.
Фишки в жульническом мировом покере изымаются у всех плебеев, уходят в кассу казино, и далее вновь выдаются плебеям под проценты. Великий комбинатор Остап Бендер аплодирует. Такие дела.

Вместо эпилога.

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам,
Несите ваши денежки — иначе быть беде.
И в полночь ваши денежки заройте в землю там,
И в полночь ваши денежки заройте в землю, где?...
...Не горы, не овраги и не лес,
Не океан без дна и берегов,
А поле, поле, поле, поле Чудес,
А поле, поле, поле, поле Чудес,
Поле чудес в Стране Дураков.
(Булат Окуджава - песенка жуликов из "Приключений Буратино")

Кстати: по некоторым данным, в связи с парадом легалайза в Северной Америке, ряд мелких инвесторов задумываются о том, чтобы использовать экстази, как домашнюю резервную валюту. В смысле закона Коперника - Грешема, экстази - это хорошие деньги, поскольку оно обладает собственной ценностью. Хорошее настроение всегда будет в цене. Такие дела.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 412 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →