Сейчас еще одна сторона стала ясна - благодаря исследованию Andrew T. Jebb и др., опубликованному в журнале Nature Human Behaviour 2(1):33–38 · January 2018.
Исследование озаглавлено: "Happiness, income satiation and turning points around the world"* (Счастье, насыщение доходами и поворотные моменты во всем мире).
Цитирую из Abstract к статье (перевод мой): "Известно, что доход связан со счастьем, но споры о точной природе этих отношений продолжаются. Счастье растет бесконечно с доходом, или есть точка, в которой более высокие доходы больше не ведут к повышению благосостояния? Мы исследовали этот вопрос, используя данные опроса Gallup World Poll, репрезентативной выборки из более чем 1,7 миллиона человек по всему миру. Контролируя демографические факторы, мы используем сплайн-регрессионные модели для статистической идентификации точек «насыщения доходов». Во всем мире мы обнаруживаем, что насыщение происходит на уровне 95 000 долл. США для оценки жизни и 60 000–75 000 долл. США для эмоционального благополучия. Хотя, существуют значительные различия по регионам мира, причем насыщение происходит позже в более богатых регионах. Мы также обнаруживаем, что в некоторых частях мира доходы, превышающие насыщение, связаны с более низкими оценками жизни". Таблица в статье показывает: нигде этот уровень не превышает 125000 USD в год.
Итак: если бы в развитых странах типовой чистый доход от наемного труда или личного микро-бизнеса превысил 10 тысяч долларов в месяц - политический инструмент денежных вознаграждений и обещаний практически потерял бы эффективность. Почему это так важно:
В 1790-х в развитых странах, под влиянием материально-производственного, социально-образовательного, и спонтанно-организационного прогресса у политэлиты был фактически отнят инструмент типа:
"Трудитесь, если не хотите быть битыми".
Остался лишь инструмент типа:
"Трудитесь, если не хотите быть голодными".
В 1970-х в развитых странах, под влиянием НТР, оказался под угрозой и этот последний инструмент. Оплата за обычный типовой труд росла на 7 процентов в год, и (в пересчете на современную покупательную способность доллара) достигла почти половины уровня насыщения. Технические специалисты, получавшие больше (и попавшие по имущественной шкале в полосу среднего класса), уже перешагнули эту планку и отмечался эффект перехода мотивов труда - от денежного вознаграждения к профессиональной самореализации.
У пирамиды политической власти ослабли инструментальные подпорки и она зашаталась.
Несложный расчет показывал, что к 2000-му году точка насыщения будет достигнута, и подпорки рухнут, похоронив пирамиду статусов, обеспечивающую положение финансовой олигархии (и вообще - истеблишмента). С точки зрения классики капиталистического менеджмента, возникнет бешеная ситуация, когда квалифицированным работникам просто не захочется получать больше денег, поскольку "доходы, превышающие насыщение, связаны с более низкими оценками жизни"*. На самом деле, тут простая аналогия с голодом. Сытый человек просто не хочет проглатывать следующую ложку супа, она для него уже элемент переедания, а значит - вызовет дискомфорт. Также простая аналогия с интерьером жилья. Человек, обставивший квартиру, не захочет даже даром брать туда дополнительные предметы интерьера - они загромоздят свободное пространство, а значит - вызовет дискомфорт.
Над Основами Системы нависла угроза...
...И тогда, в 1970-х, политэлита сделала великое харакири: убила потенциал развития экономики.
Выражаясь эпически - лезвие неоконсервативной реформы рассекло центр жизненных сил общества: пронзила проекты, идущие в мейнстриме НТР (закрытие инновационных программ в астронавтике, прежде всего), отрезало деньги от реального эквивалента (отмена Бреттон-Вудского золотого стандарта) и пустило кровь малому бизнесу (бюрократическое подавление точек продуктивно-инновационного роста).
Результат: "Этот мир не для вас. Проблема на самом деле серьезнее, чем кажется. Да, во время последнего кризиса мы увидели скачок в росте реальных доходов. Но если снивелировать все эти небольшие взлеты и падения, то окажется, что покупательная способность американских зарплат не изменилась за последние 45 лет! Средняя ставка за час сегодня — 23,68 доллара, это ровно столько же для потребителя, сколько и средняя часовая ставка в 1973 году — 4,03 доллара. В реальности рост зарплат сильно зависит от размера этих зарплат. Бюро трудовой статистики США подсчитало, как растут в реальном выражении зарплаты с 2000 года. Для 10% самых низких зарплат в США среднегодовой рост составил 3%, для нижних 25% — уже 4,3%. Но вот для тех, кто получал 10% самых высоких зарплат, расклад уже другой: среднегодовой прирост составил 15,7%. То есть в пять раз выше, чем у 10% самых низких. И ответа, как можно изменить эту ситуацию, на данный момент нет". **
Спасая инструмент типа: "Трудитесь, если не хотите быть голодными", политэлита не только превратила стратегически-важную институциональную нищету в защищенный сегмент экономики, но и лишила западное общество - его мечты о всеобщем благоденствии. Мечта, видите ли. оказалась слишком близко. Теперь общество обычных людей в западном мире ищет другую мечту. Причем разные сектора общества делают это по-разному. Соответственно, ясно, что найденная мечта будет разной - и общество утратит системную целостность. В общем: произойдет гибель социально-экономической формации - как и полагается при харакири. Такие дела.
-----------------------------
Источники:
*) Happiness, income satiation and turning points around the world
Andrew T. Jebb, Louis Tay, Ed and Carol Diener, Shigehiro Oishi
https://www.nature.com/articles/s41562-017-0277-0
**) Зарплатный паралич. 29.08.2018
https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10627622
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →