Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Люди в ложной дилемме между пауками и хомяками. Размышление над "Эпосом хищника".

Давно было желание прокомментировать НФ-новеллу Леонида Каганова "Эпос хищника", но не подворачивался повод. Теперь повод подвернулся в связи с двумя дискуссиями о бетризации (вакцинации против агрессивности). Некоторые участники с удивительным апломбом утверждали, что агрессия и желание доминировать над другими людьми - главный мотив всех человеческих действий, даже чистки картошки или вычисления Пи. Это - признак культурно-религиозной догмы, которую хорошо бы исследовать. Новелла Каганова - одно из таких исследований (выполненное в жанре философски-фантастического нарратива).
Базис НФ-сюжета. Известны несколько разумных космических рас кроме людей, в частности:
- Как бы хищные пауки - мотивы которых только агрессия, доминирование и размножение.
- Как бы хомяки (юты) - у них вообще нет агрессии и желания доминировать.
Внутри НФ-сюжета: человек (от его лица повествование) и ют (по имени Глайя) обсуждают специфику эпоса разных рас, по ходу определяя позицию людей между пауками и хомяками.


(цитирую новеллу Каганова)
— В нашем эпосе много сказок, где юты мешают дракону убить своих друзей. Просто они не герои, поэтому действуют разумно и сообща. Герой-одиночка бывает только в эпосе хищника.
— Почему?
— Потому что герой — это не тот, кто сильнее врагов. Герой — это тот, кто сильнее своих. Ему не должно быть равных в том, что он делает, поэтому герои хищников действуют в одиночку. В наших сказках обычно нет ни героев, ни врагов. Но мне хотелось рассказать тебе именно эту сказку, чтобы ты сравнил со своим эпосом.
— Ясно, — хмыкнул я. — Показать, какие наши сказки поганые, и какие ваши добрые?
— Как это удивительно, — промурлыкала Глайя, потерлась бархатным ушком о мое колено, обернулась и посмотрела мне в глаза. — Ты любой разговор превращаешь в борьбу. Неужели всерьез думаешь, что я хочу оскорбить твой эпос и похвалить свой?
— Извини, — смутился я.
— Извини... — повторила Глайя задумчиво. — Это слово мне было выучить сложнее всего. В нашем языке нет слова «извини».
— А какими словами вы просите прощения?
— Мы не просим прощения. У нас есть слово «счюитц» — заблуждение, ошибка. Можно сказать собеседнику: «мои слова были счюитц». Но незачем демонстрировать отсутствие агрессии и просить не карать за проступок, понимаешь?
— То есть вы можете хамить друг другу, но вам и в голову не придет извиниться?!
— Мы не умеем хамить, — Глайя потянулась. — Если слова оказываются неприятными, то это не агрессия. Возможно, счюитц. А может, неприятная правда. Понимаешь? У нас нет слов «равенство», «смирение», «возмездие» и «добро». У нас никто не стремится попасть в более лучшее место, чем остальные. У нас вообще никто не стремится. Понимаешь? А у вас по-другому. Войны, олимпийские игры, экономическая конкуренция, карьерный рост, научные споры. Сильный и слабый, извинение и оскорбление, преступление и наказание, подчинение и руководство, предательство и месть.

...

- Пауки Волглы — хищники одиночные, торговля поступком не в их обычаях.
— Чего???
— Торговля поступком. Когда помогают за помощь и мстят за агрессию. Поэтому нападение на врага не требует причины. Понимаешь?... Для пауков облик врага важнее всего. Тратаниан увидела на берегу пасущегося коленчатого моллюска. Она вскочила на его спину и велела перевезти на другой берег. Дрожа от страха, моллюск перевез ее. Тратаниан вспорола ему брюхо, съела сердце и отправилась дальше.
— Благодарность... — фыркнул я.
— Свойственна только культурам стадных хищников, — кивнула Глайя. — Пауки не торгуют поступками.
— Постой, а у вас тоже нет благодарности?
— И у нас нет. Разве для поступка помощи нужна причина?

...

— Глайя, а ты сама как считаешь — эпос людей больше похож на эпос пауков или ют?
— Трудно сравнивать, — ответила Глайя, немного подумав. — Где-то посередине, но обособленно. Вы умеренно агрессивные стадные хищники и все отношения строите на торговле. Классический эпос землян — это цепочка торговли поступками. Дракон похищает принцессу, а рыцарь в одиночку отправляется наказать его за это. В пути он мстит встречным за агрессию и покупает себе помощь. Не стреляй в меня, Иванушка, я тебе еще пригожусь. В конце бьется с драконом, который превосходит его силой. Одолевает его. Освобождает принцессу, и она за это становится его брачной партнершей. Вообще, решение своей половой проблемы — важный стимул многих геройских поступков на Земле. А потом рыцарь возвращается в племя и становится королем, потому что купил себе право власти, доказав, что сильнее всех своих.
(конец цитаты).

Теперь мой комментарий. При беглом взгляде на сюжет кажется, будто люди действительно позиционированы где-то посредине, в дилемме между пауками и хомяками.
Но чуть более внимательный взгляд показывает ложность этой дилеммы (похоже, намеренно введенной автором в порядке позитивной философской провокации. и намеренно привязанной к хищному или травоядному или промежуточному режиму питания).

При таком чуть более внимательном взгляде видно, что людей с разумными пауками не объединяет ничего, кроме технического сходства некоторых поступков разозленных людей в состоянии аффекта с обычными поступками пауков в их (разумных пауков) нормальном состоянии.
А вообще - обычные поступки разумных пауков вызывают у человека абсолютное омерзение (как поступки агрессивных маньяков-социопатов).

Теперь - что касается разумных хомяков - ютов. Тут, конечно, тоже есть проблемы различия.
Например, культура спора ютов иногда раздражает человека и даже кажется агрессивной, хотя она абсолютно не агрессивна, а просто лишена смягчающих иносказаний, свойственных человеческой культуре спора.
Некоторые ультра-пацифистские поступки разумных хомяков вызывают у людей чувство досады и обиды из-за того, что эти существа не применяют для самозащиты - тактически-рациональное насилие, ограничиваясь всегда лишь пассивными методами.
А вообще - обычные поступки ютова вполне понятны человеку. Это взаимопомощь (хотя у разумных хомяков эта взаимопомощь считается само собой разумеющейся, а у людей, все-таки, предполагает встречную благодарность). Так или иначе, это принцип пользы от кооперации нескольких разумных существ для достижения их общей желаемой цели - он одинаков у людей и ютов.

И заключительное: а что ютов раздражает (точнее удручают) в людях?
Любопытно, что это - не стиль отвечать агрессией на агрессию. Юты понимают, что люди, в отличие от пауков, практикуют агрессию не как цель, а в основном как средство самозащиты.
По-настоящему их удручает склонность людей к состязательности, но юты, в общем, понимают, что у людей это специфический способ распределения ролей в кооперации. Странный способ с точки зрения ютов - но именно странный, не базирующийся на непременной агрессии, и уж точно не предполагающий агрессию, как самоцель.

Вот, собственно, и все.
Дилемма людей между пауками и хомяками оказывается ложной. Люди и юты объединены (в человеческом смысле) общей аналитической этикой Эпикура - способностью строить отношения, по крайней мере, так, чтобы не причинять и не терпеть вреда.
Разумные пауки (для которых агрессия это самоцель) выпадают из поля аналитической этики:
«По отношению к тем животным, которые не могут заключать договоры, чтобы не причинять и не терпеть вреда, нет ни справедливости, ни несправедливости, — точно так же, как и по отношению к тем народам, которые не могут или не хотят заключать договоры, чтобы не причинять и не терпеть вреда».
Такие дела.

----------------------------
Полный текст НФ-новеллы: Леонид Каганов, "ЭПОС ХИЩНИКА" 2001
https://lleo.me/arhive/no_humor/epos.shtml
Картинка: WARNING! Spider Hamster.
https://drawception.com/game/tdSafZwRZj/sam-and-max-freelance-police/
Бетризация: в романе Станислава Лема «Возвращение со звёзд» применяемая к новорождённым биохимическая процедура, лишающая человека тяги к агрессии и повышающая инстинкт самосохранения.
https://posmotre.li/Бетризация
Бетризация: битва смыслов вокруг идеи Станислава Лема о мире без агрессии.
https://alex-rozoff.livejournal.com/159952.html
Бетризация-next. Отсутствие агрессивности: плюс или минус? Модель нези и феномен сенои.
https://alex-rozoff.livejournal.com/170891.html
Примечание: Ложная дилемма — дефект задачи, состоящий в том, что предлагаются выбор из двух альтернативных вариантов (или-или), тогда как вариантов больше.
Tags: й
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 216 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →