Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

По мере приближения детской "Гостьи из будущего" - растет недетский нервный диссонанс.

Фильм "Гостья из будущего" был создан в 1984-м по фантастической повести Кира Булычева "Сто лет тому вперед", адресованной детям среднего школьного возраста. Соответственно, главной героине (Алисе Селезневой, из будущего 2084 года) и героям второго плана (ученикам 6 класса советской средней школы из 1984 года) - по 12 лет. Это важно...

...Это важно, поскольку (казалось бы) нет смысла применять к "Гостье из будущего" по схеме, применяемой для разбора НФ-эпопей, адресованных взрослой аудитории. Тем не менее, едва настал XXI век, как разные авторы стали делать именно это: разбирать фильм для 12-летних подростков, будто это футуристический НФ-роман вроде "Возвращения со звезд" Станислава Лема, или "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова.
Заголовки критических разборов "Гостьи из будущего" доставляют неимоверно:

1) "Постъядерный мир Алисы Селезнёвой, или Как мы станем такими"
2) "Алиса Селезнёва и атомная война: гостья из мрачного будущего"
3) "Фильм «Гостья из будущего» как мрачная антиутопия"
Можно было поискать еще, но мне хватило.
цитирую (2) "Нам много раз повторяют, что мир, ожидающий нас в будущем, прекрасен, — и в это очень хочется поверить. Ведь завораживающе прекрасна сама Алиса — обаятельная, отважная, удивительно талантливая, невероятно много знающая и умеющая... Давайте на минутку задумаемся. Чтобы путешествовать на машине времени (вошёл, встал в круг, взялся за поручни и через пять минут вышел), покорять спортивные высоты нет необходимости. Не нужны для этого и подобные скорость мышления, воля, целеустремлённость… При этом Алиса подчёркивает: она самая обычная школьница, в будущем такими станут все. Очевидно, что этот набор умений вряд ли можно приобрести по стандартной школьной программе — да хоть бы и специальной лицейской. Если знание многих языков ещё объяснимо, то зачем тренировать умение прыгать из окон? На упражнения для общего физического развития что-то непохоже. А вот на что похоже — так это на программу для тренировки спецназа. Но какой может быть спецназ, если Алисе одиннадцать лет! Есть только один вариант, при котором это объяснимо: война. Причём война настолько страшная, что востребованы даже дети".

Пауза. Я перечитываю, и пытаюсь понять логику авторов этого разбора.
Примерно с пятого раза мне это удается.
Логика состоит в том, что кнопочной цивилизации нужен человек, который умеет только нажимать на кнопки. Поэтому в кнопочной цивилизации не будут учить школьника ничему, кроме нажатия кнопок. Это лишние затраты. По такому принципу минимизации затрат, в кнопочной цивилизации будущего должен жить сплошной офисный планктон - туповатые и безвольные особи, страдающие ожирением и одышкой. Школьники - это личинки, из которых выращивается офисный планктон будущего.

Умственное развитие им не нужно - ведь вся информация (требующаяся для работы) и алгоритмы решения задач (использующих эту информацию) есть в компьютере. Для работы с компьютером есть инструкции по нажиманию кнопок, составленную так, чтобы даже идиот мог понять и не перепутать. А компьютер сделан так, чтобы даже если идиот перепутает, система распознала ошибку и отклонила некорректный сигнал с клавиатуры.

Физическое развитие им тоже не нужно - ведь по горизонтали курсирует автотранспорт, а по вертикали - лифт. Так что нет необходимости ходить, бегать, подниматься по лестнице, и прыгать откуда-то (или куда-то). "Упражнения для общего физического развития" - можно ограничить тренировкой пальцев: чтобы барабанили по кнопкам.

Если же в какой-то цивилизации вдруг школьника учат быстро бегать, высоко прыгать,много знать, самостоятельно думать и решать - то в этом обществе большая беда (атомная война, или что-то сопоставимое по разрушительной силе). Значит обществу нужны коммандос, которые малыми автономными группами (или даже в одиночку, принимая ответственные решения, от которых зависит жизнь) форсируют минные поля с ядерными фугасами и электронными ловушками, после чего атакуют штабы противника, где стреляют, режут, и душат голыми руками - как-то так. Под эти тезисы далее строится модель мира "Гостьи из будущего".

Тривиальная идея, что во вменяемом обществе не люди строятся под технические потребности цивилизации, а цивилизация под желания людей - как-то не возникает у авторов разбора.
Если бы такая идея возникла - то автору не понадобилась бы модель атомной войны для объяснения, почему подростки в мире 2084 года отлично развиты умственно и физически. Было бы понятно: это потому, что людям хочется быть умными, эрудированными, волевыми, быстрыми, сильными, здоровыми и гармоничными, в общем. И эти люди хотят того же для своих детей, для школьников. Отсюда и методы развития. Если уж фантазировать всерьез, то еще и методы генной инженерии (той самой репродуктивной евгеники, которую так ненавидят деятели культуры и прочие кабинетные гуманисты).

Ну. ладно, а почему вдруг вообще кто-то занялся взрослым анти-утопическим толкованием детского фильма?
Есть мнение: это потому, что 2084 год уже не выглядит абстрактным далеким будущим.
Дети, рожденные сейчас, в 2020-м, будут 64-летними жителями того мира. Это даже сейчас типовой возраст топ-менеджеров и политических тяжелых фигур. А ведь возрастной интервал социальной активности смещается вверх по возрасту...

...И что?
Каким видится прогнозируемый мир 2084-го сейчас, из 2020-го - по сравнению с "Гостьей из будущего"?
Ответить можно в двух словах: ПОЛНЫЙ ОТСТОЙ.
Может поэтому у кого-то появляется подсознательное желание защитить это полный отстой перед уничижительным сравнением с картиной, нарисованной Киром Булычовым в 1984-м?
Защитить проще в разборе детской, а не взрослой фантастикой...
...Только все равно не получается защитить. Потому что отстой - он и есть отстой.
Такие дела.

---------------------------------
Фабула и история создания фантастической повести "Сто лет тому вперед" (Кир Булычев, 1978-й) и 5-серийного фильма "Гостья из будущего" (1984-й)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сто_лет_тому_вперёд
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гостья_из_будущего
2010 Карен Налбандян "Постъядерный мир Алисы Селезнёвой, или Как мы станем такими (10 лет спустя)"
http://samlib.ru/n/nalbandjan_karen_eduardowich/ptsp2.shtml
2014 Карен Налбандян и Татьяна Луговская. "Алиса Селезнёва и атомная война: гостья из мрачного будущего"
https://www.mirf.ru/serial/gostya-iz-mrachnogo-buduschego
2016 Дионис Каптарь. "Фильм «Гостья из будущего» как мрачная антиутопия"
https://youtu.be/WIpu-crpih0
Фото: "Сцены не попавшие в фильм "Гостья из будущего""
https://pikabu.ru/story/stsenyi_ne_popavshie_v_film_gostya_iz_budushchego_6702296
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 618 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →