Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Потенциал почкования цивилизации - как критерий ее жизнеспособности. Ретрофутуризм.

Мысленный эксперимент с почкованием был проделан в первом карианском клубе почти 12 лет. Тогда этот мысленный эксперимент касался в большей мере НФ жанра "колонизация планет". Но с тех пор произошло много чего: великая рецессия, цифровая революция, климатическая истерия, и эпидемия острого бюрократического усложнения общества в развитых странах.
Вопрос почкования, как жизнеспособности сообщества приобрел уже вполне земное значение "здесь и сейчас".

О чем вообще речь? Что такое почкование сообществ/цивилизаций?

В античные времена это была простая штука. Небольшая группа людей (на корабле, или на повозках) перебиралась в незаселенную местность и основывали колонию. Если не случалось ничего катастрофического, то колония быстро разрасталась в город-полис. Колонисты не только не утрачивали навыки и знания исходного сообщества, но даже развивали их быстрее, чем это делалось на родине (поскольку предприимчивость и изобретательность в среднем более свойственна колонистам чем домоседам).
Возможность такого почкования сохранялась безусловно в полном объеме до конца XVII века, и в основном даже до конца XIX века. В приключенческой литературе конца XIX века деятельные индивиды за несколько лет на пустом месте воспроизводят большую часть известных им технологий (причем достаточно ясно, порой детально, показано, как они это делают).
Перелом литературного тренда наступает в середине XX века. Типичная судьба оторвавшейся группы (будь она хоть тысячу человек) показана, как деградация до первобытности.

Особый интерес в этом плане представляет НФ-роман Гарри Гарисона "Специалист по этике" (Ethical engineer), 1963 год. Главный герой, не имея возможности воспроизвести технологии космической эры, практично решает воспроизвести то, что что быстро делается "с нуля". Это технологии конца XIX века. Между прочим - объективно внушительный арсенал.
Тут мы видим истоки ретрофутуризма, который сформировался к середине 1970-х


Умозрительный метод ретрофутуризма - сделать шаг в прошлое (в раннюю машинную эру, или в античность, или вообще на пустую землю) и попробовать пройти путь развития цивилизации иначе, чем это произошло в нашей реальности, не допустив излома потенциала почкования.

Этот излом - очень простая штука.
Герой Жюль Верна в конце XIX века попав на пустую землю, начинал сразу же искать вокруг природные материалы, и воспроизводить из них шаг за шагом полезные инструменты своего времени. У него в голове - ясный план того, как это делается, по какому принципу это работает, и для чего это нужно конкретно ему.
Герой нашего времени сначала будет искать банк, чтобы взять кредит и китайцев, чтобы купить у них все привычные вещи. Не найдя ни того не другого, он впадет в депрессию, и пойдет искать съедобные грибы, коренья, и личинок насекомых - даже не на уровне питекантропа, а на уровне крысы.

Да, многие современные потребительские предметы - сложны, и их не изготовить в несколько шагов из природных материалов. Но большинство вещей не изменились с 1890-х годов. Зато герой изменился. Он настолько привык не понимать физическое устройство вещей, которыми пользуется, и процесс их изготовления - что не готов даже пытаться сделать те вещи, которые доступны для изготовления на пустой земле.
Это психологическая установка на неспособность индивида к продуктивной деятельности вне рамок бюрократического управления, разделения труда и распределения продукции.
Индивид привык к тому, что он выполняет лишь некую операцию в длинной цепи возникновения вещей. Он знает лишь одну эту операцию, но не видит весь процесс. Примерно так действует промышленный робот, привинчивающий какую-то деталь на предназначенную площадку в сложном изделии. Он не знает, зачем это - он лишь знает, что таков регламент на его рабоче месте.

Узость мышления и индивидуальна техническая беспомощность стала социальной нормой.
Частный случай - социальная беспомощность: неготовность самостоятельно организовывать свое взаимодействие с окружающими индивидами. Ему кажется, что без бюрократической регламентации все социальные отношения рухнут. Он находится в унизительной зависимости от приказов и регламентов. Без них он не представляет, как вести себя с другими людьми.
Не умея этого сам - он неспособен обучить этому свое потомство. Так, с каждым поколением, ситуация становится все более абсурдной а социальный организм - все более хрупким.

Глобальный мир с глобальным же разделением труда, дроблением производственных операций на абсурдно-мелкие стадии, уже привел к ситуации, когда сравнительно-малая катастрофа в любой части мира, вызывает критические последствия в каждой из остальных его частей, вовлеченных в глобальный цикл производства-распределения-потребления.
Мир, как "батавская слезка" (или капля принца Руперта) - это нежизнеспособный мир, поскольку он не может выдержать разделения на более-менее автономные фрагменты.

С позиции ретрофутуризма, такая неприятность получилась из-за поворота не туда на каком-то этапе развития в начале или в середине XX века.
Ретрофутуризм старается нащупать другой путь - и тогда, возможно, у нас будет шанс перескочить на этот путь из нашего нынешнего опасного состояния.
Такие дела.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 171 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →