Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Мечта (американская, африканская, китайская, европейская) как социальный инструмент.

Этой темой можно открыть серию о том, что такое социальная мечта. Обычно термин "мечта" применяется:
- Во-первых, к чему-то индивидуальному (или, максимум, к чему-то общему для группы людей, осознанно нашедших друг друга и объединившихся на базе общих идеалов и ценностей).
- Во-первых, к чему-то практически недостижимому (не настолько недостижимому, как волшебная сказка, но все-таки - далекому от возможности практической реализации).

Применение термина "мечта" к социуму, к этносу, к нации, к населению страны - довольно редкий феномен. Американская мечта - пожалуй, единственный случай, когда мечта, объявленная с эпитетом, указывающим на страну или нацию, стала всемирно и повсеместно известной. И эта мечта подразумевает пусть не полное достижение, но достаточное приближение (что-то вроде: реальные одноатомные газы ведут себя приблизительно как идеальный газ)

Намного более известны случаи, когда с эпитетом, указывающий на страну или нацию, применяется слово "идея"(например - германская идея, русская идея, европейская идея, вообще - национальная идея) - причем в этих случаях под "идеей" понимается нечто очень далекое от человека, совершенно чуждое интересам человека-индивида, и противоречащая этим интересам. "Национальная идея" подразумевает сервильность человека по отношению к некому государству-нации, или (как иногда выражаются европейские философы) некую "азиатчину".
Действительно, впервые подобная идея встречается еще у Конфуция в VI - V веке до н.э., хотя политического экстремума она достигла в 1930-х - в советской идеологии сталинизма, итальянской идеологии фашизма, германской идеологии национал-социализма, и японском культе нации-императора (выразившейся наиболее ярко в феномене "камикадзе" - прямого массового принуждения к боевому суициду в контексте этого культа). Практика боевого суицида "камикадзе" была импортирована в конце XX века в идею "нации ислама", хотя в предельно упрощенном виде - но это отдельная история.

Социальная (или национальная) мечта - напротив, обращается непосредственно к интересам человека, причем к самым обычным, простым, бытовым интересам. В этом плане американская мечта уникальна, как минимум, по четырем причинам:

Во-первых: хотя многие авторы выводят ее косвенно из "Декларации независимости США" (1776 г.), и даже из идеи переселенцев на "Мейфлауэре" (1620 г.), впервые американская мечта была прямо заявлена в книге Джеймса Адамса "Американский эпос" (The Epic of America) в 1931 г., когда вся Евразия с островами-спутниками погрузилась в национальные идеи фашистского толка. По сути, произошло четкое противопоставление двух социальных идеалов: условно "евразийского" (человек - слуга и опция, государство-нация - хозяин и смысл) и "американского" (человек - хозяин и смысл, государство - слуга и опция).
Во-вторых: американская мечта - как схема с человеком, как смыслом, стала предметом жесткой критики в самой Америке, еще до публикации "Американского эпоса". В 1914 в книге "Drift and Mastery" (Пассивность и господство) журналист Уолтер Липпман (выступающий в некотором смысле с платоновских "надчеловеческих" позиций) пишет: "Американский темперамент в общем склонен к эдакому мистическому анархизму, при котором естественная природа каждого человека обожаема и воспринимается как спасение для общества... Неорганизованный человек - соль земли". Он полагал, что американская мечта о непрерывном прогрессе в интересах людей-индивидов должна быть как-то ограничена, потому что такая мечта (по его мнению) не более чем фантазия, отвлекающая нас от реальности.
В-третьих: американская мечта сохранила прогрессивный бустерный социально-экономический потенциал до сих пор, причем нет никаких разумных причин считать, что она утратит этот потенциал в XXI веке. Вопреки скептицизму Липпмана (отчасти обоснованному в 1914-м), НТР 1940-х - 1970-х показала, что никакие ограничения американской мечты объективно не требуются (причем не важно, идет ли речь об Америке или о любой иной развитой стране).
В-четвертых: сейчас, по причине все более явной неизбежности НТР+, американская мечта снова начинает играть роль всемирного яблока раздора - как в 1930-х.

В наше время в книге "Too Big to Fail" журналист Эндрю Росс Соркин, исследуя этот феномен в историческом развитии, пишет: "Американская мечта, концепция которой появилась в конце 1940-х, в 1950-е и 1960-е годы. Она состоит в том, что если ты ходил в школу, повзрослел и ведешь себя хорошо, тебе даже не обязательно идти в колледж, ты все равно найдешь работу, купишь дом, родишь детей, заведешь собаку, поставишь забор, уйдешь на пенсию в начале седьмого десятка, и жизнь сложится".
Тезис "тебе даже не обязательно идти в колледж" неявно отсылает к сюжету романа Уинстона Грума "Форрест Гамп" (1986 г.), экранизированного 1994-м. О "Форресте Гампе" следовало бы поговорить подробнее -поскольку в некотором смысле это самое яркое художественное представление гуманистической компоненты НТР - но оставим это для другого раза.

Сейчас - в заключение - несколько слов о других концепциях национальной мечты.

Африканская мечта - сформулирована в книге Питера Абрахамса "Венок Майклу Удомо" (1956). Вообще-то в книге это не названо африканской мечтой, и показано отчасти в негативном ключе, как проявление первобытного трайбализма в этнополитическом пространстве народов банту. Суть можно определить словами: "будем жить ближе к природным мотивам, как древние предки, но несколько более благополучно в материальном плане, будем сами собой и оставим погоню за престижем и успешностью - тем, кто заразился Западом, кто в погоне за меркантильной успешностью, забывает жить в реальном мире сегодняшнего дня на этой земле".

Китайская мечта - сформулирована в начале 1960-х, Ли Куан Ю, диктатором Сингапура, и названная "государство-нянька". В отличие от современной европейской мечты (см. ниже), китайская мечта подразумевает государство не как няньку, а как надсмотрщика. Этот надсмотрщик организует людей в этакий комфортабельный концлагерь. заставляет их усердно трудиться и вести высокоморальный образ жизни - как надсмотрщик это понимает. Надо отметить, что на короткий период (1980-е и первая половина 1990-х) китайская мечта в Сингапуре была в основном реализована. С 1997-го она начала медленно разрушаться.

Европейская мечта - сформулирована позже всего - в 2016-м. Она дана в статье Иды Окен "Добро пожаловать в 2030 год". Там показано действительно государство-нянька, которое заботиться о людях, не имеющих ни собственности, ни семьи (в каком бы то ни было смысле) и ведущих комфортный здоровый бесконфликтный образ жизни, не ставя перед собой материальных целей, и занимаясь в основном своими экзистенциальными психологическими вопросами.

Вот такой спектр. Продолжение следует.

Материалы для желающих углубиться в тему (для начала) американской мечты с риском потери иллюзий:
1.«Американская мечта» как проявление феномена мультикультуры
https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=4134
2.Американская мечта
http://www.historicus.ru/amerikanskaya_mechta/
3.«Кровь и почва» уходят из-под ног.
События в Шарлоттсвилле заставили Америку говорить о призраках гражданской войны
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/08/15/73484-krov-i-pochva-uhodyat-iz-pod-nog
4.Гипертрофированный антифашизм возродил одержимость расовым вопросом
https://inosmi.ru/social/20171004/240429080.html
5. Конгресс осудил Трампа за расизм. Юридических последствий этот шаг иметь не будет
https://www.bbc.com/russian/news-49012401
6. "Я боюсь своего соседа": угрожающий рост ксенофобии в США
https://www.bbc.com/russian/features-40977164
7. За что Дональда Трампа любят в американской глубинке
https://www.bbc.com/russian/features-40705436
8. Что общего у "американской мечты" с белым национализмом?
https://www.bbc.com/russian/features-40924059
9. Шарлоттсвилл: трагедия самого счастливого города США
https://www.bbc.com/russian/features-40917047
10. Американская бойня: чему нас учит трагедия в Шарлоттсвилле
https://ria.ru/20170813/1500270834.html
11. “АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА”: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПТА И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ В РОМАНЕ Т. ДРАЙЗЕРА «АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ»
https://research-journal.org/languages/amerikanskaya-mechta-istoriya-razvitiya-koncepta-i-ego-interpretacii-v-romane-t-drajzera-amerikanskaya-tragediya/
12.Oпpeдeлeниe тepминa "Aмepикaнcкaя мeчтa"
http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/amerikanskaya-mechta/?q=458&n=378
13.Что такое американская мечта?
https://usamagazine.ru/chto-takoe-amerikanskaya-mechta/
14. Американская мечта
http://thisisusa.ru/americandream
15. Американская мечта
https://state-usa.ru/system/253-amerikanskaya-mechta
16. «АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА» В АМЕРИКАНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskaya-mechta-v-amerikanskoy-hudozhestvennoy-literature
17. Форрест Гамп (FORREST GUMP)
https://24smi.org/person/495-forrest-gamp.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 200 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →