Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Навязчивая идея белой обезьяны. Цифровое общество, смертельно больное инфлюэнсерами

Как показывает известный эксперимент Аша (https://psyfactor.org/lib/asch2.htm) примерно треть людей крайне зависимы в своем мнении - от мнения окружающих. Зависимы настолько, что принимают заведомо-ложное мнение большинства, и ошибаются при решении простейшей задачи: указать какой отрезок на картинке - длиннее, а какой - короче. Т.е. треть людей принимают мнение большинства вопреки тому, что видят.
Если речь идет о более сложной задаче, то растет доля зависимых от мнения большинства.
Или (внимание!) от мнения КАЖУЩЕГОСЯ большинства. В современных терминах - от мнения инфлюэнсеров (т.е. социально-сетевых персонажей с большим числом подписчиков)
По сути, это означает, что небольшая группа проплаченных персонажей в сети может внушить любую глупость не менее. чем трети пользователей соцсетей (а в развитой стране почти все так или иначе пользуются соцсетями).
Единое сформированное мнение трети пользователей уже воспринимается, как ЧЕТКОЕ И ОДНОЗНАЧНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ.
Такой путь конечно же, используется в рекламе всяких ненужных товаров. Но это полбеды. Ну, потратят люди некоторое количество денег на ерунду. Не умрут же от голода.
Намного хуже, что такой путь используется в продвижении политических и глобально-социальных доктрин, способных превратить развитое благополучное общество в полноценный ад (в ад любой религии - на выбор - там много вариантов, один другого краше).
- Борьба против Ксенофобии к Недоразвитым Народам, за Признание Вины Всех Благополучных.
- Борьба против Домогательства и Объективизации Женского Тела (MeToo).
- Борьба против Неприличных Изображений Малолетних в Сети.
- Борьба против Всех Неприличных Изображений в сети.
- Борьба Против изображений Слишком Красивых Людей (кампания против бодишейминга)
- Борьба против Всех Кто Ест Мясо или вообще животные продукты (кампания за веганство).
- Борьба против Антропогенных Парниковых Газов вызывающих Глобальное Потепление
- Борьба Против Пластиковых Пакетов, за Экономию Всего (кампания за Устойчивое развитие).

Не удивительно, что...
..."Главная мечта молодых американцев - стать инфлюэнсерами в соцсетях. Таковы итоги исследования консалтинговой компании Morning Consult, которое проводилось среди молодых людей...

...Когда респонденты отвечали, почему им нравятся инфлюэнсеры, они выделили вдохновляющие качества своих кумиров.
- Когда я вижу их успешную жизнь, это вдохновляет меня становиться лучше,
- Они приносят в общество позитивные изменения,
- Чтобы оставаться в тренде - люблю знать, что хит сезона,
вот некоторые из собранных Morning Consult мнений".
https://www.bbc.com/russian/features-50346771

...А главный двигатель, как обычно - деньги.
"Заработки соцсетевых инфлюенсеров в последние годы растут с космической скоростью. Это подтверждает исследование, проведенное маркетинговой компанией Izea. Средняя цена одного платного поста в Инстаграме выросла со 134 долларов в 2014 году до 1642 долларов в 2019-м, и бренды по всему миру охотно платят эти деньги.
Вот некоторые цифры из этого доклада:
- средняя стоимость платного фото в Инстаграме только с 2018 по 2019 год выросла на 44%;
- средняя цена оплаченного поста составляла $739 в 2006 году, $407 в 2014 году и $1442 в 2019 году (за 13 лет она выросла в 195 раз);
- средняя стоимость платного поста в "Фейсбуке" выросла с 2014 по 2019 год с $8 до $395;
пост в "Твиттере" поднялся в цене за тот же период c $29 до $422.
Специалисты из маркетинговой компании Socialbakers считают, что компании будут продолжать вкладывать деньги в продвижение своих товаров и услуг через соцсети. По их подсчетам, количество платных постов, сделанных инфлюенсерами в соцсетях, за последний год выросло на 150%. В Socialbakers полагают, что в 2020 году объем этого рынка в мире превысит $10 млрд."
https://www.bbc.com/russian/features-50423560

Персонаж становится инфлюэнсером, и получает приличные деньги. Но эти деньги на три порядка меньше, чем ущерб общества от зомбирования платными инфлюэнсерами.
На одной только анти-парниковой климатической кампании человечество уже теряет 500 миллиардов долларов в год, а по прогнозам будет терять 2.4 триллиона в год.
На одной только кампании Против Ксенофобии, ведущие страны Западной Европы потеряли триллионы долларов, скатившись из социального благополучия - в тяжелый застой и эпидемию уличной агрессии.
Можно продолжать - но и так ясно.

Однако это еще не все.
Далее цитирую "Повесть о Ходже Насреддине" (Леонид Соловьев)
"— Когда вы будете повторять за мною слова молитвы, — раздельно и громко сказал Ходжа Насреддин, — ни один из вас, ни тем более сам Джафар, НЕ должен думать о белой обезьяне! Если кто-нибудь из вас начнёт думать о ней или, что ещё хуже, представлять её себе в своём воображении — с хвостом, красным задом, отвратительной мордой и жёлтыми клыками — тогда, конечно, никакого исцеления не будет и не может быть, ибо свершение благочестивого дела несовместимо с мыслями о столь гнусном существе, как обезьяна. Вы поняли меня?
— Поняли! — ответили родственники.
— Готовься, Джафар, закрой глаза! — торжественно сказал Ходжа Насреддин, накрывая ростовщика одеялом. — Теперь вы закройте глаза, — обратился он к родственникам. — И помните моё условие; НЕ думать о белой обезьяне." (конец цитаты).

Заказчики инфлюэнсеров - в общем, люди со специфическим складом ума и крайне узким кругозором. Они неплохо разбираются в своей области PR и маркетинга, однако за пределами этой области они абсолютно невежественны. Вероятно, они не читали истории о Ходже Насреддине. А если даже читали - то не поняли, почему вдруг все участники этого шоу стали непроизвольно думать о Белой Обезьяне.

Так вот - та же история с эффектом от инфлюэнсеров. Например:
- Борьба против Ксенофобии к Недоразвитым Народам, за Признание Вины Всех Благополучных - вызвала к новой жизни германский нацизм 1930-х, который был совершенно непопулярен на протяжении двух поколений.
- Борьба против Домогательства и Объективизации Женского Тела (MeToo) - привела к развитию совершенно шизоидного Мужского Движения за Патриархальный Уклад и за полную дискриминацию женщин (см. также культовый фильм "Рассказ служанки"), при том что еще недавно равноправие женщин в развитом мире считалась обычным и устоявшимся.
- Борьба против Неприличных Изображений Малолетних в Сети - привела к рождению целого сегмента бизнеса, построенного на таких картинках, которые раньше почти никого не интересовали.
- Борьба против Всех Кто Ест Мясо или вообще животные продукты (кампания за веганство) - породила сначала веганское хипстерство (с соответствующим снобизмом) а затем целый слой людей, испытывающих лютую ненависть к веганам (при том, что раньше никого не волновали чужие вкусовые предпочтения).

Эффект Белой Обезьяны - это очень серьезно. И это точно не последний из эффектов от злоупотребления открытием Аша. Продолжение следует...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal