Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Хватит уже цифровых иллюзий. Займемся лучше прогрессом материальных вещей.

История этого короткого текста такова. Илон Маск выступил на симпозиуме ВВС США и заявил, что пилотируемый истребитель не будет иметь никаких шансов против современного дрона. На это заявление очень разумно и четко ответил Дуглас Бирки, директором Института аэрокосмических исследований им. Митчелла - причем сказанное относится не только и НЕ СТОЛЬКО к военной авиации, сколько ВООБЩЕ к развитию утилитарных технологий (в т.ч. промышленных и бытовых). Вот его ответ (с некоторыми сокращениями):
"Квалифицированные летчики-истребители должны уметь справляться с очень агрессивным трехмерным маневрированием со скоростью, в два раза превышающей скорость звука в высокодинамичном боевом пространстве, управлять сложным оборудованием миссии и сталкиваться с противником, делающим все возможное, чтобы убить их. Успех означает возможность делать все это и на следующий день. Неудача обычно равна смерти или плену.
Сравните это с нынешним состоянием искусственного интеллекта в гораздо более простом сценарии. Автомобили с автопилотом работают в двух измерениях, с предсказуемыми правилами дорожного движения и понятным человеческим поведением. В конце 2019 года три автомобиля Tesla, использующие функцию автопилота, разбились. Один из них проехал на красный свет, и при столкновении погибли два человека. Другой врезался в припаркованную пожарную машину с фатальными последствиями, а третий врезался в полицейскую машину на дороге. Не отрицая достижений технологий автопилотов, разумно отметить, что потенциал автопилотов в ближайшей и среднесрочной перспективе не следует связывать с научными фантастическими целями... Автономная парковка автомобиля не является чем-то, кто можно экстраполировать на действия, которые имеют решающее значение для защиты нации. Реальность такова, что нынешний истребитель Америки устарел. Средний возраст парка истребителей ВВС составляет более четверти века... Отдаленное перспективы автоматического пилотирования не следует путать с противостоянием явным и реальным угрозам сегодняшнего и завтрашнего дня"...
...А теперь перейдем от военной авиации - к утилитарным технологиям (в т.ч. промышленным и бытовым). Реальность такова, что нынешняя промышленная и бытовая техника застряла в прошлом веке. В лучшем случае, она буксует уже более четверти века. В худшем...

...В худшем случае, она не просто буксует четверть века (или даже полвека), а снизилась по качеству по сравнению с образцами четвертьвековой или даже полувековой давности.
Если мы возьмем любую современную утилитарную технику...
...Автомобиль
...Холодильник
...Микроволновку
...Промышленный конвейер
...Химико-технологический аппарат
...Авиалайнер (и вообще любое воздушное судно)
...Морское или речное судно
...Бытовой электрогенератор или промышленную электростанцию
...И сравним ее с аналогами четвертьвековой (а зачастую - полувековой) давности, то вот что окажется:
- Механическая и электромеханическая часть конструктивно не изменилась, она такая же как четверть века назад, или полвека назад.
- Те узлы, которые конструктивно изменены в ходе инноваций - оказались менее надежными чем старые.
- Применяемые материалы и качество сборки узлов и всего аппарата стали хуже (ради экономии на сырье и рабочей силе), а иногда преднамеренно ухудшены путем "планируемого устаревания" чтобы принудить потребителя к частой покупке товаров на замену сломавшимся.
...При этом:
- Аппараты (промышленные и бытовые) обросли чудовищным, избыточным количеством микропроцессоров, иногда с автономным выходом в интернет.
- Зачастую ради встройки этих избыточных процессоров, разорваны исходные цепи управления. - Иначе говоря: аппарат принудительно сделан критически-зависимым от компьютерного управления, и от софтвера в бортовом компьютере.
- Стало общим местом проводить инновации, создающие критический дефект управления аппаратом, каковой дефект кое-как балансируется постоянным микропроцессорным управлением, без которого аппарат не работает вовсе, или работаят в опасном режиме.
- Вместо надежной техники 1970-х - 1990-х получилсь та же техника, только низкого качества, запредельно высокой цены, и низкой надежности, человеческое управление которой нневаозможно из-за внесенных конструктивных дефектов, а компьютерное управление - ненадежно из-за плохого софтвера.
- Этот софтвер периодически принудително обновдляется, за что корпорации, опять же принудительно, снимает с поребителя дополнительные деньги.
- Качество софтвера, кстати, тоже снизиловсь за четверть века, поскольку (в условиях искусственно созданног дефицита в сфере IT) на место квалифицированных програмистов пришла толпа людей с минимальным образованием на грани фола (точнее уже за гранью такового).
- Из-за этих бессмысленных и вредных инноваций (называемых "цифровизацией", или "умными вещаами" и "интернетом вечей"), и из-за стремителного снижения качества кода в софтвере, возникает искусственная потребность в росте производительности микропрооцессоров и компьютеров. Это требует перераспределения цены внутри себестоимости аппарата (все больше поглощается цифровой компонентой, и все меньше остается на материальноую компоненту).
...И мы приходим каждый раз к очередному витку экономии на материальной части, о чем уже сказано: применяемые материалы и качество сборки узлов и всего аппарата становятся хуже (ради экономии на сырье и рабочей силе).

И в эпилоге вернемся к авиации. Только не к военной, а к гражданской.
К самому распространенному авиалайнеру: Boeing 737 (первый полет - 9 апреля 1967 года, более полувека назад).
Машина отличалась высокой надежностью, и стала самым массовым пассажирским самолётом за всю историю пассажирского авиастроения.
Но, по мере цифровизации в XXI веке, он превратился в наглядное позорище авиастроения, иллюстрирующее все перечисленные минусы "новой экономики" и "умных вещей". Результат известен:
Катастрофа Boeing 737MAX8 около Джакарты 29 октября 2018 года.
Катастрофа Boeing 737MAX8 под Аддис-Абебой 10 марта 2019 года.
"Авиалайнер 737 Max "проектировали клоуны, которыми, в свою очередь, руководили мартышки", - говорится в сообщении одного сотрудника Boeing другому, написанном в чате в апреле 2017 года.
...Такие дела.

-----------------------------------
Полный текст оригинала:
02 March 2020. Air Warfare Symposium "Sorry, Elon, fighter pilots will fly and fight for a long time" (Douglas Birkey, executive director of the Mitchell Institute for Aerospace Studies)
https://www.defensenews.com/opinion/commentary/2020/03/02/sorry-elon-fighter-pilots-will-fly-and-fight-for-a-long-time/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 320 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →