Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Доступность планет у иных звезд. Закон Кларка: иногда надо спорить с авторитетами науки.

Первый Закон Артура Кларка: "Если заслуженный, но престарелый ученый говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определенно ошибается".
Почему именно теперь есть прямой резон вспомнить этот закон (точнее эвристическое правило)? Ниже - цитата.
10 октября 2019 "Люди не смогут «мигрировать» на другие планеты, сказал нобелевский лауреат"
https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20191010051240
Кто и что сказал: "Люди никогда не смогут перебраться на планету, расположенную за пределами Солнечной системы, поскольку это займет слишком много времени, сказал нобелевский лауреат из Швейцарии Мишель Майор вчера, в среду 8 октября."
Речь идет о нобелевской премии по физике 2019 года за открытие экзопланет -подробнее об этом тут:
https://www.bbc.com/russian/news-49960797
Мишель Майор - безусловно крупный и заслуженно авторитетный ученый. Но то, что он сказал наряду с вполне разумными и очень интересными вещами - недопустимо в прогрессивной науке вообще. Потому что такие заявления перечеркивают ценность научных исследований. В данном случае: исследований самого Майора - то самое открытия экзопланет, за которые он стал нобелевским лауреатом.

(Цитирую по astronews.ru): «Если мы говорим об экзопланетах, то нужно ясно понимать: мы не сможем до них добраться», - сказал Майор информационному агентству Франс-Пресс в Мадриде, на полях конференции, в ответ на вопрос о возможности заселения людьми иных планет.
«Эти планеты расположены слишком далеко от нас. Даже в самом оптимистичном случае, если, предположим, мы обнаружили пригодную для жизни планету по соседству с нами – скажем, на расстоянии нескольких десятков световых лет, что совсем не много по космическим меркам – продолжительность пути до нее будет огромной», - добавил он.
«Речь идет о сотнях миллионов суток, если исходить из той максимальной скорости космических аппаратов, которую они способны развивать сегодня. Мы должны заботиться о нашей родной планете, невероятно красивой и уж точно пригодной для жизни!»
77-летний ученый посчитал нужным категорически высказаться против всех утверждений, допускающих мысль о том, что «мы переберемся на другую обитаемую планету, если однажды жизнь на Земле станет невозможной. «Полный бред!», - резюмировал он. (Конец цитаты).

Начнем с самого простого возражения, на уровне бытового здравого смысла: ЕСЛИ люди никогда не смогут достичь планет у других звезд (экзопланет), то какой смысл в открытиях Майора и его коллег? Тогда это какая-то "игра в бисер" - заведомо бесполезная деятельность, которая ведется исключительно ради научно-эстетического любопытства. Зачем новый нобелевский лауреат так дискредитирует свою работу и работу еще сотен других ученых?
По-моему у Майора, это отголосок и обрывок каких-то его частных споров с кем-то, и это вообще не имеет отношения к науке.

Давайте теперь разберем аргумент Майора "почему это невозможно".
Для путешествий хотя бы на десятки световых лет (цитирую) "речь идет о сотнях миллионов суток, если исходить из той максимальной скорости космических аппаратов, которую они способны развивать сегодня".
Стоп! Это относится не к расстоянию до звезд, а к полувековому застою в космических технологиях.
Напомню: сегодняшнее состояние в области практической астронавтики находятся на уровне Лунной Гонки 1960-х - т.е. двигатели современных космических кораблей по существу не отличаются от тех, которые применялись когда Майор еще был студентом.
При этом еще в 1970-х разработан проект вполне реалистичного межзвездного корабля
https://www.popmech.ru/technologies/5965-yadernyy-dedal-zvezdnaya-missiya-1979-goda/

Речь идет о т.н. проекте "Дедал" - корабле, достигающем скоростей более одной десятой скорости света (точнее 37500 км/сек или 0.125 с). В основе технического задания проекта лежали три принципа:

Разработка "Дедала" велась в соответствии с тремя основными принципами:
1. Корабль должен использовать только те технологии, которые уже существуют или появятся в ближайшем будущем.
2. Срок путешествия к соседней звезде не должен превышать продолжительности человеческой жизни (позже временное окно было сужено до 50 лет).
3. Аппарат должен быть приспособлен для полетов к различным звездам.

Внимание: речь о технологиях, которые "уже существуют или появятся в ближайшем будущем" применительно к 1970-м годам! Мы сейчас живем даже не в очень ближайшем будущем (прошло полвека). То, что у нас технологический застой - вот проблема. Лишь из-за этого (а не из-за каких-то физических законов) мы сейчас не можем отправлять экспедиции к звездам. Хотя, что там звезды? Нынешний уровень даже ниже чем уровень 1970-х - поэтому даже пилотируемые полеты к Луне (отработанные в 1969-м - 1972-м) сегодня представляют огромную техническую проблему. Сколько уже времени ведутся разговоры о возвращении человека на Луну в XXI веке?

Далее, о сроке полета. Да, 50 лет (по проекту "Дедал") это очень значительный срок по меркам сегодняшней человеческой жизни. Но человеческая жизнь остается такой короткой лишь потому, что в практической генной инженерии человека - тоже застой. Структура двойной спирали ДНК была определена Френсисом Криком и Джеймсом Уотсоном в 1953 году. В то время все серьезные прогнозисты были уверены, что через полвека люди смогут корректировать свои гены и достичь по крайней мере тех жизненных параметров, которые известны у других живых существ на Земле (срок индивидуальной жизни которых исчисляется тысячелетиями). Кто мог всерьез предположить, что за эти полвека мы настолько застрянем, что сможем сделать лишь несколько заметных шагов, причем даже эти шаги не решимся использовать (вспомним скандал с генетически модифицированными детьми в лаборатории доктора Ху).

И последнее Мишель Майор сказал: "мы должны заботиться о нашей родной планете, невероятно красивой и уж точно пригодной для жизни!"
Это о чем вообще?
Если о том, что не надо бросать мусор в лесу - то на нобелевском интервью ученого-физика подобная банальность неуместна. Ведь это не лекция об охране природы.
Если о том, что надо бросить идею пилотируемой межпланетной астронавтики и колонизации других планет - то это вообще неуместно для ученого-физика. Ведь если человечество застряло навсегда в пределах одной планеты, то надо вообще строить стратегию иначе, чем сейчас и это отдельная история:
"Если человечество фатально застряло на Земле? Какие сценарии позитивного будущего?"
https://alex-rozoff.livejournal.com/158321.html

В общем, какая-то мутная история с этим нобелевским интервью по физике.
По-моему ученому должно быть более свойственно исходить из Второго Закона Кларка:

Второй Закон Артура Кларка: "Единственный способ установить границы возможного — попытаться сделать шаг за эти границы".
Такие дела...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 279 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

dennis_chikin

October 10 2019, 18:55:27 UTC 3 months ago Edited:  October 10 2019, 18:58:34 UTC

Такие боты, ну-ну. (C)

upd: "обрывок каких-то его частных споров с кем-то" - а там речи разве не заранее согласовываются? Действительно можно говорить то, что думаешь?
Разумеется, заранее.
Но вопрос в том, что ТАКИЕ послы непременно согласовал бы Нобелевский комитет. Ведь это в точности концепция современных зеленых луддитов и неоконсерваторов.
И вопрос в том, почему ученый решил сказать эту чушь.

dennis_chikin

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

dbatyuk

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

roberttylerd

3 months ago

rabbit1960

3 months ago

hilderun

3 months ago

rabbit1960

3 months ago

hilderun

3 months ago

rabbit1960

3 months ago

hilderun

3 months ago

rabbit1960

3 months ago

hilderun

3 months ago

rabbit1960

3 months ago

hilderun

3 months ago

rabbit1960

3 months ago

rabbit1960

3 months ago

black_semargl

3 months ago

pyton

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

pyton

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

black_semargl

3 months ago

Чуцть чуть не успел)

dennis_chikin

October 10 2019, 18:59:48 UTC 3 months ago Edited:  October 10 2019, 19:03:02 UTC

Нормально успели. Тот, который как-бы не бот, теперь и вторым тоже не будет.
Хотя я бы предложил у того же Злобина взять генератор подписей, и прикрутить его прямо на машине автора, чтоб сразу следом за постом комментарий выдавал.

upd: хе-хе. И не третий. Мочить псевдонебота.

alex_rozoff

3 months ago

Могут все, что угодно. Главное - ХОТЕТЬ.
Смотря кто.

satbugger

3 months ago

Тока не нужно про канаков. Это ваще отстой.
При чем тут канаки?

satbugger

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

roberttylerd

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

roberttylerd

3 months ago

pyton

October 10 2019, 19:17:29 UTC 3 months ago Edited:  October 10 2019, 19:17:38 UTC

Вообще совершенно разные проблемы, достичь другой планеты и переселится на другую планету.
Объем перевозок, кхе-кхе...
Ну, это зависит от стратегии колонии. Возможна и такая, для которой перевозки с метрополией не критичны.

pyton

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

pyton

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

pyton

3 months ago

vitus_wagner

3 months ago

Dmitry Prokopenko

3 months ago

black_semargl

3 months ago

satbugger

3 months ago

Плотность цивилизаций во вселенной равна единице.
Одна на вселенную. Всё. Это мы. Это невыносимо для
фантастов, но ягода бода. Отсюда следует, что если
мы кого-нибудь встретим, то это будет такое невыносимо прекрасное
чудо, круче чем вы*бать одноклассницу, которая тебя не замечала.
"Одна на вселенную. Всё. Это мы. "

Это очень самоуверенное и ни на чём не основанное заявление.

"круче чем вы*бать одноклассницу, которая тебя не замечала"

А это как раз вполне достижимое деяние.

satbugger

3 months ago

Нужно коммунистическое гос-во, тоталитарное или, на худой конец, монархия, чтобы финансировать вылазки в пустоту.
Свободный бизнесмен выделит миллиончик-другой, если у него помимо будет еще хотя бы мильярд.
Разве нет?
«Я недоедал и газеты разносил в молодости!». Вот тебе и весь сказ.

Да, я бы выделил, вы бы тоже, но денег нету. А когда появляются, человек имеет свойство резко жаднеть, и ласково обзывает свою жадность грамотным/правильным вкладыванием средств и заботой о потомстве.

Так что, шЫш вам нам, а не космос.
"Нужно коммунистическое гос-во, тоталитарное или, на худой конец, монархия, чтобы финансировать вылазки в пустоту."

США середины 20-го века было коммунистическим гос-вом, тоталитарным или монархией?

alex_rozoff

3 months ago

dbatyuk

3 months ago

pyton

3 months ago

dennis_chikin

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

dennis_chikin

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

dennis_chikin

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

samopisez

3 months ago

dbatyuk

3 months ago

pyton

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

dennis_chikin

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

dennis_chikin

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

satbugger

3 months ago

//ЕСЛИ люди никогда не смогут достичь планет у других звезд (экзопланет), то какой смысл в открытиях Майора и его коллег?

Ну, так, КРАСИВО же! Роль всех наук (кроме царицы - климатологии глобпота, конечно!) постепенно сводится к одной из двух: они должны или подтверждать качество товара (/вред конкурента) или быть просто для красоты и эстетики без намёка на выхлоп. Впрочем, кто-то усиленно утверждает, что и "царица" не более, чем первый случай :)

Так я и говорю: игра в бисер.

nasse

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

nasse

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

vitus_wagner

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

Dmitry Prokopenko

3 months ago

black_semargl

3 months ago

Dmitry Prokopenko

3 months ago

Deleted comment

1. Согласен. Если цивилизация будет развиваться, то генное изменение (и соответствующее изменение на уровне биохимии) - необходимо. Другое дело. что внешне это вряд ли будет сильно заметно.
2. Не согласен. Нынешняя правящая элита, как и строй - эфемерны.

gena_t

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

gena_t

3 months ago

dennis_chikin

3 months ago

все более, чем реально. у дедушки уже маразм.
я просто оставлю это видео здесь. короткое и красочное саммари:

Весь канал PBS Space Time - отличный!
https://www.youtube.com/channel/UC7_gcs09iThXybpVgjHZ_7g

living_for_free

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

living_for_free

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

living_for_free

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

living_for_free

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

kauri_39

3 months ago

qi_tronic

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

qi_tronic

3 months ago

alex_rozoff

3 months ago

black_semargl

3 months ago

living_for_free

3 months ago

black_semargl

3 months ago

Dmitry Prokopenko

3 months ago

Как раз сейчас Стэнли Робинсона читаю. И тут у Вас пост...
"Марсианскую трилогию"?
> При этом еще в 1970-х разработан проект вполне реалистичного межзвездного корабля
... и тогда же объяснено, почему он нафиг не нужен: при правильном ходе технологического прогресса выгодней не бросаться изо всех сил строить эту беду и как можно раньше пускать, а с опозданием в 10 лет запустить пепелац лучшего качества, который будет лететь на 10 лет меньше. Или опоздать с пуском на 20 лет, но долететь на 20 лет раньше. Или опоздать с пуском на 100 лет, но _затормозить_ в целевой системе, куда и лететь, кстати, не наобум.
Помните Азимова, "Конец вечности", рассуждения о том, почему Вечность каждый раз закрывала в прошлом темы космических полетов?

black_semargl

3 months ago

iv_an_ru

3 months ago

qpwh2o1cvg

3 months ago

iv_an_ru

3 months ago

qpwh2o1cvg

3 months ago

iv_an_ru

3 months ago

qpwh2o1cvg

3 months ago

black_semargl

3 months ago

Чтобы добраться хотя бы до Луны, нужно поднять на орбиту чудовищный вес. Корабль, обшивка которого толщиной в 2 метра свинца. Иначе, радиация прожарит будущих переселенцев до хрустящей корочки, минут за 20. В отсутствие антиграва, вывести такой корабль, можно только частями. И попытаться собрать на орбите. Что задачка не из простых. Расходы?...Ах, не будем о грустном. Реальная миссия к Луне, приведёт к тому, что население Земли разденут до трусов. До Марса? Отберут и трусы. Так что...нет застоя. Есть технологический тупик. А его линейно не преодолеть. Нужен рывок. Основанный не на развитии, а на гениальном озарении, типа Ньютоновского.
Вы что, сторонник "Теории Лунного Заговора"?

ross_grifon

3 months ago

vitus_wagner

3 months ago

black_semargl

3 months ago

ershooff

3 months ago

samopisez

3 months ago

black_semargl

3 months ago

Задача не в том, чтобы отправить ►сферического человека в вакууме◄ куда подальше
а в том, чтобы отправить всё из чего состоит человек
все бактерии, вирусы и ещё что то не открытое
и всё это будет меняться постоянно

так что надо искать путь ◄соединения мозга человека► с неорганическим организмом
или перенос сознания человека в созданную нейронную сеть
то есть нужен ♂сферический мозг в вакууме

Может и Ноев Ковчег был такой УПАКОВКОЙ из Бесконечности
кажной твари по паре

Не понял - зачем отправлять всю балластную микрофлору?

newkos

3 months ago

Dmitry Prokopenko

3 months ago

Я пока за самые дурацкие, но попытки освоения солнечной системы.
Солидарен с вами!
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →