Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Первомайский практикум 888. Война закручивает гайки, но война срывает резьбу.

1 мая – день солидарности трудящихся. Историю вопроса можно прочесть на любом профсоюзном сайте или в энциклопедии. Памятная дата была отмечена Парижским конгрессом II Интернационала в честь анархистов, казненных после столкновений с полицией в ходе забастовок в мае 1886 в Чикаго. Но тема началась в 1817-м с Роберта Оуэна – британского предпринимателя (что существенно), который сформулировал принципы, впоследствии названные социальным партнерством. Одной из идей Оуэна является 8-часовой рабочий день – «правило 888».

(8-часов – труд, 8 часов - отдых, 8-часов сон - монумент в Мельбурне)
Примечательно, что уже в 1817-м при разумной организации труда, 48-часовой (8x6) рабочей недели было достаточно для прибыльности промышленного предприятия. Это понимали все, и 21 апреля 1856 рабочие Австралии выступили с требованием 8-часового рабочего дня. Далее, в 1866 году это требование было заявлено на конгрессе Международного товарищества трудящихся (при участии Маркса и Энгельса). А в мае 1886-м в Чикаго началась массовая забастовка против безудержной эксплуатации - причем с тем же требованием 8-часового рабочего дня. И полиция, по негласному приказу властей, провела бессистемные уличные расстрелы.

Примечательно, что тенденция к безудержной эксплуатации рабочих стала следствием военного силового передела влияния внутри американской олигархии - Гражданской войны в США (1861 – 1865 года). Хосе Марти излагал такую точку зрения в статье о событиях мая 1886-го в Чикаго и вооруженных расправах полиции над рабочими:
«Началась война, и разлагающее действие ее не замедлило сказаться: появилась привычка повелевать и командовать — горькое следствие военной обстановки; возникла кредитная система, приведшая к созданию огромных состояний и вызвавшая беспорядочный приток иммигрантов; образовалась прослойка военных, оставшихся после заключения мира не у дел, прослойка людей, привыкших к запаху крови и готовых ради собственной выгоды служить любому из тех грязных интересов, что бывают порождены войной. Прекрасный, мирный край, бывший доселе самой удивительной из республик, превратился в замаскированную монархию».
В Европе аналогичную роль сыграла Франко-прусская война 1870 -1871 годов, которая на только сформировала некоторые геополитические новации, но и породили «привычку повелевать и командовать» (по выражению Хосе Марти). По аналогии с событиями 1 - 4 мая 1886-го в Чикаго, произошли события 1 мая 1891-го, позже названные «Расстрел в Фурми». В 1891-м впервые праздновался День всемирной солидарности трудящихся, и французские войска в Фурми открыли огонь по рабочей демонстрации.
Казалось бы, однозначно: война закручивает гайки. Но…

…Но «правило 888» было реализовано в виде общей нормы после в 1919-м в Женеве, Конвенцией МОТ об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до 8 часов в день и 48 часов в неделю. МОТ (Международная организация труда) была создана в том же 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций (тогдашний аналог ООН).
Почему империалистические правительства стали решать этот вопрос в числе наиболее важных, по итогам Первой мировой войны? Причина простая: страх перед рабочим движением, освоившим использование критических (в т.ч. военных) ситуаций против национальных властей. Причем, как оказалось, расправы с буржуазией в подобных случаях бывают даже более жестокими, чем расправы буржуазно-олигархического государства с рабочими. И это логично. Олигархическому строю нужна популяция рабочих - для производства, но рабочим не нужна популяция олигархов. То, что эклектичная мясорубка «пролетарской власти», перемолов класс олигархов (и вообще буржуазии), зачем начинает перемалывать всех подряд – это уже другой вопрос.

В следующие 100 лет (до настоящего времени) в истории наблюдается двойственная роль войны в плане воздействия на реальные социально-политические права и жизненные возможности обобщенного рабочего класса (ОРК, GWC). Термин ОРК/GWC очень слабо (можно сказать – в значительной мере только интуитивно) определен в современной политэкономии, но это отдельный вопрос. В данном рассматривается вопрос о некоторой схемотехнике ОРК-движения за реальные социально-политические права.

Этот вопрос сегодня крайне актуален, поскольку т.н. цивилизованной человечество очередной раз в состоянии мировой войны - это Вторая Холодная война, или Первая Фейковая война. По многим параметрам такая война отличается от двух «горячих» мировых войн (1914 -1918 и 1939 - 1945), и от Первой Холодной войны (1946 - 1989), однако двойственность влияния войны на «политические гайки» не исчезла.

Итак: схемотехника ОРК-движения. Пока – конспективно.
1. В условиях мирного времени возможны ограниченные элементы социального партнерства между ОРК и олигархией – в той мере, в которой существуют некоторые общие цели в науке и прикладной технологии, в медицине, и в экологии.
2. В любом случае, такое партнерство должно иметь в виду, что цель олигархии, это полное подчинение общества своему контролю. Стремление к контролю является не экономическим, а психологическим патологическим свойством олигархии. Таким образом, любые партнерские инициативы должны проверяться на скрытее элементы усиления контроля, и отвергаться при первом же подозрение на такие элементы.
3. В условиях мировой войны (даже холодной) подозрительны и неприемлемы любые формы партнерства между ОРК и олигархией. Войну всегда начинает олигархия, и всегда с одной целью - для усиления контроля над ОРК. Как правило, это выражается в:
- Попытке внушить субъектам ОРК сценарий борьбы с неким «общим врагом» (причем в действительности «общий враг» либо угрожает лишь олигархии, либо вообще выдуман наемными PR-мейкерами олигархии и распространен через подконтрольные медиа).
- Попытке представить интересы олигархии, как общесоциальные (общечеловеческие).
- Попытке разделить субъектов ОРК, и вклиниться в их коммуникацию (например, путем пропаганды контактов через подконтрольные сети вместо прямого общения), чтобы подчинить общение людей – цензуре и регламенту, составленному в интересах олигархии.
- Попытке представить свои цели, как объективно полезные, и свой контроль, как объективно полезный или жизненно необходимый.
- Попытке регламентировать экономику и опорочить контрэкономику.
4. Таким образом, стратегия ОРК-движения, это торпедирование любых инициатив национального правительства (и наднациональных объединений правительств), даже кажущихся «общеполезными», но выходящих за рамки привычной социальной жизни. Данный пункт может показаться туманным, и его надо пояснить на примерах.
- «Ответственное потребление» (в условиях вымышленной климатической и сильно преувеличенной мусорно-пластиковой угрозы)
- «Я остаюсь дома» (в условиях вымышленной пандемической угрозы).
- «Фудшеринг» (в условиях искусственно созданной проблемы голода).
- Кампании против вымышленных социальных угроз (расизма, сексизма, терроризма)
- «Прозрачность жизни» (искусственное насаждение «интернета вещей» и тотальной открытости людей для служб олигархии).
5. Также, стратегия ОРК-движения состоит в поддержке любых противоположных инициатив, кроме, разве что каких-то абсолютно неприемлемых с позиции бытового здравого смысла. Этот пункт означает, прежде всего, поддержку почти любых форм контрэкономики.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Контрэкономика
Но об этом – в следующий раз.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 215 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →