Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Комедия "Неизвестный либерализм" - спор двух бедуинов о яхтинге.

Этим летом случился заочный спор о либерализме между Путиным и Фукуямой, достойный пера великого баснописца Лафонтена. В подражание Лафонтену, можно аллегорически представить двух бедуинов, кочующих по пустыне на верблюдах. Вот они встретились, поставили шатер между барханами, налили себе по чашке чая, и началась у них светская беседа о яхтинге. При том, что они оба никогда не видели ни моря, ни яхты - только слышали что-то от торговцев.
"Яхта это дурацкая штука, - говорит первый бедуин, - вот говорят, что верблюд это яхта пустыни, значит яхта это верблюд моря. Но как верблюд мог бы ходить без ног?"
"Вовсе не дурацкая - возражает второй бедуин, - ведь, например, змея ходит без ног".
"Конечно, - соглашается первый, - змея ходит без ног, на брюхе. Но это потому, что она легкая и гибкая, может извиваться. А если верблюду отрубить ноги, и если даже он при этом выживет, то никак не сможет ходить по барханам, извиваясь на брюхе".
"Верблюду не придется извиваться, - снова возражает второй, - надо хорошо отполировать верблюжье брюхо, а к морде привязать штуку вроде шатра на легком каркасе, чтобы ловить ветер. Называется: парус. И ветер потащит этого верблюда без ног по барханам".
"Ты сам не веришь, что говоришь, - заявляет первый, - может, сильный ветер протащит верблюда с этой штукой, но только по ровному месту и только туда, куда ветер дует".
"В этом весь смысл яхтинга, - говорит второй бедуин, - на яхте ходят только по той части моря, где барханы невысокие и где ветер дует туда, куда надо яхтсмену".
"А если, все же, там высокий бархан, или ветер сменился?" - спрашивает первый бедуин.
"Тогда яхте нужны ноги, но только незаметные, чтоб не портить вид", - объясняет второй.
"А почему на яхте не сделать обычные верблюжьи ноги?" - удивляется первый.
"Потому что тогда это нельзя будет назвать яхтой", - авторитетно сообщает второй бедуин.

Это (повторю) была короткая басня - подражание Лафонтену. А вот жизненная комедия - заочный спор о либерализме между двумя реально существующими персонажами. Можно ознакомиться с прямой речью:

КОММЕНТАРИИ. Путин: "Либерализм изжил себя.
https://ru.euronews.com/2019/06/28/ru-putin-on-liberalism
ПРЯМАЯ РЕЧЬ. "Фрэнсис Фукуяма о прошлом, настоящем и будущем либерализма".
https://www.golos-ameriki.ru/a/fukuyama-on-putin-liberalism/4998320.html

Как мнение Путина, так и мнение Фукуямы о либерализме имеют не больше отношения к либерализму, чем безногий (или условно-безногий) верблюд - к океанской парусной яхте.
Вообще-то либерализм - это экономико-политическое учение, которое сформулировано Джоном Локком в XVII веке, причем очень понятно и умеренно лаконично:

"Абсолютная деспотическая власть, или управление без установленных постоянных законов, не может ни в какой мере соответствовать целям общества и правительства, для которых люди отказались от свободы естественного состояния и связали себя соответствующими узами, только чтобы сохранить свою жизнь, свободу и имущество и чтобы с помощью установленных законоположений о праве и собственности обеспечить свой мир и покой. Нельзя предположить, чтобы они намеревались, даже если бы они и были в состоянии поступить так, передать какому-либо лицу или нескольким лицам абсолютную деспотическую власть над своими личностями и достоянием и вложить власть в руки должностного лица для того, чтобы тот неограниченно творил произвол в отношении их. Ведь это значило бы поставить себя в еще более худшее положение, чем естественное состояние, когда они обладали свободой защищать свои права от посягательств других и в равной мере имели силу, чтобы отстоять их, подвергшись нападению одного человека или сразу многих. Если же мы предположим, что они подчиняли себя абсолютной деспотической власти и воле одного законодателя, то они обезоружили себя и вооружили его, так что он в любую минуту может сделать их своей добычей" (Джон Локк).

Либерализм - это просто учение о негодности деспотичной власти, и о предпочтительности политической власти, основанной на общественном договоре, заключаемом между всеми людьми в обществе (или по крайней мере между большинством людей) для практической личной пользы каждого.
Такие дела.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 171 comments