Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Бетризация-next. Отсутствие агрессивности: плюс или минус? Модель нези и феномен сенои.

Бетризованный человек (по сравнению с обычным) намного менее конфликтен, намного менее амбициозен, ценит комфорт и хорошую работу. За счет бетризации в "Возвращении со звезд" построено крайне благополучное и безопасное общество материального изобилия и изобилия свободного времени. Мир "Возвращении со звезд" (Станислава Лема) обсуждался тут.
https://alex-rozoff.livejournal.com/159952.html
В более общем плане "вакцина неагрессивности и ненасилия" рассмотрена в этой антологии:
https://posmotre.li/Бетризация
Там дано следующее определение: "Бетризация — в романе Станислава Лема «Возвращение со звезд» применяемая к новорожденным биохимическая процедура, лишающая человека тяги к агрессии и повышающая инстинкт самосохранения. В более широком смысле, бетризация — способ сделать людей счастливыми, отняв у них способность и желание воевать друг с другом."
Как в обсуждении на "posmotre.li" так и в обсуждении на этом блоге, большинство оценок бетризации были негативные. Но так ли это обосновано и однозначно?
Тут важная деталь - главный бинарный парадокс современного социума (ГБПС):
(А). Насилие и агрессия КАК БЫ осуждаются социально-принятой этикой.
(Б). Весь современный макро-социум построен на агрессии и насилии.
...Может быть массовые негативные оценки бетризации вызваны лишь непривычностью идеи общества (макро-социума) без агрессии? Заметим: на агрессии и насилии построен не только макро-социум (отношения политической власти, доминирования, макро-социально иерархии), но даже и "традиционный" микро-социум (власть сильного мужчины - главы семьи над более слабой женщиной и детьми). Роль агрессии и насилия, как основы макро-социума, внушается подростку в классической средней школе. Пирамида статусов в школьном социуме основана на запредельно примитивном физическом насилии - таком примитивном, что его нет даже в первобытных человеческих племенах.
Психологическая сторона ГБПС - одни и те же респонденты:
- против личного права на оружие и неограниченную самозащиту (поскольку это, по их мнению, ведет к насилию и агрессии в обществе).
НО
- против бетризации (т.е. против того, чтобы снизить насилие и агрессию в обществе).
Классический случай двоемыслия по Оруэллу (роман-антиутопия "1984"):

«Двоемыслие означает способность одновременно держаться двух противоречащих друг другу убеждений. Говорить заведомую ложь и одновременно в нее верить, забыть любой факт, ставший неудобным, и извлечь его из забвения, едва он опять понадобился, отрицать существование объективной действительности и учитывать действительность, которую отрицаешь — все это абсолютно необходимо. Именно благодаря двоемыслию партии удалось остановить ход истории» (часть вторая, IX: книга Голдстейна «Теория и практика олигархического коллективизма», глава 1)

Это была психологическая сторона ГБПС. А вот социально-экономическая сторона:
- Наибольшую пользу обществу приносят индивиды, наименее склонные к насилию и агрессии. Они наиболее продуктивно работают в материальной сфере и интеллектуально-материальной (инженерной, научно-прикладной) сфере. Они - лучшие соседи, и в их семьях хорошие человеческие отношения.
НО
- У индивидов, наименее склонных к насилию и агрессии, наименьшие шансы занять высокий уровень в макро-социальной иерархии. Они почти никогда не занимают высоких должностей в корпоративных или государственных формациях. Они крайне редко достигают уровня материального благополучия выше границы среднего класса.

Таким образом, суммарная - психологическая и социально-экономическая сущность ГБПС:
- Общественные блага создают люди, наименее склонных к насилию и агрессии,
Но
- Управляют обществом люди, наиболее склонные к насилию и агрессии (т.е. фактически - криминальные субъекты, неспособные продуцировать общественные блага, и склонные лишь перераспределять блага в свою пользу насильственным и агрессивным путем),
При этом
- Люди, наименее склонные к насилию и агрессии, по существу (в этическом плане) соглашаются с таким положением вещей.

Представим теперь, что люди, наименее склонных к насилию и агрессии, перестают соглашаться с таким положением вещей, и начинают действовать исходя из простого бытового здравого смысла (как фермер, уничтожающий грызунов, чтоб не пожирали урожай на поле и в амбаре). Далее - условно-литературный фрагмент об обычаях меганезийцев (нези):

"…Два японца, необычно-высокорослые для этого этноса, к тому же широкоплечие, и одетые почему-то в строгие темные костюмы не по климату, вошли в зал. Один из них, видимо, старший, приподнял свои темные очки и поискал глазами свободный столик. Результат отрицательный. Тогда японец медленно протянул вперед левую руку и тоже медленным движением пальцев поманил к себе официанта. Олив Метфорт глянула на это, и вздохнула.
- Черт, так хорошо сидели.
- Бывают мелкие огорчения, - тихо ответил Люггер, - это, типа, якудза. Я так думаю: впервые сюда заехали. Хотя, может, они тут раньше бывали до революции, а после – впервые. Вы, сента Олив, только не вставайте, чтобы не мешать, и все будет ОК.
- А?.. - вопросительно произнес Лукас, удивляясь, что Люггер и Тореро почему-то не спешат извлекать свои компактные пистолет-пулеметы.
- Патронный пироксилин, - пояснил ему Тореро, - это химическим вещество, которое выделяет при сгорании окислы азота с неприятным запахом, и этим ухудшает качество релаксации и рекреации гражданских персон и личного состава вооруженных сил.
- Понятно, - сказал социальный философ, который, на самом деле, не понял, к чему тут лекции по химии взрывчатых веществ, но понял, что сам факт произнесение подобной тирады в данный момент свидетельствует о спокойствии собеседника.
А ситуация развивалась. Официант – таитянин, ответил на призывный жест якудза.
- Простите, мсье, мест за столиками нет, но я могу поставить вам табуреты у стойки. Хорошее место, чтобы выпить по коктейлю. А если вы хотите покушать, то…
- Столик освободи вот там, около пальмы, - перебил «проблемный визитер».
- Я не могу, мсье, там посетители.
- Ты не можешь? - издевательски переспросил якудза, и его правая ладонь, нырнула за отворот пиджака. Этот жест повторил и более молодой напарник.
Можно было строить разные версии по поводу того, что произошло бы дальше, будь обстановка такой, как представляли себе эти двое. Но, она была совершенно иной. Со стороны бокового столика слева от входа, где сидела компания молодых чернокожих парней и девушек, одетых в обычные майки и шорты, вдруг раздалась короткая серия негромких хлопков, будто там открывали шампанское. На какое-то краткое мгновение показалось, что два проблемных визитера устроили цирковой фокус с разбрасыванием разноцветных конфетти. Только секундой позже, когда оба рухнули на песочный пол, гражданским зрителям стало ясно, что это летели не конфетти, а фрагменты одежды и организма, оторванные пулями.
- Видите, - невозмутимо прокомментировал Люггер, - никакого запаха. Я вообще-то не сторонник пневматических пистолетов-карабинов. Дульная энергия маловата. Но, если говорить о гигиеничности, то она доставляет…
Тем временем, четверо парней из компании за левым столиком, как ни в чем не бывало, направились к выходу, как-то взяли два неподвижных тела за руки и за ноги, подняли и повлекли куда-то на улицу. Послышались реплики.
- Брезентом накрой их.
- Что, прямо вот тут?
- Нет, тут как-то неправильно. Давайте вот у тех камней.
- В комиссариат позвони для протокола.
- Девчонки позвонят... Хэй, девчонки, позвоните копам!
- …И попросите еще четыре порции рыбы-ваху, если есть, ну обалдеть, как вкусно.
- Нашли крайних, - проворчала одна из чернокожих девчонок, вытащила из сумки-пояса телефон и набрала какой-то номер. Другая направилась к официанту, видимо делать заказ. Третья нашла метлу и совок и стала вдумчиво сметать с пола неопрятные клочки".
(Серия Меганезия. Мауи и Пеле держащие мир. II. Демон асимметрии)
https://www.proza.ru/2013/09/08/937

Чем является в психологическом и социально-экономическом смысле это хладнокровное и расчетливое убийство двух людей?
(Вариант-1) Преступлением, агрессией, насилием?
Или
(Вариант-2) Чем-то вроде прагматичных и необходимых действий фермера, уничтожающего грызунов на своем аграрном хозяйстве?

Во всяком случае агрессивного мотива в этом убийстве явно нет. И криминального мотива тоже нет - ведь убийцы ведут себя (и до, и после) как вполне социально-ответственные люди. Они убирают за собой, и они вызывают представителя полиции. Они выполнили социально-полезную работу. и намерены зафиксировать этот факт тем способом, который принят в данном макро-социуме.

Является ли такое поведение фантастическим, или оно возможно на практике?
Тут мы переходим к реальному, в значительной мере изученному, феномену сенои.

Сенои (или оранг-сакай) это этнос из нескольких племен общей численностью около 40 тысяч человек, обитающий в Малайзии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сенои
Первое этнографическое исследование этноса сенои выполнил Николай Миклухо-Маклай в 1870-х
(далее цитата с сокращением технических деталей):
"Скажу теперь несколько слов о некоторых обычаях этого вымирающего племени — оран-сакай. Подобно оран-утанам, они ведут бродячий образ жизни в лесах, останавливаясь на короткое время на избранных местах для сбора разного рода лесных продуктов: камфоры, каучукового дерева, ротанга, слоновой кости и т. п. — и обменивая эти продукты у малайцев на табак, соль, железные ножи и разные тряпки, в которые они облачаются, посещая малайские селения.
Костюм оран-сакай весьма примитивный: он состоит у мужчин из пояса вокруг талии, часть которого закрывает perinaeum; у женщин пояс из ротанга наматывается несколько раз вокруг талии и к нему спереди и сзади прикрепляется тряпка (обыкновенно приобретенная у малайца).
Малайцы особенно боятся одного оружия оран-сакай, встречающегося также и у оран-утанов и называемого туземцами «блахан». Оружие это состоит из пустого внутри бамбука, метра два длиною и приблизительно одинакового диаметра 2 — 3 см, из которого они выдувают небольшие стрелы, весьма легкие. Небольшой царапины достаточно, чтоб убить человека, который умирает, как уверяли меня малайцы, через 10 — 15 минут.
Другое, в этнологическом отношении очень важное оружие, встречающееся у оран-сакай Малайского полуострова, называемое «лойдс» (или лук); он имеет около 2 футов длины и стрелы с железными оконечниками.
Оран-сакай весьма хорошо обращаются со своими женами и дочерьми, почему я был не особенно удивлен, когда узнал, что жены и дочери могут в известных случаях наследовать даже звание раджи, или по-туземному батена (В газетном тексте неточность: патена).
Надо сказать при этом, что оран-сакай имеют наследственных начальников, власть которых очень значительна. Довольно любопытны у оран-сакай свадебные обряды, о которых рассказывали мне туземцы, порядочно говорившие по-малайски. В назначенный для свадьбы день невеста в присутствии родных обеих сторон и свидетелей должна бежать в ближайший лес, а чрез известный промежуток времени вслед за ней бежит жених, и если догонит и поймает невесту, то берет ее в жены, если же не догонит, то должен отказаться от нее навсегда. Девушка, не желая сделаться женой, всегда имеет возможность убежать и скрыться в лесу так ловко, что жених не в состоянии поймать ее в назначенный срок. У некоторых из оран-сакай существуют еще остатки так называемого общинного брака, так что женщины переходят постепенно, в известном порядке и через некоторые промежутки времени, от одного мужчины к другому, не становясь исключительною принадлежностью кого-нибудь одного, причем дети остаются при матери и отца не знают. Существование такой формы брака подтвердили мне и миссионеры, поселившиеся близ города Малакки для обращения оран-сакай в католичество."
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Reisen/XIX/1860-1880/MMaklaj_2/pril2.phtml?id=11926

Тут любопытны несколько моментов.
1. С одной стороны - сенои явно не те люди, которые склонны терпеть насилие над собой (малайцы не стали бы иначе бояться оружия этих почти первобытных персонажей, и не стали бы рассказывать о том, через сколько времени умирает человек, пораженный боевым элементом оружия сенои).
2. С другой стороны внутриплеменные обычаи сенои явно не агрессивны и не строятся на насилии.
3. Миклухо-Маклай полагал что сенои - вымирающий этнос (поскольку они стояли явно на менее высоком уровне социально-технического развития, чем окружающие малайцы). Но сейчас, через 150 лет после исследования Миклухо-Маклая, численность сенои примерно та же, что тогда. Иначе говоря, это вполне стабильная популяция.

В настоящее время сенои стали объектом значительного этнографического и туристического интереса, из-за их обычая "осознанных сновидений". Благодаря этому, можно привести более полную информацию об их образе жизни, их отношении к насилию/агрессии, и их отношению к содержательным снам.
"Сенои воспринимают сновидения как науку, которой обучают своих детей с малолетства. Каждое утро за завтраком все члены семейства рассказывают свои сны. Никто не в праве отказаться или забыть свой сон, так как сновидение – центральный аспект в жизни сеноев. Каждое утро отец вместе со старшими сыновьями анализирует сны остальных детей; учит их, как правильно использовать толкование сна; более того, инструктирует, каким образом действовать соответственно этому сну будущей ночью.
Когда обсуждение снов за завтраком закончено, многие члены семьи отправляются на совет деревни. Здесь серьезная работа по обсуждению сновидений продолжается.
Взрослые сенои обучают детей с самого раннего детства «работе со сновидениями». У них существует 3 основных правила.
Первое правило: опасности всегда следует противостоять. Когда в сновидении сновидец подвергается нападению, ему ни в коем случае не следует убегать. Он должен защищаться и в ответ атаковать сам.
Второе основное правило сеноев: предпочтение удовольствия в своих снах. Например, ребенка учат избегать страха падения с высоты и обращать его в наслаждение полетом.
Третье основное правило: достижение позитивного результата. Положительный результат – это окончание сна и подарок сновидящему от одного из образов сновидения. Человек должен научиться получать полезный или красивый дар из сновидения и делиться им со своей семьей, друзьями и всем племенем"
http://esamohvalova.ru/senoi-i-snovideniya/

Тут можно проследить аналогию реальную первобытной практики сенои и фантастической футуристической бетризации (с которой мы начали).
- Практика сенои, как и бетризация, начинается в раннем детстве.
- Практика сенои, как и бетризация, направлена на формирование глубоких структурно-психических паттернов не-насилия, не-агрессивности, и позитивного сотрудничества с соседями.
- Практика сенои, как и бетризация, направлена на достижение удовольствия, с разумным минимумом усилий и рисков.
Есть лишь одно важное отличие: активное противостояние угрозе. Как оказывается, это свойство вовсе не противоречит мирным не агрессивным обычаям. Напротив это дополняющий элемент. Тому, кто умеет и готов защищаться - проще быть не агрессивным.

Разумеется, сенои - это не какое-то уникальное племя. Просто мы знаем о них больше, чем о других племенах с аналогичными обычаями. И можем взять из их обычаев нечто полезное.
Ничего зазорного в этом нет - в конце концов, иголку с ниткой мы тоже заимствовали у наших первобытных предков.
Такие дела.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 255 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →