Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Полуторавековой феномен письма к ученому соседу. Социолигофреническая константа.

"Письмо к ученому соседу". Эту гениальную миниатюру сотворил Антон Павлович Чехов в 1879-м. будучи 19-летним студентом медицинского факультета Московского университета. Миниатюра может показаться банальной. Провинциальный помещик, мнящий себя эрудитом, пишет новому соседу - профессору, приехавшему из столицы, некое письмо, выявляющее структуру того, что помещик считает своими энциклопедическими знаниями и своим научным мышлением.
Может показаться, что юный Антон Павлович просто для развлечения сконструировал этакий собирательный образ достаточно обеспеченного (благодаря маленькому родовому поместью) но запредельно тупого безграмотного бездельника, и весело издевается над попытками этого олигофрена выглядеть умным.
Но если вглядеться в эту литературную (а может - научно-популярную) миниатюру, то видны контуры того, что через 80 лет назовут политической психологией. Тот помещик, который показан в миниатюре, предстает не как комический персонаж, а как политико-психологическая модель усредненного субъекта - опоры ЛЮБОГО консервативно-догматического режима. В этой миниатюре ничего не говорится о политических предпочтениях воображаемого помещика - но любой читающий с легкостью определит эти взгляды и эти предпочтения.
Все таки-процитирую несколько фрагментов, прежде чем перейти к выводам.
"Если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны то у него был бы хвост и дикий голос. Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце".
"Вы пишете, что на луне т. е. на месяце живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну".
"Правительства не могут дозволить жить на луне, потому что на ней по причине далекого расстояния и недосягаемости ее можно укрываться от повинностей очень легко".

"Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть по-вашему и рыбы живут на солнце? "

Фразу "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда" можно считать ключевым концептом социолигофрении (социальной олигофрении - которая вовсе не тождественна обычной олигофрении, так что в быту и на работе социолигофрен может быть вполне адекватным и не слишком глупым субъектом).
Главное ментальное свойство социолигофрена - его твердая уверенность в трех вещах:
1. Существующая социальная система по сути вечна. Она (по крайней мере, в основных проявлениях) всегда была такой как сейчас, и всегда будет, как сейчас.
2. Знания (научные, а в особенности - научно-прикладные) всегда будут в основном такие, как сейчас. Они никогда не смогут выйти за пределы, обозначенные существующим социальным порядком. Ведь иначе порядок пошатнется, а "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда" (см. п.1.).
3. Хотя "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда", надо на всякий случай, чтобы правительство следило за нерушимостью п.1. и п.2. В этом плане характерны фрагменты о Луне. С одной стороны - люди не могут жить на Луне. Но (вот момент неуверенности) на всякий случай, если все-таки окажется, что люди могут жить на Луне, "правительства не могут дозволить жить на луне, потому что на ней можно укрываться от повинностей".

Перенесемся из 1879 года (когда создано "письмо к ученому соседу") в наше время, и посмотрим, как социолигофрены реагируют на идеи о:
- Технологиях материального изобилия.
- Экономики без товарно-денежных транзакций.
- Генной модификации человека (генной евгенике).
- Биологии существ без естественной смерти от старости.
- Социуме без государственного принуждения.
- Не пирамидальных структурах человеческих отношений.
- Сексуальной и репродуктивной свободе.
- Взрослении без обязательного школьного диктата.
- Версиях внеземной жизни.
- и т.п.
Мы увидим у социолигофрена искреннее абсолютное априорное неприятие, и спонтанный подбор паралогических аргументов.
Именно паралогичность в споре очень четко характеризует социолигофрена.
"О паралогическом мышлении говорят в тех случаях, когда оно дефектно в своих предпосылках, доказательствах, иногда в причинных соотношениях. Больные удивляют своей «кривой» логикой при сохранной памяти, способности к счету, понимании и рассудительности по отношению ко многим обычным явлениям. Паралогизм — это неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшая непреднамеренно и являющаяся следствием нарушения законов и правил логики. В отличие от софизмов — ошибок преднамеренных, цель которых — ввести в заблуждение кого-либо,— паралогизмы вполне искренне отстаиваются, утверждаются, хотя посредством их доказывается то, что доказано быть не может. Еще Аристотелем были выделены три основных вида паралогизмов — ошибки в связи с подменой доказываемого тезиса, ошибки в основании доказательств и ошибки в способе доказательства" (В.М. Блейхер ‹‹Расстройства мышления›› ПАРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ)

Именно неосознанная психологическая обусловленность отрицания любых идей, противоречащих тезису вечности существующего социального порядка, делает социолигофренов определенным четко выделенным сегментом в модели общества с точки зрения политической психологии.
Такие дела.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 301 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →