1. производительность труда с VIII века (за 1300 лет) выросла не менее, чем в 100 раз.
2. количество рабочих дней в году за это время лишь выросло на 38% (впрочем, поскольку рабочий день сократился до 8 часов, количество рабочих часов выросло на 10%)
3. объем реальной продукции вырос лишь в 9 раз (поскольку подавляющее большинство трудящихся заняты не производством, а чем-то иным).
4. потери из-за разделения труда и усложнения логистики привели к тому, что до потребителя доходит лишь в 6 - 7 раз больше продукции, чем в VIII веке.
5. большая часть дополнительной продукции тратится потребителем на то, чтобы справиться с колоссально усложнившимися требованиями общества, так что реальное качество жизни человека выросло всего в 2 - 3 раза.
"На что тратит свое время современный человек? Для чего он работает? А работает он ровно для того же, для чего работал и крестьянин [при натуральном хозяйстве - A.R.]. То есть закрывал базовые потребности. Это пища, одежда, жилье, отопление и передвижение. Может быть современная цивилизация, которая была призвана избавить нас от труда, наоборот сделала нас зависимыми. Для нас совершенно не удивительно сейчас работать по 8-12 часов на производстве" (Kowheg).
Люди даже в развитых странах работают просто ради средств к существованию, и там до сих пор есть существенный процент нищих и бездомных. "В Британии все больше работающих людей живут в бедности. Из-за высоких цен на жилье около 3,8 млн работающих людей - то есть каждый восьмой - едва сводит концы с концами. Число работающих бедняков выросло на 1,1 млн человек с 2010-11 гг, 55% из тех, кто живет в бедности, работают"**.
В общем: гора 1300-летнего развития материальная цивилизация достигла в технологии производства - колоссальных высот. Но в социальном смысле эта гора родила мышь. Будто высокотехнологичный и высокопроизводительный человеческий труд проваливается в какую-то черную дыру. Это тем более обидно, что человек платит за усложнение жизни - колоссально возросшим уровнем фобий, неврозов и депрессии. Тем более обидно, что (из-за торможения продукционной НТР) в XXI веке благосостояние людей уже не растет а падает - при том, что трудовая нагрузка не снижается а усложнение общества стремительно растет зачем-то...
...Зачем? Далее поговорим о фетишизации наемного труда и абстрактного валового продукта.
Модный (среди т.н. элиты) философ-визионер Юваль Ной Харари на полном серьезе говорит***: "Если вы потеряли работу или, скажем, правительство предоставляет всем единое базовое пособие или что-то вроде того — что же делать со смыслом жизни? Чем вы будете заниматься весь день? И здесь, из всех занятий, имеющихся на сегодняшний день, лучше всего на эту роль подходят наркотики и компьютер".
У меня возникает вопрос: он - олигофрен (не видящий разницу между человеком и фабричным станком) или он считает всю потенциальную аудиторию такими олигофренами?
Впрочем, вопрос скорее риторический - эта форма олигофрении свойственна всем политическим режимам развитых стран (и всем т.н. деятелям культуры, обслуживающим такую политику): "надо обеспечить занятость населения" - вот ключевая фраза этих фигурантов. Т.е. (по их мнению) главный смысл жизни человека в том, чтобы работать по найму на какую-то из супер-корпораций. А без этого человек потеряет смысл жизни, как наркоман без морфия.
Такой подход к политике, к обществу, и к человеку с его потребностями - суть религиозный трудовой фундаментализм, провозглашенный еще Максом Вебером в книге "Протестантская этика и дух капитализма"**** в 1905 году. Эта широко известная (но мало читаемая) книга Вебера построена на такой фанатичной и жестокой пуританской религии, что лидеры движения Талибан (если бы прочли) то зарыдали бы от зависти, роняя слезы на страницы с догмами шариата.
Вебер с пуританской (религиозно-догматической, анти-прагматичной) позиции клеймит работника, который "не спрашивал: сколько я смогу заработать за день, увеличив до максимума производительность моего труда?" а "сколько мне надо работать для того, чтобы заработать те же 2,5 марки, которые я получал до сих пор и которые удовлетворяли мои традиционные потребности?"
Это своего рода религиозно-догматическая наркомания - по определению ВОЗ:
"Наркомания - это состояние периодической или хронической интоксикации (отравления организма), вызванной повторным потреблением наркотических веществ, которое выражается:
– в непреодолимом желании дальше применять излюбленное вещество и получать его любыми способами, вплоть до криминальных, т.е. пациенты становятся «порабощёнными отравой»;
– в постепенном повышении дозы психоактивных веществ;
– в возникновении психической и физической зависимости".
Наемный труд, или предпринимательская деятельность являются по Веберу не столько прагматичным средством для получения ресурсов, удовлетворяющих потребности, сколько богоугодным делом и религиозным долгом. Практический смысл бизнеса и наемного труда при таком подходе даже не обсуждается. Это догматическая ценность.
С пониманием изложенного выше, можно содержательно разобрать статью "Безделье – путь к прогрессу. Британские экономисты предложили побороть безработицу и неравенство, сократив рабочую неделю до 21 часа" *****, опубликованную 17 февраля 2010 года - когда Великая Рецессия уже охватила мир, и стало видно, что из нее не выбраться без слома системы.
(далее - цитаты из этой статьи выборочно):
Джон Мейнард Кейнс оптимистически смотрел на рынок труда будущего: он думал, что в XXI веке мы будем работать лишь по 15 часов в неделю. Эксперты британского центра New Economic Foundation (NEF) уверены, что Кейнс был прав – это мир долго шел по неверному пути стяжательства и безудержного потребления, вместо того, чтобы взять – и ничего не делать.
NEF считает, что 21-часовая рабочая неделя – средство побороть множество экономических и социальных болезней, от безработицы до неравенства полов. Впрочем, эти выкладки о сокращении рабочего времени – не столько исследование, сколько манифест (как и другие доклады NEF, вроде мирового индекса счастьяили доказательства, что финансисты вредны для экономики).
...
УНИЧТОЖИТЬ ТРУДОГОЛИКОВ
Эксперты NEF жалуются: нынешний кризис – продукт бездумного консьюмеризма и легкодоступных кредитов, которые постоянно подталкивают потребителя увеличивать рабочее время, чтобы покрыть растущие расходы. А разбухание потребления – и, как следствие, производства – приводит к ухудшению экологической обстановки.
Потребители обрекают себя на стрессы, а своих потомков – на несчастное детство: ведь родители-трудоголики лишают их богатства общения.
Если ограничить рабочую неделю 21 часом (вместо 40 часов, принятых в большинстве стран), никто не останется внакладе, пишут авторы доклада. Общество начнет уважать «немонетизируемые» услуги вроде мытья посуды или мелкого ремонта, которые члены семьи оказывают друг другу дома.
(далее цитируется отзыв авторитетного экономиста)
Старший научный сотрудник Centre for Economic Performance Лондонской школы экономики Джонатан Уодсворт о предложении New Economic Foundation уменьшить рабочую неделю до 21 часа:
В предложении урезать рабочую неделю я не вижу большого смысла: в долгосрочной перспективе уменьшение рабочего времени приводит к падению объема выпуска. Все идеи об укороченной рабочей неделе неявно подразумевают конечное количество работы в экономике. Они исподволь говорят: «давайте распределим тот объем работы, что есть, между имеющимися у нас людьми». Эта идея – о фиксированном объеме работы – имеет под собой не много оснований. Если вы увеличиваете спрос, то занятость растет и без уменьшения рабочих часов. Если бы количество работы в экономике было бы фиксировано, то мы бы не наблюдали роста ВВП. Предлагаемое решение проблемы безработицы – это не увеличение экономического роста, а его полная остановка.
(конец цитирования)
Вы чувствуете эту догматическую псевдо-логику?
- Нельзя, чтобы объем выпуска падал.
(Почему нельзя? Объем выпуска какого продукта? - эти вопросы табуированы в его религии)
- Надо увеличивать занятость путем увеличения спроса.
(Зачем увеличивать? Спроса на что именно? - тоже табу)
- Мы бы не наблюдали роста ВВП.
(Какой рост? Чего именно? И заметим: эти слова сказаны сразу после падения в яму Великой Рецессии - но кого из религиозных фанатиков волнует связь с реальностью)
И главное: конечное количество работы в экономике - это табу. Об этом нельзя даже думать.
Логики в этом табу нет никакой. Особенно в условиях, когда та же экономико-политическая элита (к которой относится Уодсворт) призывает снижать потребление воды, пищи, и энергии ради спасения климата и чего-то там еще. Если потребление снижается, то экономика что делает?.. С точки зрения Уодсворта и ему подобных - она все равно растет. Растет за счет каких-то уже совершенно нелепых цифровых суррогатов товара, ради покупки которых толпа людей будет заниматься нелепой работой, лишь бы не впасть в догматический грех сокращения рабочей недели.
Вот так это устроено. Глобальный Финансовый Талибан с культом священной протестантской трудовой этики Вебера. Запасаемся попкорном и наблюдаем, как эта нелепая конструкция будет рушиться.
-------------------
Источники.
*) Психология буколической утопии. Усталость от искусственных проблем и лишнего труда
https://alex-rozoff.livejournal.com/137517.html
Средневековые крестьяне работали меньше и отдыхали больше, чем современный человек
https://businessman.ru/post/srednevekovyie-krestyane-rabotali-menshe-i-otdyihali-bolshe-chem-sovremennyiy-chelovek.html
Schor, Juliet B. "The overworked American: the unexpected decline of leisure". New York: Basic Books; 1991.
**) В Британии все больше работающих людей живут в бедности
7 декабря 2016
https://www.bbc.com/russian/other-news-38234044
***) Почему через 300 лет на Земле будут доминировать не люди
https://newochem.ru/texnologii/pochemu-cherez-300-let-na-zemle-budut-dominirovat-ne-lyudi/
****) М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»
https://chisineu.files.wordpress.com/2012/09/biblioteca_protestanskaya_etiketa_weber.pdf
*****) Безделье – путь к прогрессу
Британские экономисты предложили побороть безработицу и неравенство, сократив рабочую неделю до 21 часа
https://republic.ru/posts/l/267316
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →