Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

От луддизма - к ветвлению неолуддизма. Черновик-конспект.

История луддизма начинается на рубеже XVIII и XIX веков, и достаточно хорошо известна. Название происходит от некого Неда Лудда, работника чулочной фабрики, вроде бы, в Лестершире. Во время погромов фабрик в 1810-х, ткачи (лишившиеся работы из-за быстрого внедрения машин, заменивших ручной труд) уже назвали его "генерал Лудд" или "король Лудд". Рассказывали, будто его резиденция в неком Шервудском замке (явная фольклорная связь с историей Робина Гуда из Шервудского леса). Любопытны еще две параллели этих персонажей:

1. Фольклор утверждает, что Робин Гуд участвовал в движении баронов и фрихолдеров за Великую Хартию вольностей (к подписанию которой был принужден король Иоанн Безземельный в 1215 году). Также фольклор утверждает, что Нед Лудд участвовал в раннем движении тред-юнионов, и в принуждении буржуазно-феодального британского парламента к признанию легального статуса этих рабочих объединений в 1824-м.

2. Молот кузнеца Эноха Джеймса (по прозвищу Верзила, разрушитель машин) - сподвижника Неда Лудда - стал эмблемой луддитов. Впоследствии этот молот прослеживается на эмблемах пролетарских (непримиримых левых и коммунистических) партий.

Впрочем, в XX веке, луддизм (ушедший в историю, казалось, навсегда) стал восприниматься не как движение за права трудящихся, а как технофобия и антимодернизм (каковым луддизм никогда не был - в отличие от нео-луддизма).

Неолуддизм действительно начался с антимодернизма, обоснованного либо религиозным фундаментализмом либо самыми примитивными формами расизма и нацизма (в стиле "кровь и почва"). Этот ранний неолуддизм 1920-х - 1960-х однозначно выглядит, как попытка повернуть позитивный научно-технический прогресс - вспять, ради восстановления церковно-феодальных порядков (в противовес безнравственному и бездуховному модерну).
Генон, Бердяев, Эвола - этим все сказано. Ничего конструктивного или хот я бы просто рационального в неолуддизме этого периода не было.

Ветвление неолуддизма относится к середине 1970-х, когда закрылась прорывная НТР - "славное тридцатилетие" (термин взят из книги Фурастье "Славное тридцатилетие, или Невидимая революция 1946—1975 годов")
На опасность такого закрытия НТР впервые указывал Гэлбрейт (эссе "Неофеодализм", 1961).
Фактически первой неоднозначной фигурой на развилке неолуддизма может считаться Казински (более известный, как Унабомбер).

Террористическая деятельность Казински - рассылка почтовых взрывных устройств, началась в 1978-м и закончилась его арестом в 1996-м. Мотивы действий изложены в его манифесте "Индустриальное общество и его будущее" (более известном, как "Манифест Унабомбера"). Суть манифеста - в указании опасности "суперсоциализации", как негативного побочного эффекта модерна и технократии. Казински видел угрозу в том, что люди готовы отказаться от свободы и собственного достоинства ради некоторого комфорта, даваемого продуктами НТР.
В те времена (в конце 1970-х и даже в середине 1990-х) мало кто замечал, что Казински может оказаться в чем-то прав.
С террористической деятельностью Унабомбера смыкается публицистическая деятельность анархо-примитивиста Зерзана (у которого теория цивилизации, как потери достоинства, доведена до некого предела - воспринимавшегося, как чудачество)
Для большинства комментаторов нео-луддизм достоинства (Унабомбера и Зерзана) не отличался от нео-луддизма дебильности - радикальных биоцентристов (вроде "Фронта освобождения Земли", основанного в 1992-м).

Любопытно, что впоследствии биоцентризм (нео-луддизм дебильности) был по сути не просто легализован, а взят на вооружение глобальной финансовой олигархией. Сегодняшнее беснование биоцентризма мы видим в деятельности МГЭИК при ООН.

Напротив, нео-луддизм достоинства оказался в оппозиции к глобальной олигархии.
Самый яркий акт нео-луддизма достоинства отмечен во Франции в январе 2019: "Участники движения "желтые жилеты" во Франции вывели из строя почти 60% видеокамер, фиксирующих скорость движения на дорогах, заявил министр внутренних дел страны Кристоф Кастанье.
По словам министра, эти акты вандализма ставят под угрозу жизни людей и снижают безопасность дорожного движения. Многие участники протестов во Франции, продолжающихся уже более двух месяцев, видят в дорожных камерах лишь средство отъема денег, особенно у неимущих слоев населения.Корреспондент Би-би-си в Париже Хью Шофилд сообщает, что следы этих актов вандализма видны повсюду. Камеры во многих случаях заклеивают клейкой лентой или закрашивают краской. Всего в стране установлено 3200 таких камер. Более половины из них перестали функционировать. До заявления министра внутренних дел масштабы этой проблемы были неизвестны.В начале прошлого года власти снизили предельную скорость на автодорогах с 90 до 80 км/час, что вызвало недовольство многих водителей.
Первоначально участники движение "желтые жилеты" протестовали против увеличения акцизов на бензин, однако затем их гнев обратился против других обязательных сборов - в частности, платных автодорог и штрафов за превышение скорости.
Хотя число участников акций протеста снизилось после того, как власти пошли на некоторые небольшие уступки, этот конфликт остается в центре общественного внимания во Франции.
На этой неделе премьер-министр объявил о введении более жестких полицейских мер против участников несанкционированных протестов.
Бывший боксер, который попал в объективы телекамер в тот момент, когда он наносил удары по полицейским, вызвал противоречивые отклики. Некоторые заявили, что он защищал участников протестов от полиции." ("Желтые жилеты" вывели из строя 60% дорожных камер во Франции, BBC, 10 января 2019).

Очень важно, что современный нео-луддизм достоинства четко разделяет враждебную технику (т.е. средства государственной слежки или корпоративного контроля за людьми) и дружественную технику (т.е. средства автоматизации труда).
Так, согласно данным социологического опроса Bitkom, на вопрос: "Рассматриваете ли вы цифровизацию на своем рабочем месте скорее как шанс или как угрозу?" ровно две трети опрошенных (66%) ответили: шанс. В возрастной группе от 16 до 29 лет таковых 70%. (по данным DW, 12.09.2019, "Как работают немцы сейчас, и какие условия труда хотят в будущем").

Феномен двух ветвей современного нео-луддизма, возможно, является одним из ключевых в современной политической социологии.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 90 comments