Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Памяти сэра Артура Кларка (16.12.1917 – 19.03.2008)

Три закона Кларка о развитии науки. «Profiles of the Future» (1962)
1: Если заслуженный, но пожилой ученый заявляет, что нечто возможно - он конечно прав. Когда он заявляет, что нечто невозможно - он вероятнее всего ошибается
2: Единственный путь обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать один шаг в невозможное.
3: Технология, значительно превосходящая по уровню известные нам, неотличима от магии.



Ушел из жизни один из величайших людей XX столетия.
1. Развитие науки.
2. Освоение космоса.
3. Глобальная коммуникация.
4. Будущее человечества.
Эти четыре феномена неразрывно связаны с именем Артура Кларка


Во время Второй мировой Кларк был мобилизован и служил в Королевском Воздушном Флоте Великобритании. Он участвовал в разработке радарной системы, которая должна была упростить английским пилотам навигацию в сложных погодных условиях.
О своей военной биографии он написал только в 1963 году, (роман «Укатанный путь»)..


Артур Кларк в 1945 году впервые выдвинул идею использования ретрансляторов сигналов, расположенных вне Земли. Международный астрономический союз (International Astronomical Union) официально присвоил геостационарной орбите наименование «Орбита Кларка» («The Clarke Orbit»).

Артур Кларк в 1948 году детально описал высадку на Луну (она состоялась в 1969)

Артур Кларк в 1954 впервые выдвинул идею метеорологических спутников.
Выход в космос первого искусственного спутника состоялся в 1957.
Сейчас наша цивилизация немыслима без спутниковой коммуникации и мониторинга…

В 1956 году Артур Кларк в романе «Город и звезды» впервые дал описание виртуальной реальности и переселения (Settling) человеческой личности в память компьютера.

В 1964 году Артур Кларк начал работать с кинорежиссером Стэнли Кубриком над сценариями научно-фантастического фильма «2001: Космическая Одиссея», технически детализирующий освоение людьми солнечной системы (в т.ч. высадки на кометы и на спутники Юпитера).
Фильм был удостоен премии «Оскар».
На основе этого сценария в 1968 Кларк создал одноименный НФ-роман.

Артур Кларк начинает историю освоения космоса с изобретения человеком (точнее, еще питекантропом) первых орудий.

«…Им нужны были и другие вспомогательные орудия, ибо своими зубами и ногтями они могли расчленять лишь мелкую добычу, вроде кроликов. К счастью, Природа приготовила им великолепные инструменты; нужна была лишь смекалка, чтобы найти их и применить.
Во-первых, для них был готов грубый, но очень удобный нож-пила. Модель, созданная Природой, - обыкновенная нижнечелюстная кость антилопы со всеми зубами - отлично прослужит три миллиона лет. Никаких существенных улучшений вплоть до появления стали в нее не внесут. Нашлось и шило, оно же кинжал, - рог газели и, наконец, скребок – нижняя челюсть почти любого мелкого животного.
Камень, дубинка, пила, рог-кинжал, костяной скребок были необходимы питекантропам - без этих замечательных изобретений они бы не выжили. Вскоре питекантропы признали эти орудия символами могущества, какими они и были, но понадобилось время, пока их неловкие руки научились - или захотели – их применить.» (2001: Космическая Одиссея)

Для Кларка зарождение деятельного разума и освоение космоса – это звенья одной цепи.



Послесловие к «Космической одиссее 2001» написал Иван Ефремов в 1970
Привожу текст Ивана Антоновича полностью, как он был опубликован.

-----------
Творчество одного из крупнейших писателей-фантастов современности, Артура Кларка, хорошо принято советскими читателями. Известны и важнейшие черты его биографии. На русский язык переведены многие его научно-фантастические рассказы и новеллы, некоторые научно-популярные очерки («Черты будущего», «Рифы Тапробана» и др.). Возможно даже, что мы знаем Артура Кларка больше как научного популяризатора, увенчанного международной премией Калинги, поскольку из многих крупных научно-фантастических произведений, принесших ему мировую известность («Конец детства», «Город и звезды», «Лунная пыль» и др.), у нас до этого года была издана только одна повесть «Лунная пыль». А. Кларк всегда был самым ярким представителем так называемой «чистой» научной фантастики, основанной на строгих научных данных. Он уже давно доказал свою способность к научному предвидению, поставив вопрос об искусственных спутниках как средствах мировых коммуникаций, когда еще и сами спутники только снились инженерам.

Фантастика Кларка гуманистична. Его картины будущего, пусть нередко печальные, никогда не «приправляются» убийственными катастрофами, разгулом ненависти и угнетения, о чем любят писать многие зарубежные фантасты.

Артур Кларк всегда проявлял интерес и дружественные чувства к борьбе за новое общество в СССР и других социалистических странах.

Предлагаемое читателю последнее произведение А. Кларка «Космическая одиссея 2001 года» — переработанный в роман литературный сценарий одноименного кинофильма. Фильм этот, поставленный знаменитым американским режиссером Стэнли Кубриком с небывалым для этого жанра размахом, вызвал большой резонанс во всем мире.

Центральная тема «Космической одиссеи» — контакт с внеземной цивилизацией — занимает ныне не только писателей-фантастов, но и ученых. Кларк обращается к ней не впервые. По существу, этот роман (и предшествовавший ему сценарий) является развитием и продолжением замысла, получившего начальное выражение в давно написанном рассказе Кларка «Часовой», повествующем о загадочной пирамиде, оставленной представителями древней космической цивилизации на Луне, чтобы просигнализировать на далекие звезды, откуда они прилетели, о том, что на Земле возникла и вышла в космос новая разумная раса.

Я не пересказываю здесь содержания романа — читатель сам ознакомился с ним. В некоторых главах «Космической одиссеи» Артур Кларк вышел из рамок строго научной фантастики, устремившись в сферы чистой фантазии, не имеющей под собой научной основы. Видимо, это следует объяснить влиянием Стэнли Кубрика, в соавторстве с которым написан киносценарий, лежащий в основе романа.

В некоторой мере это относится к первой части романа, героями которой являются пралюди — человекообезьяны плейстоценовой эпохи и «монолит», установленный где-то в Африке. Гипотеза о вмешательстве внеземного разума в эволюцию человека на Земле, конечно, не научна.

Совершенно фантастичны и противоречат всему строю романа его заключительные главы. Как помнит читатель, американский астронавт Дэвид Боумен, единственный член экипажа планетолета «Дискавери», уцелевший после схватки с «взбунтовавшимся» электронным мозгом корабля, обнаруживает на одном из спутников Сатурна — Япете — гигантский черный обелиск — форпост могущественной инозвездной цивилизации. Подлетев к нему на космической капсуле, Боумен попадает во власть высшего космического разума, который увлекает его за тысячи световых лет от нашей солнечной системы. В описании этого невообразимого полета Кларк пытается передать нам через конкретные ощущения человека и действие парадокса Эйнштейна, и положения теории гиперпространства, доступные только в форме дерзких математических абстракций. Читатель сам увидел, насколько это ему удалось, но эти страницы так или иначе соответствуют материалистическому представлению о мире. Возражения вызывают несколько очень коротких, почти фрагментарных последних глав. Из них явствует, что высший космический разум не имеет вещественной оболочки и представляет собой чистую энергетическую «субстанцию», свободно перемещающуюся в пространстве. Человек Земли Дэвид Боумен, унесенный в галактические дали, неожиданно оказывается в привычной для себя обстановке комфортабельного номера американского отеля (позднее выясняется, что она была воспроизведена с американской телевизионной передачи, которую записал и передал сюда черный монолит — «часовой» космического разума, оставленный им на Луне). Боумен засыпает, претерпевает во сне таинственные метаморфозы, приобщается к высшей мудрости вселенной и, утратив свой телесный облик, летит к родной Земле, чтобы предотвратить нависшую над ней ядерную катастрофу.

Роман, как и фильм, по существу, не закончен. Повествование о подвиге и свершениях живого человека не доведено Кларком до развязки. Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал — антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе. Конечная судьба астронавта Боумена остается неизвестной.

Повествование о космической одиссее представляет большой интерес для нашего читателя. Перед нами тот Кларк, которого мы знаем и любим, во всем блеске литературного мастерства и разносторонней научной эрудиции.

Очень интересна история обнаружения загадочного монолита на Луне. Замечу попутно, что А. Кларк еще раз оказался пророком, предсказав аномалию геофизических, точнее — селенофизических характеристик Луны, открытую ныне, правда, в гораздо большем масштабе.

Страницы романа, посвященные описанию устройства космического корабля, написаны Кларком со всей присущей ему технической фантазией; правдивы и убедительны картины быта и работы астронавтов — исследователей космоса; величественны космические пейзажи и описания огромных небесных тел — Юпитера и Сатурна.

С большой силой написаны главы, рисующие драматические события, разыгравшиеся на корабле. Вряд ли научно обоснована возможность трагического конфликта между роботом и людьми: создатели столь сложного электронного мозга могли предусмотреть какие-нибудь предохранительные устройства и мгновенное переключение на «человеческое» управление. Однако, как бы мы ни оценивали убедительность исходных обстоятельств, дуль между Боуменом и ЭАЛом производит сильное впечатление на читателя.

Среди множества откликов мировой прессы на фильм и роман (в большинстве весьма положительных) раздавались голоса, упрекавшие Кларка в том, что машины у него выразительнее и сильнее, чем образы людей. Действительно, характеры людей — астронавтов, исследователей, покорителей космоса, ученых, управляющих полетом гигантского корабля к окраинам солнечной системы, — выписаны в романе недостаточно ярко. Они раскрываются только в борьбе с силами природы и в особенности в отношениях с техникой, правда настолько достоверно, с такой изобретательностью технического вымысла, что посвященные космическому полету части следует отнести к числу лучших в романе.

К сожалению, в «Космической одиссее», как и в большинстве произведений Кларка, отсутствует лирическая тема. В его романах и рассказах почти нет женских персонажей. Возможно, это своего рода протест против изобилия секса в современной западной научной фантастике, но нельзя не отметить, что, ограничивая своих героев в естественных человеческих чувствах, Кларк неизбежно обедняет их образы.

Все это не умаляет интереса нового романа Кларка. Советский читатель оценит «Космическую одиссею», как рассказ о человеческом мужестве, стойкости, техническом гении, готовности к подвигу во имя всего человечества.
(Молодая гвардия. 1970. № 10).
-----------

Артур Кларк оказался одним из немногих фантастов, кому удалось увидеть, как последовательно и неуклонно сбываются его технические прогнозы освоения космоса.
Он вел репортажи о полетах космических кораблей «Apollo-11», «Apollo-12» и «Apollo-15» для CBS.

Вспомним: 1969 год, миссия корабля Аполлон-11. Первая посадка на Луну
Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз,

… Конструкция лунной кабины «Орел» допускала возможность прилунения в автоматическом режиме. Однако Армстронг еще на Земле решил: когда до Луны останутся последние метры, он перейдет на полуавтоматический режим. Ведь автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки, а на последнем участке спуска (с высоты 150 м) стал управлять лунной кабиной вручную.
Предельный минимум запаса горючего у тормозного двигателя «Орла» составлял 20 секунд. Дойдя до этого предела, Армстронг был обязан прекратить дальнейший спуск (отказаться от посадки), запустить стартовый двигатель взлетной ступени и идти на соединение с основным блоком. Прошло еще секунд десять, а командир почему-то медлил с посадкой… В Центре управления полетом в Хьюстоне не знали, что струя газов, вытекавшая из сопла работающего двигателя, подняла облако пыли, и Армстронг ничего не видел. Он нервничал, его пульс достиг 156 ударов в минуту. Оставалось 10 последних секунд, когда «Орел» прилунился практически вслепую на юго-западной окраине Моря Спокойствия. Это событие произошло 20 июля 1969 года в 16 часов 18 минут по вашингтонскому времени.
Примерно через 6,5 часов после прилунения Армстронг открыл люк лунного отсека и спустился по трапу. Став на Луну сперва правой, а затем левой ногой, он произнес свою фразу:
«Этот маленький шаг одного человека означает гигантский скачек для человечества».
20 июля 1969 года, 22 часа 56 минут по вашингтонскому времени…


Артур Кларк считал исключительно важным делам популяризацию научных знаний о космосе. Он продолжал работу в масс-медиа по этой тематике и после завершения лунной эпопеи «Apollo». Кларк много работал на телевидении. Его 13-серийные телевизионные сериалы «Таинственный мир Артура Кларка» (Arthure C.Clarke's Mysterious World») в 1981 году и «Мир странных явлений Артура Кларка» («Arthure C.Clarke's World of strange Powers») в 1984 году были показаны во многих странах мира.
Он создал несколько научно-популярных передач о космосе в сериале «Университеты Уолтера Кронкайта» («Walter Cronkite's Universe») в 1981 году.


"Меня по-прежнему волнует вопрос, когда мы откроем жизнь на других планетах. Я бы побился об заклад, что на Марсе есть микробы. Мне кажется, что к 2030 году мы установим контакт с разумной жизнью с другой планеты. Это может быть радиосигнал, который преодолел миллионы световых лет, а те, кто его посылал, уже давно исчезли".
(Артур Кларк, одно из последних интервью)

В 2040 году по прогнозам Артура Кларка человечество «избавится от своего сравнительно недавнего изобретения, известного под названием "работа"».
С юмором у сэра Кларка все было хорошо.
Еще одна цитата – 69-й закон Кларка: «Изучение технического руководства без возни техникой то же самое, что изучение руководства по сексу без практической проверки»


Трудно подводить итоги жизни такого удивительного человека, как сэр Артур Кларк.

«В достижении цели есть некоторая особенная печаль. Она - в осознании того, что цель эта, так долго остававшаяся вожделенной, наконец покорена, что жизни теперь нужно придавать новые очертания, приспосабливать ее к новым рубежам…. В этой Вселенной наступал вечер. Тени удлинялись к востоку, который не встретит еще одного рассвета. Но повсюду вокруг звезды были еще юны, а свет утра еще только начинал брезжить. И в один прекрасный день Человек снова двинется по тропе, которую он избрал» (Артур Кларк. Город и звезды)


Хронология произведений Артура Кларка

Спасательная команда (Rescue Party, 1945)
Прелюдия к космосу (Prelude to Space, 1951)
Пески Марса (Sands of Mars, 1951)
Острова в небе (Islands in the Sky, 1952)
Конец детства (Childhood’s End, 1953)
Против прихода ночи (Against the Fall of Night, 1953)
Большая глубина (The Deep Range, 1954)
Свет Земли (Earthlight, 1955)
Город и звёзды (The City and the Stars, 1956)
Лунная пыль (A Fall of Moondust, 1961)
Остров дельфинов (Dolphin Island, 1963)
Первая часть цикла «Космическая одиссея» (1968)
Первая часть цикла «Рама» (1973)
Земля Имперская (Imperial Earth, 1975)
Фонтаны Рая (The Fountains of Paradise, 1979)
Песни далёкой Земли (The Songs of Distant Earth, 1986)
Колыбель (Cradle, в соавторстве с Джентри Ли, 1988)
Призрак Великих отмелей (The Ghost From the Grand Banks, 1990)
По ту сторону ночи (Beyond the Fall of Night, в соавторстве с Грегори Бенфордом, 1990)
Молот Бога (The Hammer of God, 1993)
10 баллов по шкале Рихтера (Richter 10, в соавторстве с Майк МакКуэй, 1996)
Триггер (The Trigger, в соавторстве с Майклом Кьюбом-Макдауэллом, 1999)
Свет иных дней (The Light of Other Days, в соавторстве со Стивеном Бакстером, 2000)
Рифы Тапробаны (The Reefs of Taprobane, 2002)
Первая часть цикла «Одиссея времени» (2003)
Последняя Теорема (The Last Theorem, в соавторстве с Фредериком Полом, 2008)

Циклы:

«Космическая Одиссея»:
2001: Космическая Одиссея (2001: A Space Odyssey, 1968)
2010: Одиссея 2 (2010: Odyssey Two, 1982)
2061: Одиссея 3 (2061: Odyssey Three, 1987)
3001: Последняя одиссея (3001: The Final Odyssey, 1997)

«Рама»
Свидание с Рамой (Rendezvous With Rama, 1973)
Рама 2 (Rama II, в соавторстве с Джентри Ли, 1989)
Сад Рамы (The Garden of Rama, в соавторстве с Джентри Ли, 1991)
Рама явленный (Rama Revealed, в соавторстве с Джентри Ли, 1993)

«Одиссея времени»
Глаз времени (Time’s Eye, в соавторстве со Стивеном Бакстером, 2003)
Солнечная буря (Sunstorm, в соавторстве со Стивеном Бакстером, 2005)
Перворожденный(Firstborn, в соавторстве со Стивеном Бакстером, 2007)

В рунете произведения Артура Кларка представлены в разделах библиотек
http://lib.ru/KLARK/
http://www.fantlab.ru/autor23
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments