Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Луна Илона Маска. Живой гном на плечах мертвых атлантов. Снова о том зачем нам космос.

Ключевыми для этого эссе будут два события, касающиеся Илона Маска.
1. Илон Маск в сентябре 2018 назвал имя первого космического туриста (Юсаку Маэдзава) который будет отправлен в 2023-м в путешествие с облетом Луны при помощи ракеты BFR.
2. Илон Маск в ноябре 2019 объявил о строительстве гигафабрики электромобилей в Германии (по образцу только что построенной гигафабрики электромобилей в Китае)
Какое отношение в мире к каждому из этих трех событий.
К 1-му - почти никакое, хотя (как я постараюсь показать ниже) именно оно ключ к пониманию остального. Маск к 2023-му намерен достичь уровня технологий 55-летней давности

(ролик NASA к 50-летию лунного орбитального пилотируемого полета Аполлон-8).
Ко 2-му - отношение в Европе, как ко второму пришествию их бога, который всех спасет.


Поскольку Второе пришествие - нешуточное дело в европейской культуре,надо пояснить.
Подробнее об этом 2-м событии: (цитирую https://p.dw.com/p/3SxIq) Электромобили Tesla будут скоро Made in Germany. Решение строить первую в Европе Gigafactory в бывшей ГДР стало неожиданностью. Важную роль сыграло обилие "зеленой" электроэнергии. Илон Маск в очередной раз сумел всех удивить. О том, что возглавляемая им американская корпорация Tesla ищет место для своего первого европейского завода, было известно достаточно давно. В последнее время многое указывало на то, что выбор падет на Германию. Однако решение разместить предприятие по выпуску электромобилей, аккумуляторных батарей и электромоторов, так называемую Gigafactory (гигафабрику), вблизи Берлина на территории бывшей ГДР стало полной неожиданностью. Об этом решении Илон Маск объявил поздно вечером 12 ноября в столице ФРГ на церемонии вручения премии "Золотой руль" (Goldenes Lenkrad), присуждаемой еженедельниками Bild am Sonntag и Auto Bild, но подробностей не сообщил. Новость тут же облетела немецкие СМИ с пометкой "срочно". И на следующее утро посыпались цифры, комментарии, оценки, прогнозы.
Реакция в целом очень положительная, отчасти просто восторженная."Это превосходная новость для нашей земли", - заявил, к примеру, Дитмар Войдке (Dietmar Woidke), премьер-министр восточногерманской федеральной земли Бранденбург, где планируется построить завод. "Это очередное доказательство привлекательности Германии как центра автомобилестроения. Одновременно это веха на пути к электромобильности и овладению компетенциями в сфере производства аккумуляторных батарей", - подчеркнул министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер (Peter Altmaier). По словам Дитмара Войдке, "гигафабрика даст новый импульс инновациям и интернациональным связям Бранденбурга и обеспечит очень многих людей хорошей работой". На автозаводе, строительство которого, по предварительным планам, намечено завершить к концу 2021 года, будут трудиться порядка 6-7 тысяч человек. Кроме того, Tesla собирается открыть в Берлине конструкторский и дизайнерский центр. В общей сложности в ходе реализации проекта могут возникнуть, согласно сообщениям немецких СМИ, порядка 10 тысяч новых рабочих мест.
Дитмар Войдке раскрыл секрет: "интенсивные переговоры" шли с Tesla уже пять-шесть месяцев (большинство наблюдателей исходило тем временем из того, что американская компания присматривает площадку в Западной Германии).
Выбор в пользу Бранденбурга, по мнению премьер-министра, в немалой степени связан с тем, что "у нас имеется сырье будущего - возобновляемая энергия, мы совмещаем защиту климата и экономическую мощь". По количеству производимой "зеленой" электроэнергии на душу населения эта земля лидирует в Германии.
Политик считает, что данный факт был одним из ключевых аргументов в беседе с Илоном Маском. Что же касается финансовой поддержки американского инвестора, то ему были предложены обычные региональные субсидии в рамках правил ЕС, утверждает Дитмар Войдке. Министерство экономики ФРГ подчеркнуло, что о федеральных субсидиях речь пока не заходила.
Хорошей новостью для автомобильной промышленности Германии назвал заявление Илона Маска известный немецкий автомобильный эксперт, профессор Университета Дуйсбурга-Эссена Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer). Теперь развитие электромобильности в Германии "пойдет быстрее, чем после 100 встреч у канцлера в Берлине", отметил он, намекая на недавние очередные переговоры Ангелы Меркель (Angela Merkel) с руководителями немецких автоконцернов. В то же время профессор Дуденхёффер сомневается, что немецкая Gigafactory 4 сможет начать производство уже к концу 2021 года. Он считает, что для Илона Маска приоритетным является сейчас завод в китайском Шанхае. Там в октябре после всего десяти месяцев строительства начала работать, пока в тестовом режиме, Gigafactory 3 с проектной мощностью 500 тысяч электромобилей в год. (конец цитаты).

Минута осмысления. Германская гигафабрика станет аналогом гигафабрик в Неваде и в районе Шанхая. Стартовые инвестиции в каждом случае составляют примерно 2 миллиарда долларов. Причем платит каждый раз не Tesla.
Инвесторами в Неваде являются несколько супер-корпораций (в т.ч. Panasonic) причем мотивы чисто политические - участие во всемирном "спасении климата от парниковых газов".
Об инвесторах в Китае ничего толком неизвестно (значит, вероятно, это правительство КНР).
А в Германии заплатит опять население (налогоплательщики, на которых ложится бремя оплаты региональных и федеральных субсидий).
Рынка сбыта даже под одну гигафабрику - нет. Суммарный годовой сбыт электромобилей Tesla всех моделей не достигает даже 100 тысяч единиц в год.
Рынка сбыта в Германии - тем более нет. Емкость всего рынка электромобилей в Германии - меньше 35 тысяч в год (17200 за первое полугодие 2019 года).
Даже при огромных субсидиях, электромобиль настолько дороже бензинового автомобиля, что просто неинтересен массовому потребителю (тем более в нынешнюю эпоху мирового застоя).
Tesla - хронически убыточная компания (инфографика из википедии, суммы убытков по годам показаны красным цветом в скобках).

Убытки за 2018 год: 976 миллионов долларов
Убытки по кварталам 2019 года:
I кв. 702 миллионов долларов
II кв. 408 миллионов долларов
Tesla уже 9 лет производит товар, не нужный потребителю, и приносит убытки инвесторам. Эти убытки далее покрываются по цепочке:
- либо за счет роста цен на востребованные товары (т.е. за счет массового потребителя).
- либо за счет субсидий из бюджета (т.е. за счет массового налогоплательшика).
Массовый потребитель и массовый налогоплательщик - суть одно и то же население, так что итог: убытки покрываются за счет населения через дополнительную наценку на жизненно-важные товары, или через рост налогов.

Так работает глобальная финансовая экономика. Об этом детальнее - в моем эссе.
"Марсианские хроники-2. Илон Маск, "Ракетное лето" Рэя Брэдбери, и эффект Далио".
https://alex-rozoff.livejournal.com/178505.html
У современных инвесторов слишком много денег, которые они готовы вкладывать под низкие или даже отрицательные ставки и сомнительные перспективы возврата средств в обозримом будущем. Вкладывать деньги инвесторов вынуждают центробанки из-за своих бесполезных попыток подстегнуть экономический рост. Стартапам сейчас даже не надо думать о прибыльности или хотя бы иметь стратегию ее достижения. Вместо этого стартапы «продают мечты». Иногда стартапам приходится брать финансирование, даже если им и не нужны дополнительные деньги, — ведь в ином случае инвестор вложит деньги в их конкурента. Деньги легкодоступны тем, у кого уже есть деньги, а для остальных они практически недоступны. Пропасть между богатыми и бедными углубляется (детальнее - по ссылке).

Тут мы плавно переходим к 1-му событию, и к лунной программе компании Space-X Илона Маска (а также к марсианской программе и к пилотируемой межпланетной астронавтике вообще).
Одно из главных возражений против пилотируемой астронавтики - такое:
** Межпланетные экспедиции - дороги, а их практическая польза - туманна даже в перспективе. Может быть, идея колонизации или утилитарной эксплуатации других планет вообще не сработает в ближайшем будущем. Так зачем же выбрасывать деньги, которые можно потратить на решение земных проблем? Например, повысить минимальные зарплаты, или снизить налоги, или ввести безусловный базовый доход чтобы ликвидировать бедность, или финансировать социальное и медицинское обеспечение, сделав его бесплатным? **

Так вот: нет этой альтернативы. В существующей глобальной финансово-экономической системе не получат люди ничего, и не будет никакого снижения налогов. Деньги будут (по выражению Рэя Далио) "выбрасываться из окна" банковскими структурами высшей категории - в толпу инвесторов, торгующих виртуальными пузырями, выдуманными страхами, и убыточными мечтами.
Вопрос только в том, какие это будут пузыри, страхи и мечты. Одно из двух:
- Или (1) это пилотируемая астронавтика, экспедиции на другие планеты, создание орбитальных и инопланетных обитаемых станций/баз (иди даже постоянных внеземных колоний), и добыча сырья на астероидах.
- Или (2) это параноидальная борьба с парниковыми газами и пластиковыми пакетами, "зеленый поворот", "устойчивое развитие", монструозные стальные джунгли из ветряков, и сверх-дорогие электромобили, и принудительная экономия в плоть до немытого веганства.

Если по мне - так (1) намного лучше. Астронавтика хотя бы возвращает человечество на путь научно-технического прогресса, с которого был сделан поворот не туда в последней четверти XX века.
А (2) - это гарантированный поход не туда (точнее - в никуда), поскольку при сценарии "устойчивого развития" по определению нет будущего. Точнее будущее есть - только в стиле "The Future Wild" (Дикий мир будущего - отличный фильм о будущем планеты Земля после исчезновения человечества, которое "устойчиво" доразвивалось до точки-зеро).

И последнее - о том, почему важна намеченная на 2023 год туристическая миссия с облетом Луны при помощи ракеты BFR.
Как уже отмечалось выше, это по сути реплика миссии "Аполлон-8" 1968-года
(инфографика с http://www.astronet.ru/db/msg/1190745/luna.html)

Тогда (и сейчас) смысл миссии - отработка универсальной процедуры маневров для безопасной посадки на любую планету. На Луну. На Марс. На Титан... Именно на базе миссии "Аполлон-8" были далее выполнены шесть пилотируемых миссий с посадкой на Луне, с экспедициями по лунной поверхности, и с четко выполненным возвратом астронавтов на Землю.
Илон Маск хочет, для начала, вернуться на полвека назад, и восстановить тот (ныне изрядно подзабытый) уровень космических экспедиционных технологий. В этом он явно прав.
Вот такие дела.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 166 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →