Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Торговля смыслами. Рынок морали на примерах батончика, гомосексуализма и экологии.

В предыдущей теме некий участник задал вопрос и высказал тезис: Откуда берутся догмы? Может они отражают какие-то важные эволюционные стратегии, выработанные тысячелетиями, так что не надо их ставить под сомнение? Может надо принять априори их как социальные аксиомы, защищать их и передавать новым поколениям?
...Действительно: откуда берутся догмы?
...Моральные императивы, и вообще системы морали/приличий/оценок?
...Доминирующие в обществе представления о т.н. "добре" и о т.н. "зле"?
Странная ведь штука: из знаменитых "Десяти заповедей" лишь половина приходится на обычные правила кооперации внутри общины, а другая половина состоит из догм сомнительного происхождения. Так как же эта другая половина прицепилась к обычным правилам?

Ответ тривиален: в духе капитана Очевидность: догмы берутся оттуда же, откуда берутся рекламные слоганы. Догмы создаются для того, чтобы продвинуть определенный товар на рынок и, по возможности, полностью покрыть этот рынок своим товаром, вытеснив конкурентов.
...Пример-1. Кондитерской фирма-Б надо продать шоколадные батончики "Баунти". Для рекламы придумывается слоган "Баунти - райское наслаждение" (позитивный имидж рая и райского наслаждения внедрен ранее, когда церковь продвигала свой религиозный товар на рынок).
Теперь кондитерская фирма-М может опереться на этот имидж. Если кондитерская фирма-Б станет спонсором успешного кандидата в президенты, а президент станет диктатором, то "Баунти - райское наслаждение" - станет догмой. Батончик "Баунти" будет символом добра. Не верить в это будет аморально. Альтернативные продукты будут символом зла.
Тот, кто кушает вместо "баунти" - другие батончики (например, батончики "марс" производства кондитерской фабрики-М), или вообще предпочитает варенье - будет назван злым аморальным субъектом, а при усилении диктатуры - будет подвержен травле, возможно избит, возможно брошен в тюрьму, или даже заживо сожжен на Площади Цветов, как Джордано Бруно.
Рекламный слоган доминирующей кондитерской фабрики на рынке религий безжалостно защищает свою монополию - ведь утратив ее, он потеряет все. Точнее, хозяева кондитерской фирмы-Б потеряют все (и могут попасть под каток слогана "Баунти - международное преступление").

Такова судьба хозяев догматической монополии: в большинстве случаев они или палачи, или жертвы, причем роли могут поменяться исторически-мгновенно.
Вспомним религиозные войны в Старом Свете с I по XIX век включительно.
Вспомним идеологические войны XX века, когда петля виселицы легко перескакивала из рук - на шею столпов очередной морально-догматической системы.

Несмотря на такой риск, всегда находилось много желающих попытать предпринимательское счастье на поле продажи обществу очередной Истинной Системы Деления на Добро и Зло.
Но XXI век перешел некую границу критической скорости смены догматов.
Информационная революция, гонка за бизнес-лидерством и захлебывание в потоке информационного мусора на фоне начавшейся фатальной экономической рецессии - раскрыла все движущие колеса этой машинки.
В бизнес-обиход попал термин "торговля смыслами". И это стало общим местом. Конечно, сами изобретатели морали, религий, и систем разделения добра и зла - знали. что торгуют токсичной разновидностью пустоты. Но они не признавались в этом, вероятно, даже себе, и уж точно не сообщали окружающим.
Но бешеная гонка в нематериальных сферах бизнеса привела к тому, что методология создания такого "смыслового товара" (брендов, имиджа, новых ценностей, и вообще смыслов) стала предметом тренингов.
Словосочетание: "продать избирателям такого-то кандидата" стало обычным, типовым.
Словосочетание "продать потребителю такое-то представление о ценностях" - тоже.

"…На нескольких открытых рядах торговали смыслами. Товар был весьма разнообразный, но при этом даже поверхностный взгляд слегка искушенного покупателя позволял легко отличить настоящий товар от искусной подделки. Интересно было наблюдать и за покупателями и за продавцами. Некоторые, увидев нужный им товар, не торгуясь, брали охапку смыслов, и сразу же уходили. Другие долго перебирали каждый смысл, примеряли на себя, иступлено торговались, а затем, отложив, переходили к другому прилавку. Продавцы кричали в след им, что это отличный и качественный товар, и они бы сами им пользовались, если бы срочно были не нужны средства. Одна продавщица доверительно сообщала потенциальному покупателю, что мол, вчера два таких же смысла взяла для мужа и сына... Пожилой мужчина с интимной интонацией уверял молодую женщину, что с помощью его товара можно упорядочить случайности прошлого и дать смысл грядущей неизбежности… " (Торговля смыслами Отрывок из романа.
Олег Яненагорский).

...Пример-2: В какой-то момент, чтобы продать потребителю новое представление о ценностях в брендах одежды и бытовых аксессуаров, кто-то вбросил тему толерантности к сексуальным меньшинствам. Между прочим - ничего принципиально нового. В Античном Средиземноморье такая толерантность была настолько в порядке вещей, что никто даже не задумывался. Но теперь (после тысячелетнего господства противоположных ценностей) эта толерантность стала инновационным броским товаром на рынке смыслов.
Столпы старых ценностей (которые церковь продала потребителю более тысячелетия назад) возмутились - как это? Эй! Вы ломаете наш сегмент рынка, который построен, в частности, на том, что гомосексуализм - зло, анти-ценность и аморальность!

Но - эти церковные столпы недостаточно прилежно изучали методику торговли смыслом. К тому же, их убаюкало длительное доминирующее положение на рынке смыслов, морали и ценностей. Они вообразили себя вечными хозяевами этого сегмента рынка и перестали ясно видеть поле.
Новые ценности с новой моралью гендерного самоопределения стали отлично продаваться.
Модельные агентства получили широкое поле деятельности. Юридические конторы и политические партии - тоже. И журналисты, конечно, получили пастбище.

Дальше - больше. Казалось, уж одна-то ценность незыблема - прибыль! Вся европейская и американская цивилизация со времен церковной Реформации XVI века построена на том, что коммерческая прибыль угодна богу. "Протестантская этика и дух капитализма" (Макс Вебер, 1905 год) более столетия была этаким бизнес-разъяснением к книжке-библии. Но вдруг...

...Пример-3: у кого-то возникает бизнес-идея: внедрить на рынок новый смысл и новую догму, согласно которым прибыль сама по себе аморальна, это анти-ценность, это зло.
Методами управления имиджем делается Кукла Грета, раскручивается средствами PR (отработанными на парламентских и президентских выборах), и продвигается догма "экологически-ответственного бизнеса".
Тут я пропускаю несколько служебных проектов - таких, как парниковые газы, глобальное потепление, климатическая катастрофа, пластиковое загрязнение, борьба с голодом, счастье шеринга, и веганство. Это все для раскрутки главной догмы. Вот она:
"Прибыль - ничто, экологическая ответственность и безотходная бережливость - все".
Кто-то спросит: но как же на этом делать бизнес, если не получать прибыль?
Очень просто - получать из бюджета, куда будут собираться деньги от налогоплательщиков, которым внедрена в сознание новая мораль, новые ценности и новые догмы.
Они заплатят специальный экологический налог:
- за каждую килокалорию (потребленную в двигателе, в котельной или в собственном организме).
- за каждый литр воды, которую пьют, в которой моются, или в которой моют что-то бытовое.
- за "углеродный след" каждой бытовой вещи и каждого куска пищи.
Вот на этом и бизнес.
И тогда даже не страшно, что рецессия уронила кредитные ставки ниже нуля. При новой морали и новых догмах это не играет роли. Ведь речь идет о спасении планеты, и каждый верующий в Угрозу Экологической Катастрофы должен отдать, сколько надо.

Разумеется, для таких радикальных и быстрых актов перемагничивания мозгов массового потребителя (избирателя, жителя) требуется не только ураганный напор информационного мусора, но и достаточное отупение целевой аудитории. Требуется ввести моду на эмоции вместо здравого смысла, веру вместо критического анализа, визионерства вместо профессионализма. Аудитория должна жить в мире, объективных свойств которого она не понимает. Только тогда скорость перемагничивания будет достаточной для "новой экономики". Тенденция к исключению мыслящих профессионалов из социальных процессов - в общем, уже очевидна:

"Игры продолжаются. Партии, течения, направления. Ах, вам нужны патриоты – пожалуйста, кушайте на здоровье! Нужны либералы – пожалуйста... Как в сетевых магазинах – вон какой выбор! Но всё там почему-то одинаково и одинаково модифицировано. Чего-то настоящего, стоящего нет. Настоящее и стоящее – отодвигают в сторону. Им нет места под солнцем. Потому что все места давно распределены. Даже если уже давно нет самого солнца.
Мы вступили в эпоху, так я ее назову, мегамодерна. Культурологи называют это время метамодерном, наступившим после постмодерна. Но я предлагаю свое определение – мегамодерн. Когда даже капиталистические ценности (как это ни иронично звучит) уничтожены. Даже минимальные, которые когда-то существовали. Когда все понятия нарочито запутаны. Когда нет ни нормы, ни стыда. А значит, нет и совести. Нет цели — нет и желаний. И – профессионализма. Главный сегодняшний постулат прост: ни в одной профессии нет и не должно быть профессионализма и настоящих профессионалов. Непрофессионалами легче управлять и держать их на коротком поводке. Профессионалы – думающие и сомневающиеся люди — мешают, их надо отодвинуть, убрать на обочину жизни… И так происходит во всем мире. Наконец-то мир стал интернационален, конечно, не в том понимании, к которому стремились когда-то лучшие умы человечества. Мы одинаково одеваемся (вернее, равнодушны к веяньям моды, которой фактически нет), читаем одинаковые книжки (вернее, не читаем), живем в одинаковых бедных и богатых домах (вернее, там прячемся), одинаково мыслим (вернее, не мыслим). Вот умираем по-разному. Это да." (Страшно, когда сумаcшествие становится нормой, а свобода – иллюзией… Елена Сазанович).

И что теперь? Безысходность? Гибель цивилизации? Вымирание человечества?
Полагаю, что нет.
Во-первых, культ невежества уже был у социального руля (на нем успешно поднялся бизнес христианских церквей более тысячелетия назад - см. выше). История показала, что этот культ можно уничтожить в течение десятилетия примерно.
Во-вторых, возможно, мы находимся на пороге очень важного позитивного события. Рынок социальных смыслов, состоящий из догм, систем морали/приличий/оценок, и социальных представления о т.н. "добре" и о т.н. "зле" - дошел до предела. До самоотрицания.
И теперь пора вспомнить, что человечество прошло 200 тысяч лет без этой писаной торбы.
Так что она просто не нужна. Человечество вполне может обойтись без этих выдуманных смыслов. Это ненужный товар. Для того, чтобы конструктивный материальный прогресс продолжался, чтобы реальное материальное благосостояние людей росло - эта писаная торба должна быть выброшена.
...Такие дела.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 196 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →