Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Мечта мютюэлизма. Мир без доминирующего насилия. Убийственный гуманизм.

Мютюэлизм (или мутуализм) это взаимовыгодный симбиоз, широко распространенный в нечеловеческих и в некрупных неформальных человеческих сообществах. Человеческий мутуализм можно назвать коопераций, или добрососедством, или взаимным альтруизмом.
Организационно мутуализм видит общество, как кондоминиум или автономный поселок, правление которого нанимается и равно оплачивается жителями для выполнения строго определенных, жестко ограниченных функций: создания инфраструктуры и пресечения негативного насилия. Для применения позитивного насилия (защиты от насилия или от неисполнения добровольных сделок) предусмотрены простые выборные жюри. Этими двумя органами исчерпывается администрирование. В общем, это - форма анархизма со свободным предпринимательством, ограниченным защитой от конвертации ресурсов в социальное доминирование (т.е. в потенциал негативного насилия - вроде монополии и мафии). Мутуализм - это нулевая терпимость к доминирующему насилию. Цитата:

“Ей понадобилось прожить в Меганезии три четверти года, чтобы понять: тут вообще не принято унижать или «строить» кого-либо из тех, кто живет по соседству с тобой. Это выглядело, как благородный гуманизм, но было просто прагматикой, второй стороной принципа морских ковбоев - foa: «сильному врагу улыбайся в лицо и стреляй в спину». Некоторые азиатские мафиози подписали смертный приговор себе и своим родным, по ошибке решив, что дружелюбие foa - это признак слабости. За беспредел тут убивали без предупреждения, без жалости, без пафоса - типа, случайность, неизбежная на море. Это знали в «Стране foa» даже подростки: если их игрища переходили в кулачные бои, то в финале победители хвалили смелость побежденных. Благородный ритуал? Нет, снова прагматика, тоже принцип морских ковбоев: «если ты враждуешь с соседом, то его нож воткнется в твою спину, а если дружишь - то в спину твоего врага». Дружбу с соседом, ведущим себя адекватно, тут ценили всерьез”.
(Волонтеры атомной фиесты. https://www.proza.ru/2014/02/17/2302)

Тут показана схема сепарации насилия с учетом зоопсихологии человека. Как и у всех высших стайных приматов, у человека есть здоровый уровень агрессивности, который иногда спонтанно выражается в актах насилия. Это неустранимая данность. Но из этого совершенно не следует, будто общество обречено на культ силы и насилия. Тут лучше остановиться и обрисовать проблему подробнее.

Как уже отмечено, спонтанные акты насилия (попросту - драки) неустранимы.
В драке побеждает сильнейший (возможны нюансы, но сейчас речь о другом). Из этого тривиального факта официозные философы выводят неизбежность культа грубой физической силы, как метода доминирования, принуждения и подчинения чужой воле.
Из этой неизбежности они выводят необходимость государства, как носителя супер-силы. Лишь супер-насильник способен защитить физически слабого индивида от насилия со стороны более физически сильных сородичей. Разумеется, эта защита предоставляется лишь в обмен на лояльность слабых к культу доминирующей силы, в первую очередь - к культу супер-силы и власти государстава. В этом вся официозная философия.

При господстве такой философии, культ грубой силы пронизывает все общество.
Это культ внушается в патриархальной семье - через побои стороны отца и мужа.
Этот культ закрепляется в школе – через побои со стороны старших учеников.
Этот культ становится рефлексом преклонения перед грубой физической силой.
Этот культ, слегка маскируется «цивилизованностью», но фактически поддерживается государством через обычаи и через законы о «пределах необходимой обороны». Это ключевой момент. «Цивилизованный» закон требует от жертвы атаки – соблюдения «соразмерности» по отношению к атакующему. Это было бы уместно на боксерском ринге, где по условиям состязаются люди сопоставимой силы, причем добровольно, и лимитировано во времени. Победивший боксер не получает возможность диктовать побежденному свою волю, принуждать к чему-либо, и отбирать его имущество.
В ситуации социального насилия не соблюдается ни одно из этих условий.
Тем не менее, закон государства требует, чтобы слабейший вел себя «спортивно» при нападении сильнейшего.
Это в чистом виде поощрение культа грубой силы со стороны государства.
В этом основа философии государства (возникшего из доминирования грубой силы, и сохраняющего свое господство, поощряя культ грубой силы среди подданных). Если слабый индивид должен терпеть побои и подчиняться воле сильного, дожидаясь, пока государство соизволит ответить на жалобы – то это апофеоз беззащитности.

Теперь перейдем теме доминирования грубой силы с позиции философии мутуализма
Да, спонтанные акты насилия среди людей (попросту - драки) неустранимы.
Да, в драке побеждает сильнейший.
Но отсюда не следует, что сильнейший может диктовать побежденному свою волю, если социальная администрация недостаточно расторопна в своих полицейских функциях.
С позиции мутуализма, не должно быть никаких сдерживающих правил по отношению к принуждающему агрессору. Если жертва применит к принуждающему любое средство уничтожения – нож, топор, ружье или яд – это будет социально позитивный акт.
Принцип мутуализма: тот, кто практикует частное силовое принуждение - не живет и, вообще говоря, не важно, кто пресечет его жизнь. Сделает это полисмен, или жертва принуждения – безразлично. Тут главное, что достигнут и позитивен для общества.

В этике мутуализма, такие действия гуманны, поскольку соответствуют схеме, которая позволила человеку (разумному существу) занять определенное положение на планете.
Разум развился у человека как инструмент для несоразмерных методов борьбы против намного более сильных противников – всяких саблезубых тигров и пещерных львов. Первобытные люди вели себя «неспортивно». Они не сходились в боксерском поединке с крупными хищникам, а просто убивали их самыми эффективными методами.
Человеческое достоинство поддерживается именно сознанием того, что разум, при его надлежащем применении, дает возможность убить сколь угодно сильного противника. Достаточно лишь определить рациональное время, место, и метод.

Но (вот предвидимое возражение) не превратится ли тогда общество в арену жестокой войны на уничтожение всех против всех без правил?
Ответ отрицательный. В обществе, где отсутствует культ силы, нет регулярного мотива к насилию. А спонтанное насилие без последующего принуждения – оно и есть спонтанное, обусловленное зоопсихологией. Сколько-то его будет, но это вообще не проблема.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 209 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →