Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Обратная сторона 3-го закона Кларка. Как распухшая иллюзия магии поимела людей.

Вот три закона Артура Кларка (занимающие важное место в НФ и футурологии):
1. Когда авторитетный ученый утверждает: что-то возможно, то он вероятно прав. Когда он утверждает: что-то невозможно, то он вероятно ошибается.
2. Единственный способ найти пределы возможного: рискнуть сделать шаг в невозможное.
3. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Каждый из этих законов много раз проверялся на прочность, и кому-то даже показалось, что третий закон не выдержал проверки: "Верить в магию людей всегда заставляла мысль «я так не умею» или «я не знаю, как это происходит». Современный человек мыслит шире: «я так не умею, но могу научиться» или «я не знаю, как это происходит, но при желании можно найти ответ». Вот почему Третий закон Кларка в нашем мире не актуален." [1].
Мнение, приведенное выше - ошибочно примерно для 99.9% современных людей в развитой стране. Пример. Смартфоны есть почти у всех более-менее взрослых жителей цивилизованного мира, но я готов утверждать: из 1000 случайно выбранных владельцев смартфонов найдется вряд ли более одного, кто готов полностью разобраться в том, как устроен этот аппарат от "железа" до "приложений". 999 из этих владельцев воспринимают смартфон, как некую магию. Ниже я попробую развить этот тезис и показать важны следствия, но для начала - две иллюстрации: прямая и обратная. Прямая иллюстрация:

"тысячи счастливых обладателей iPhone7 по совету в интернете пытались проделать отдельный разъем для наушников, что привело к поломке смартфона. Неизвестный блогер в видеоролике длиной менее 1,3 минуты популярно объяснил, как можно сделать новую дырку для наушников с помощью сверла и обычных слесарных тисков..." [2].
Теперь обратная иллюстрация.

"Микрокомпьютер Gigatron — это минималистичный 8-битный ретро-компьютер построенный по необычному дизайну: в нём нет никаких сложных логических интегральных схем, нет даже микропроцессора! Его CPU построен на классических логических элементах серии 7400, также известных как микросхемы на ТТЛ-логике [микросхемы, выпускавшиеся с 1966 года - A.R.].

По сути все элементы компьютера разом и есть процессор. Эти простые чипы не только формируют CPU, но ещё и выполняют все задачи, которые обычно требуют дополнительной периферии. Несмотря на простую и компактную конструкцию, Gigatron работает как 8-битный одноплатный микрокомпьютер, на котором можно играть в видеоигры.
Гигатрон — хобби-проект Уолтера Белгера, хакера, специалиста по информационной безопасности и ныне директора по информационной безопасности компании Philips.
Автор изначального концепта — Marcel van Kervinck. Он собрал первый прототип Гигатрона на макетной плате.

Почему такие старые чипы? Авторы объясняют это так:
Из интереса, и чтобы лучше понимать базовую архитектуру компьютера. А также чтобы поковыряться с железом которое у нас было на тот момент. В декабре 2016 нас забавляла идея собрать компьютер на ТТЛ-чипах, который будет достаточно мощный для игры в крестики-нолики на LED-экране 8x8. В конце концов, нечто подобное должен сделать каждый инженер хотя бы раз в жизни.
Зачем все это нужно? На гигатроне можно изучать фундаментальные принципы работы современных компьютеров и процессоров. Из-за того что все элементы компьютера достаточно примитивны, принцип их работы может понять даже начинающий инженер. К тому же это просто весело!"[3].

Ранее я рассказывал [4] о реализованном проекте кухонной сборки карманного компьютера Palm Pilot (модель 1996 года) с полностью открытым кодом и полностью открытой архитектурой и схемой, которая может модифицироваться или достраиваться любым желающим.
Приблизительно можно сказать, что этот 30-летний интервал от 1966 (появление микросхем серии 7400) до 1996 (появления Palm Pilot - первого гаджета близкого к современным смартфонам) является историческим периодом, когда цифровые технологии уже обладали по существу всем потенциалом развития, но при это еще оставались открытыми для понимания.
Дальше технология усложнялась все более стремительно, и все менее осмысленно, так что к настоящему моменту достигло стадии полного отсутствия понимания со стороны не только пользователей, но и разработчиков...

...(повторю) но и разработчиков.
Это особенно важно, и с этим связаны слова из статьи о гигатроне (цитирую повторно): "нечто подобное должен сделать каждый инженер хотя бы раз в жизни. Зачем все это нужно? На гигатроне можно изучать фундаментальные принципы работы современных компьютеров и процессоров. Из-за того что все элементы компьютера достаточно примитивны, принцип их работы может понять даже начинающий инженер."
Кервинк и Белгер не просто для развлечения занялись этим проектом микро-компьютерного минимализма. Быть может, они интуитивно ощутили глубокую ненормальность ситуации,когда не только пользователи. но даже инженеры (и программисты) оказываются в ловушке иллюзорной магии, происходящей от непонимания технологии.

Распад понимания сути дела (как у же отмечено выше) случился где-то во второй половине 1990-х. До этого грамотный инженер и грамотный программист достаточно ясно в общих чертах понимали, как устроены кибернетические (компьютерные, робототехнические и т.п.) системы. Начиная с 2000-х это понимание исчезает. Разработчики занимают узкие профессиональные ниши, постепенно мутирующие в иллюзорно магические ниши. Узкопрофильный разработчик становится подобен хомяку-эквилибристу, который идет в темноте, видя лишь светящийся канат и мостик, до которого надо дойти согласно рабочему заданию. Он не знает, что там в темноте справа и слева. Он не понимает смысла своих действий в общей картине цирка-шапито. Он лишь знает, что на мостике в конце каната он получит шоколадку.

Не только разработчик, но и менеджер, и бизнесмен в сфере "цифровых технологий" тоже идут каждый по своему канату в темноте. Именно такой "игрой в темную" обусловлена современная дебильная гонка наращивания параметров новых серий электронных/цифровых пользовательских товаров - смартфонов, планшетников, ноутбуков, и десктопов тоже.

Конечный пользователь тем более не понимает, что ему продают, но агрессивная реклама и не менее агрессивная социально-рыночно-цифровая среда толкает его к покупке все новых и все более гротескных гаджетов и скачиванию приложений к ним. Если он начинает тормозить, то его стегает по чувствительным местам плетка снятия устаревшей модели с сервисного сопровождения, а затем и потеря совместимости с усложняющейся цифровой средой, в первую очередь - с растущими по объему и структурной сложности цифровыми объектами интернета.

Иллюзия магии постепенно вытесняет здравый смысл технологии и потребительской полезности, так что какие-либо заметные пользовательские улучшения перестают происходить. Цифровая среда и аппаратное обеспечение продолжают усложняться уже не ради какого-то пользовательского результата, а ради выполнения ритуалов культа. Ради догмата о том, что объем обрабатываемой информации и скорость обработки должны расти.
Технические схемы "железа" теряют инженерную внятность и рациональную связность, поскольку разрабатываются по частям, узкими специалистами - "канатоходцами".
Программные Коды "приложений" теряют даже подобие внутренней логики и лаконичности и превращаются в гигантские нагромождения строчек команд (в основном - написанных не людьми а приложениями автоматического программирования).
Когда в этой циклопической каше проявляются дефекты (неминуемо создаваемый при таком подходе к проектированию) оказывается же невозможно разобраться и найти логическую, конструктивную причину дефектов. К тому же, на это нет времени, поскольку культовая гонка продолжается. И разработчики просто лепят на дефектную схему - какие-то заплатки (патчи), чтобы мутантное порождение догматической цифровой гигантомании как-то работало.

Вот что такое технология, заболевшая иллюзорной магией и распухшая до потери смысла.
Вообще-то у этого феномена есть еще более неприятная массово-экономическая и социально-психологическая сторона, однако о ней подробно как-нибудь в другой раз.
Пока ограничусь цитатой опять-таки из Артура Кларка
"Эпитафия нашей расе, написанная бегущими светящимися буквами, будет гласить: «Тем, кого боги хотят уничтожить, они сначала дают телевизор». Мы становимся расой созерцателей, а не созидателей. Но с другой стороны, смотреть телевизор — все равно что дышать: без него не обойтись. Человек может дольше прожить без еды, чем без информации. Загвоздка — в образовательной системе: людей надо обучать разборчивости. Только самодисциплина сможет противостоять тем волшебным силам, которые еще только будут вызваны нами к жизни. Иначе все станем морскими губками".
Такие дела.

----------------------------
Источники
[1] Причина, по которой мы считаем, что Третий закон Кларка в 21-м веке не работает.
https://www.factroom.ru/facts/34571/
[2] 26.09.2016 Ума не надо. Попытка самостоятельно проделать разъем для наушников привела к "гибели" тысяч новых смартфонов.
Видео на русском: канал Tochka Com https://www.youtube.com/watch?v=kXh6fOaCTU0
https://rg.ru/2016/09/26/sotni-liudej-po-sovetu-blogera-prosverlili-dyrku-dlia-naushnikov-v-iphone-7.html
[3] Гигатрон — самодельный микрокомпьютер без процессора
https://habr.com/ru/company/neuronspace/blog/465805/
[4] Воспоминания о будущем. КПК 1990-х готов к выходу в пиратский инфо-океан.
https://alex-rozoff.livejournal.com/109494.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 280 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →