Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Маниакальная водородная энергетика. Как превратить Европу в одну большую бомбу.

22.08.2019 "Новые технологии для защиты климата: возобновляемая энергетика производит "зеленый водород", чтобы он заменял дизель на транспорте, природный газ в отоплении и уголь в металлургии... В Германии сооружается крупнейшая в мире установка по его производству методом электролиза и стартует эксперимент по частичному замещению водородом природного газа в отоплении жилья. Над этим же, над заменой метана на H2 в газопроводной сети, работают и в Великобритании. В Нидерландах и Бельгии собираются протестировать речное судно на водородном топливе и создать для него систему заправки. В Австрии три ведущих концерна готовят сразу несколько совместных пилотных проектов, в том числе по использованию водорода вместо угля при производстве стали... Два пока единственных в мире водородных поезда Coradia iLint эксплуатируются именно в Германии... До конца 2021 года на этой не электрифицированной железнодорожной линии на северо-западе страны в федеральной земле Нижняя Саксония собираются полностью отказаться от дизельных локомотивов, заменив их на 14 поездов, вырабатывающих электроэнергию в топливных элементах в ходе химической реакции между водородом и кислородом... Превратить территорию между Кёльном и Бонном в модельный регион по внедрению H2, в том числе как топлива для автобусов, грузовых и легковых автомобилей, возможно - для судов, ведь Рейн в непосредственной близости... В третьем по размерам британском городе Лидсе энергетическая компания Northern Gas Networks готовит пилотный проект под многозначительным названием H21, который схож с тем, что проводится в немецком Гентхине, но значительно превосходит его по масштабам. Конечная цель: во всем городе полностью перевести отопление с природного газа, метана, на водород".
https://p.dw.com/p/3OGcU

Теперь вспомним о химии. Смесь водорода с воздухом - крайне пожароопасна и взрывоопасна в диапазоне концентраций водорода примерно от 4 до 75 объемных процентов. Эти смеси самовоспламеняется при температуре чуть выше 500 Цельсия. При комнатной температуре смесь взрывается даже от очень слабых инициирующих источников - достаточно искры с энергией 17 микроджоулей. В присутствие некоторых металлов водород самовоспламеняется даже при комнатной температуре. Опасность водорода усугубляется его высокой способностью к диффузии, в частности, сквозь металлические стенки (оболочки газгольдеров и баллонов).
Значит ли это. что от водорода, как топлива, следовало бы вообще отказаться?

Разумеется, нет оснований отказываться вообще. У водорода. как топлива есть ряд ценных свойств: высокая удельная теплота сгорания (120 МДж/кг - т.е. втрое выше чем у бензина), при абсолютной нейтральности и безвредности продукта сгорания (обычная вода).
Но массовое непрофессиональное применение водорода, как топлива (а именно об этом идет речь в маниакальных европейских проектах перехода на водородную энергетику) неминуемо приведет к несчастным случаям, типичным для ошибочных действий с взрывоопасными веществами.
Хватит ли здравого смысла у европейских политических лидеров, коммерческих менеджеров, и социальных авторитетов, чтобы не превращать общественный транспорт и газовую сеть в гирлянды бомб во взведенном состоянии? Время покажет.

А пока - еще одна любопытная деталь. касающаяся массового применения водорода, о которой я детально говорил тут:
"Водородные дирижабли: вымершие динозавры или зачеркнутый перспективный транспорт?"
https://alex-rozoff.livejournal.com/63273.html
Процитирую:
Рынок воздушных перевозок к тому времени (середина 1920-х) уже сформировался. Большие водородные дирижабли строились крупными сериями. Они были технологичны, сравнительно дешевы, экономичны в эксплуатации по топливу и по обслуживанию (поскольку, имея вертикальный взлет и посадку не требовали сложной наземной инфраструктуры), комфортабельны (поскольку могли нести широкую пассажирскую гондолу, несравнимо более просторную чем салоны современных авиалайнеров, и достаточно безопасны.
Повторим это. Водородные дирижабли были достаточно безопасны.
Но как же взрывоопасный несущий газ - водород?
А вот как: о взрывоопасности водорода всем было известно, поэтому к водороду добавлялся ингибитор горения - пропилен. Дешевый углеводород, который крупнотоннажно производится и до сих пор является сырьем для производства пластика - полипропилена.
Вспомним историю цеппелина LZ-76, сбитого над Британией осенью 1916-го. Он не взорвался, хотя в него сначала попал снаряд, а затем, после вынужденной посадки на территории противника, экипаж пытался уничтожить его методом поджога.
Запрет на водород, как несущий газ для дирижаблей (введенный после пожара дирижабля LZ 129 «Hindenburg») в наше время выглядит уже запредельной нелепостью, поскольку развивается водородная (экологически чистая) энергетика. На водород, как топливо, переводятся автомобили. автобусы, и в ближайшей перспективе даже... Авиалайнеры.
Абсурд. Авиалайнер с криогенными топливными баками, заполненными жидким водородом без ингибитора горения (разумеется - ведь водород там должен интенсивно гореть) считаются не огнеопасными.
А дирижабли с оболочкой заполненной водородом с ингибитором горения - будто бы огнеопасны.
Не поря ли что-то сделать с этим, и прекратить театр абсурда, продолжающийся исключительно ради выгоды альянсов авиаперевозчиков, авиастроительных компаний, авиа-лизинговых компаний и компаний-эксплуатантов аэродромов?

Мне представляется, что уж если идти на риск пожаров/взрывов и вводить водород в массовое непрофессиональное применение на густонаселенной территории, то логично начинать не с топливного водорода, а с менее опасного частично-ингибированного водорода, как несущего газа в дирижаблях.
Но. посмотрим, как рассудит история.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 270 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →