Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Виртуально-ресурсное проклятие. Цифровая разновидность Голландской болезни экономики.

Эпиграф-1: "Проклятие, лучше бы они нашли воду" (Мохаммед Идрис, король Ливии - реакция на сообщение о том, что в Ливии найдены огромные запасы нефти)
Эпиграф-2: "Наш дом - Газпром" (Владимир Жириновский, парламентарий РФ - реакция на создание партии "Наш Дом - Россия" во главе с Виктором Черномырдиным, директором Газпрома).
Для анализа цифровой разновидности, разберем Голландскую болезнь вообще.
Три термина "ресурсное проклятие", "голландская болезнь", "эффект Гронингена" являются почти синонимами. История этого экономического открытия началась с негативного эффекта от крупного Гронингенского газового месторождения (разработка которого началась в 1960-х). Казалось бы, экономика Нидерландов должна была выиграть от этого - ведь там появился ценный природный ресурс, отлично продаваемый на мировом рынке. Но рост экспорта газа, как ни странно, привел к негативным последствиям: инфляции, безработице, депрессии в национальных производящих секторах, в общем - к падению благополучия жителей в 1970-х.
ИТАК: внезапные сверхдоходы в одной узкой отрасли - от продажи некого легко добываемого и, кажется, неограниченно продаваемого (в т.ч. на экспорт) ресурса-товара - абсолютного доминанта (АД), вызывают:
Во-первых, отток инвестиций любого рода (в т.ч. человеческого потенциала) из всех других отраслей. Таким образом, продукционные отрасли лишаются научно-практической и инженерной, необходимой для технико-технологического развития. Происходит деиндустриализация (по существу - деградация промышленности и материально-прикладной науки).
Во-вторых, концентрация сверхдоходов происходит тоже лишь в узком сегменте населения, связанного с выпуском абсолютного доминирующего (АД) товара . Поскольку речь идет о легко добываемом товаре, в отрасли АД заведомо очень мало рабочих мест. Возникает сверхбогатая прослойка, привязанная к выпуску АД. Эта прослойка швыряется деньгами, что приводит к росту цен на недвижимость и на товары повседневного спроса. Занятые в других отраслях оказываются отброшены в нищету, а значительная часть вообще лишается работы и средств.
В-третьих, рост внутренних цен (разгоняемых сверхбогатой прослойкой) приводит к тому, что внутреннее производство чего бы то ни было - дорожает. И национальная экономика вынуждена импортировать почти все обычные товары (при этом экспортировать лишь АД-товар).

Вся национальная экономика теперь состоит из выпуска АД, и из обслуживания интересов/потребностей сверхбогатого сегмента населения, связанного с АД. Развитие сферы услуг на фоне коллапса материального производства - типичный признак «голландской болезни».
Это уже социально-экономическая катастрофа, но ее кульминация наступает позже - когда глобальный рынок сбыта АД оказывается близок к насыщению, рост сбыта АД-товара замедляется, затем объем сбыта переходит через максимум, и начинает сжиматься.

Отметим: жизненный цикл любого товара (кроме чисто биологически потребляемого) - ограничен историко-экономическими рамками. Этот рынок растет, достигает насыщения, а затем сжимается.
В случае обычного товара, это совершенно нормальный процесс - экономика спокойно переносит выход одного из тысяч товара с рынка, перестраиваясь на другой (поскольку остальные товары продолжают выпускаться и продаваться - они в другой части жизненного цикла, и синхронизация маловероятна).
Иное дело - в случае товара АД. Когда он исчерпывает свой рыночный потенциал, оказывается, что данная экономика просто не в состоянии производить ничего другого. Прочие отрасли деградировали и почти исчезли в ходе перестройки на АД.
Более того, вся верхушка политической пирамиды уже занята эмиссарами и лобби АД.
Далее начинается жуткая трагикомедия спасения АД, превратившегося из источника сверхдоходов в источник убытков для национальной экономики.
Политические институты стараются заставить оставшихся экономических субъектов из других кое-=как выживших отраслей - финансировать АД, чтобы сохранить эту уже убыточную, но теперь ПОЛИТИЧЕСКИ БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНУЮ отрасль.
Некоторое время это работает на административных рычагах, но затем все рушится.

Теперь просто посмотрим на цифровые отрасли в развитых странах мира.
ПРОСТО ПОСМОТРИМ.
Комментарии не требуется. Это крайне запущенный вид Голландской болезни.
Виртуально-ресурсное проклятие, которое уже догнало адресата.
Отсюда и хронический кризис, о котором говорят на каждом саммите Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) начиная с середины этого десятилетия.
Такие дела.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 147 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →