Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Человек - тупая, злобная, жадная тварь. Это звучит гордо и есть мера всех вещей. Дилемма?

По итогам просмотра значительного числа комментариев по темам социальных технологий (включая торговлю, войну, кооперацию, труд образование и воспитание), политэкономии (включая феодализм, капитализм, социализм, коммунизм, трайбализм и анархизм), евгеники (включая селекцию, бетризацию и генную модификацию), я обнаружил забавную дилемму. Можно даже сказать: раздвоение личности одних и тех же комментаторов. Или, выражаясь научно: диссоциативное расстройство иденти́чности (или синдром множественной личности).
Будто у наиболее типичных комментаторов внутри две личности, которую я условно назову "Филантроп" и "Мизантроп".
Далее пример: как это работает в двух темах вокруг мира "Возвращения со звезд" (Станислав Лем, 1961 год).

(1) Рассматривается тема о высокотехнологичном социализме в обществе "Возвращения со звезд". Большинство благ (и уж точно все жизненно-важные блага) - бесплатны. Какая-то денежная цена есть лишь у редких вещей. Заработки - высокие, работа - не напряженная. В общем-то почти всю работу делают роботы, и роботов тоже делают роботы. Люди лишь контролируют и (при необходимости) корректируют процесс. Поскольку никто ни в чем остро не не нуждается - отношения между людьми дружелюбные, легкие, не особо обязывающие и не напряженные. Люди дружат, любят, сходятся расходятся, иногда расстраиваются - но не сильно. Отношение к детям -ласковое и осторожное, так что они вырастают с тем же стилем жизни...
...Тут включается комментатор в режиме "мизантроп". Он заявляет, что так не получится, даже если создать материальное изобилие и исключить рациональные мотивы для острых конфликтов. Человек (видите ли) тупая, злобная, жадная тварь. Он все равно найдет повод терроризировать других людей - из зависти, из ревности, и просто из желания доминировать над ними. Кроме того, не будучи вынужден зарабатывать на жизнь, он (ленивая тварь) прекратит делать что-либо конструктивное, и займется пьянством и хулиганством.
...Фиксируем возражение мизантропа, и переходим к другой теме в контексте того же мира:

(2) Тема о бетиризации в обществе "Возвращения со звезд". Каждый новорожденный, наряду с прочими видами медицинской вакцинации, получает вакцину от агрессивности. Сама мысль об агрессии и насилии вызывает у этих людей глубокое отвращение. Поэтому люди не стремятся подавить, унизить, поработить и ограбить других людей. И поэтому они не конфликтуют остро из-за чепуховых проблем (вроде зависти или ревности). В обществе ""Возвращения со звезд эти проблемы объективно чепуховые - так что они могли бы быть лишь поводом для агрессии (а не причиной). Достаточно подавить агрессивность, как базовый мотив (у тех, у кого этот мотив присутствует в силу каких-то врожденных причин). Вот: проблема решена.
...Тут включается комментатор в режиме "филантроп". Он заявляет, что это недопустимо, поскольку человек это звучит гордо и есть мера всех вещей. Ни в коем случае нельзя так грубо вмешиваться в психику человека! Это - лоботомия, кастрация, декапитация, в общем нечто недопустимое вообще никогда, ни при каких условиях, и ни ради какой цели. Идут в ход напоминания о нацистских врачах-убийцах, проводивших истинно-арийские эксперименты над узниками концлагерей и все в таком роде.

ПАУЗА. Я в некотором недоумении говорю: уважаемый оппонент, вы или крестик снимите, или штаны наденьте.
Если человек - тупая, злобная, жадная тварь, то из простого здравого смысла следует необходимость подправить некоторые детали в человеческой психике.
Если человек - это звучит гордо и есть мера всех вещей, то он не станет терроризировать других людей - из зависти, из ревности, и просто из желания доминировать над ними. Он не будет бездельничать 7x24 часа. Он не будет погрязать в пьянстве и хулиганством. В общем: если человек звучит гордо и мера всех вещей - то первоначальные возражения против модели общества "возвращения со звезд" отменяются, а в бетризации нет резона.

Но оппонент продолжает оставаться с крестиком и без штанов. Иначе говоря - на обоих позициях (мизантропа и филантропа), искусственно превращая задачу улучшения общества - в неразрешимую (несобственную - как это называется в математическом программировании).
Именно это я сообщаю оппоненту - и в ответ он заявляет: решение есть, оно лежит в непрерывной школьной дрессировке с 6 лет до совершеннолетия 5x8 часов, а затем - в непременной трудовой занятости также 5x8 часов.
Не важно, что ребенка и подростка просто нечему учить так долго.
Не важно, что труд в таком объеме совершенно не требуется в высокоразвитом обществе.
Главное - чтобы людей постоянно прессовала дисциплина, и чтобы у них оставался лишь минимум свободного времени (за который они успеют отдохнуть и ничего больше).

ПАУЗА. Я в некотором недоумении говорю: уважаемый оппонент, вы что-то странное предлагаете. Это как собаке резать хвост по частям всю жизнь (якобы чтоб не так больно было, как если сразу). Давайте уж, если резать хвост - то сразу.
Но дело не только в этом, а еще и в том, кто, собственно будет устанавливать эту дисциплину 5x8.
В ассортименте у нас только люди (увы - к нам не завезли мудрых ануннаков с планеты Нибиру и добрых рептилоидов с Альфы Центавра). Если люди - тупые, злобные, жадные твари, то из простого здравого смысла следует, что доверив неким людям установление дисциплины среди остальных людей, мы создаем идеальные условия для проявления всех перечисленных отвратительных качеств со стороны управляющих - по отношению к управляемым.

От такого тезиса, оппонент сердится, и заявляет, что это все демагогия.
В общем: старается уйти от какого-либо ответа по существу.
И тогда становится ясно: мизантропия и филантропия - не его мнения (в разных фазах раздвоение личности), а нечто, почерпнутое им из источников масс-медиа, и усвоенное без самостоятельного критического анализа. Как догматы некой доминирующей религии, в которых запрещается искать внутренние противоречия.
Только вот эти противоречия СЛИШКОМ ОЧЕВИДНЫ.
Такие дела.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 610 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →