Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Этика без догматики. Альтернативный курс ДНК в школе

Программа курса «Натуралистическая этика» для средней школы (проект)

Пояснительная записка.

По информации официальной прессы, в новую программы для средней школы в РФ будет включен предмет «Духовно-нравственная культура» (ДНК). Этот предмет предлагается изучать альтернативно по выбору ученика и его родителей: духовная культура какой-либо из «традиционных» религий (православная, исламская), или нерелигиозная этика.
Планируемый объем предмета – 2 раза в неделю по 2 часа в течение 11 лет обучения.

При этом из учебных курсов для школы на сегодня предлагается только «Основы православной культуры» (ОПК). По нему официально подготовлены преподаватели и утвержден учебник. РПЦ говорит о том, что ДНК – это способ внедрения обязательного православия в школы. Школьников хотят незаконно принудить к безальтернативному изучению православия. Министерства науки и образования не проявляет активности в разработке альтернативной программы этики, так что эта задача ложится на общество.

Проект курса «Натуралистическая этика» является общественной инициативой и создан, как альтернатива изучению школьниками ОПК или другой «традиционной» религии в рамках обязательного предмета ДНК в России. Проект может быть также использован в школах Украины, где противозаконно вводится безальтернативная «Христианская этика».


Курс основан на научной картине мира и ориентирован на получение практически полезных знаний. Курс не содержит определенного отношения к религии, за исключением осуждения религиозного фанатизма и обскурантизма. Он адресован школьникам как из тех семей, где придерживаются атеизма, секулярного (светского) гуманизма, карианства, агностицизма или религиозного безразличия, так и из тех семей, где придерживаются любой свободной религии, не противоречащей основам науки и здравому смыслу.

«Натуралистическую этику» можно рекомендовать тем школьниками (и их родителям), которые считают, что школа должны давать полезные знания и навыки жизни в современном обществе, а не идеологические установки догматического характера.

Программа курса состоит из 15 тем, каждая из которых рассчитана на 4 часа (2 часа лекции, 2 часа семинара или обучающей игры). Темы будут повторяться ежегодно с добавлением нового материала соответственно возрасту школьников. В данном проекте даны названия тем и их краткое изложение для старших школьников (14 - 17 лет).
В детализированной программе будет представлено конкретное содержание тем по годам, методика преподавания, основные вопросы для обсуждения, домашние задания и т.п.

Поскольку Министерство науки и образования РФ не готовит преподавателей по этике, курс рассчитан на преподавание учителями по естественным наукам (физика, химия, биология и пр.) или волонтерами из числа родителей, профессионально владеющими знаниями по темам предлагаемой программы и готовыми взять на себя эту функцию.
Тематически курс построен так, чтобы специалисты по разным отраслям знаний могли разделить темы занятий между собой, без ущерба для качества обучения школьников.


1. Что такое этика. Эволюция жизни и происхождение человека. Эволюция этики.

Этика - правила поведения, позволяющие избегать нежелательных ситуаций и обеспечивающие комфортные отношения между людьми и в целом в обществе. Этика возникает уже у стайных животных. Примеры. Интересные факты из жизни животных. Человек, как часть природы. Возникновение человека как вида. Сравнения: (животные, первобытный человек, современный человек). Этология. Этика. Мораль. Право.

2. Научная картина мира, научный взгляд на человека и общества. Натуралистическая этика.

Мы изучаем натуралистическую этику, построенную на базе тех знаний, которые уже показали свою значимость и достоверность в быту, производстве и пр. Практически полезные правила и знания о природе и о человеке имеют один и тот же источник: естественные науки. Научный метод: наблюдения, опыт, открытия, обобщение в научных теориях. Примеры. Краткий обзор естественнонаучной картины мира. Понятие о прогрессе. Изменение этики по мере развития человека, общества, науки и технологий. Краткий исторический экскурс. Как естественные науки, в ходе общественной практики, исследуют этику и участвуют в ее формировании.


3. Этика для людей, а не люди для этики. Базовые правила натуралистической этики.

Служебный характер этики. Никакая этика не обладает самостоятельной ценностью. Она предназначена для того, чтобы обеспечивать практические цели людей: их стремление к свободе, безопасности, благополучию и счастью. В этике и морали неуместны правила, которые противоречат этим целям. Примеры. Обскурантизм и злоупотребление моралью. Запреты в науке, медицине, искусстве, образовании. Инквизиция. Уничтожение античной науки и искусства. Бруно. Галилей. Дарвин и «обезьяньи процессы». Злоупотребление моралью и эпидемии чумы в Европе – кому это было выгодно. Обскурантизм в биоэтике XX века. Этика и мораль в новейшее время. Научный натурализм. Базовые правила натуралистической этики (подробно эти правила разбираются в следующих разделах).


4. Свобода и ее границы. Взаимное уважение. Взаимопомощь. Договор.

Свобода – это возможность делать то, что я хочу вне зависимости от того, нравится ли это другим. Граница свободы: моя свобода ограничена свободой любого другого человека. Взаимопомощь, как поведение полезное для всех. Почему лучше быть в хороших отношениях с окружающими, а не в плохих. Этика, психология и здравый смысл. Как поставить себя на место другого. Понятие о разумном компромиссе и договоре.


5. Частная жизнь и ее неприкосновенность. Право быть собой.

Личность человека и область свободного выбора. Развитие личности. Тинэйджеры – особая возрастная группа. Конструктивное самоутверждение. Право на ошибку. Право на собственный опыт. Право быть не таким, как другие. Самоуважение. Кто не уважает себя, того никто не уважает. Унижать другого – значит проявлять неуважение к себе. У каждого человека свои способности. Примеры. Почему важно помочь другому человеку сохранить самоуважение и раскрыть свои таланты. Ценность человеческого потенциала.


6. Общественный порядок. Общественный договор. Дисциплина и управление.

Почему в некоторых случаях нужны общие правила для всех. Примеры (ПДД, техника безопасности, законы). Понятие об общественном договоре. Для чего нужна дисциплина и каковы ее границы. Дополнительные права и дополнительная ответственность у руководителей. Что значит отвечать за подчиненных и за порученное дело. Примеры.
Общество и его устройство. Справедливость и несправедливость в понимании разных людей. Понятие о социальном неравенстве. Социальные противоречия. Этика и политика.


7. Единство и индивидуальность в коллективе. Команда и толпа.

Коллективное поведение человека и животных. Сходства и различия. Этология. Почему в хорошем коллективе уважается каждая личность. Что такое толпа и почему в ней нет личности. Толпа глупее самого глупого из находящихся в ней людей. Команда – это коллектив с общей целью. В хорошей команде нет людей второго сорта. Понятие о криминальных сообществах и радикальных политических группах. Этика учета личных мнений в коллективе. Золотое правило совещания – лидер высказывается последним.


8. Круг близких людей. Дружба. Любовь. Интимная жизнь.

У каждого человека есть свои достоинства и свои недостатки. Мы любим своих близких людей такими, какие они есть. Почему не надо пытаться переделывать под себя своих друзей и любимых. Что такое взаимное доверие. Почему взаимное доверие означает ответственность. Зона приватности и физический контакт. Различие полов. Биология и психология любви. Сексуальное поведение людей и животных. Инстинкт продолжения рода и его особенность у человека. Человеческая сексуальность и этика. Почему важно понимать своего партнера. Эмоциональный отклик. Гармоничные отношения.


9. Родители и дети. Семья. Бытовое пространство.

Как устроена семья у людей и животных. Разные типы семьи. Почему так получается. Быт. Хозяйственная жизнь семьи. Распределение ролей, взаимное уважение и любовь в семье. Полезные и вредные семейные традиции. Насилие в семье. Что делать с семейными конфликтами. Свобода выбора типа семьи. Семья как команда. Этика общения в семье.
Семейная жизнь как частное дело. Неприкосновенности семьи и жилища. Почему вмешиваться в чужую домашнюю жизнь можно лишь в крайних случаях. Примеры.


10. Любознательность. Опыт. Отношение к авторитетам.

Любознательность, как природное свойство человека. Примеры из животного мира. Как человек приобретает и использует знания. Книги. Учеба. Интернет. Личный опыт. Умение учится, как разновидность знаний. Знать значит уметь. Границы мнений авторитетов. Всему ли надо верить. Право на сомнение. Примеры, как сомнение устраняет старые ошибки и приводит к новым знаниям. Когда вас критикуют, это полезно. Этика спора. Умение отстаивать свое мнение. Умение признавать свои ошибки.


11. Интеллект и эмоции. Наука и искусство. Творчество в жизни человека.

Интеллект как способность решать задачи. Творчество как решение нестандартных задач. Самореализация и развитие личности. Единство человеческой психики. Интеллектуальное и эмоциональное в творчестве. Способность к фантазии. Наука как интеллектуальное творчество с практически полезными результатами. Что такое НТР. Что такое искусство. Чувство прекрасного. Связь эстетики и этики. Этический принцип свободы творчества. Почему нужно ценить нестандартных людей. Эмоциональная сфера человека как личное творчество каждого. Умение самому строить свою жизнь.


12. Свобода информации. Этика информационной деятельности.

Что такое выбор. Информированный выбор. Выбор в условиях недостаточной или ложной информации. СМИ. Реклама. Агитация. Неэтичные приемы работы с информацией. Жонглирование словами и психология восприятия. Примеры. Как определить, что вас обманывают. Как определить, что от вас скрывают важную информацию. Как определить, что собеседник находится под влиянием обмана. Психологическая защита. Этичность поиска и распространения информации. Этика и право на частную тайну. Границы сохранения частной тайны – приоритет безопасности людей.


13. Этика и здоровье. Связь физического и психического здоровья.

Компоненты человеческого здоровья: физическая культура и здоровый образ жизни, баланс умственной, физической и эмоциональной деятельности. Этические границы спорта. Виды зависимостей и их опасность. Химические вещества (алкоголь, никотин, успокаивающие и возбуждающие средства, наркотики). Технические источники эмоций (ТВ, компьютер, компьютерные игры) – психологическая безопасность при работе с ними. Культы и фанатизм – массовые формы психологической зависимости. Примеры. Этика и медицина. В каких случаях следует обращаться к врачу. Этика первой помощи. Знание приемов первой помощи как обязанность современного человека. Сексуальное здоровье. Забота о партнере и о себе. Психологический шок – когда он возникает, как его избежать, как преодолеть его последствия. Первая помощь при психологическом шоке.


14. Этика и цивилизация. Ответственность за мир, в котором мы живем.

Цивилизация, как сложный организм. Жизнь в окружении сложной техники. Этика безопасности. Как оценивать опасность в необычных обстоятельствах. Ответственность и дисциплина в чрезвычайных ситуациях - почему от этого зависит жизнь людей. Примеры. Экологическая этика. С чего начинается забота об окружающей среде. Экологическое движение в современном мире. Эпоха высоких скоростей. НТР. Инновации жизни. Страх перед наукой - откуда он возникает и как с нм бороться. Почему не следует ограничивать развитие науки из страха перед вредным применением ее достижений. Ответственность за использование технологий лежит на обществе, а не на ученых. Примеры.


15. Этика будущего. Каким мы хотим видеть мир. Новые этические проблемы.

Глобальные проблемы современности (энергетика, природные ресурсы, неравномерность развития стран мира, локальные войны). Этические проблемы при распространении новых технологий. Футурошок. Примеры (искусственный интеллект, виртуальная реальность, генная инженерия, клонирование, нанотехнологии, новые биомедицинские технологии).
Человек в мире будущего. Многообразие мнений в популярной литературе (пресса, публицистика, фантастика). Оптимизм, алармизм, трансгуманизм и реализм. Научно-натуралистическая этика и проблемы будущего. Значение личной этической позиции. Влияние отдельных людей на глобальные процессы. Будущее зависит от каждого их нас.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 37 comments