Последующая история Египта лишь условно связана с Древним царством и с великими пирамидами. Египет утратил монополию цивилизованности в регионе, и стал одним из многих королевств воюющих за обладание участками плодородного бассейна Нила.
К чему этот любительский конспект древней истории? А просто нынешняя ситуация в некотором смысле изумительно похожа на ту 4200-летней давности.
Богатейшая глобальная цивилизация с огромным научно-техническим потенциалом, в какой-то момент настолько увлеклась ритуалами загробного мира (или виртуальной реальности), и возведением великих пирамид (пирамида Азиатских Тигров, пирамида Доткомов, пирамида Американских ипотечных бумаг, пирамида Антропогенного глобального потепления, пирамида Коронавирусного карантина).
Когда-нибудь в будущем они будут поражать потомков своей грандиозностью и своей бессмысленностью – как нас поражают пирамиды Хуфу, Хафры, Менкаура, Снофру и Джосера. А дальше - разорение. Крах социальных мифов, ценностей, и доверия публики к фараону (корпоративной и государственной бюрократии), к богам (финансам и медиа-ресурсам), и к жречеству (науке вообще и медицине в частности).
Черт с ней, с бюрократией, с финансами, и с медиа. Но при чем тут наука и медицина?
В понимании вопроса нам поможет более простая история жрецов древнего Египта. В додинастический период жрецы накопили внушительный объем практических знаний, и сформировали методологию расширения знаний. К началу династического периода они обладали знаниями в ирригации и архитектуры, химии и биологии (в т.ч. в медицине, в растениеводстве и в скотоводстве), экономике и администрировании, в математике и в астрономии (в т.ч. звездной навигации, и в расчете астрономически-связанных сезонов).
Но в династический период функции жречества все более становились культовыми, направленными на «божественное» и КАК БЫ научное обоснование сложившегося социального порядка с определенными сословиями, ролями и пирамидой власти.
Конечно, жрецы продолжали вести кое-какую реальную научную деятельность, но толь ко «по остаточному принципу» (как сказали бы сейчас). Причем даже те практически ценные открытия, которые делались ими в династический период, оставалась в храмовых архивах, совершенно не принося пользы крестьянам, ремесленникам, лекарям, мореходам…
…Ранее сформированные практические знания все более перемещались от жречества к простым сословиям, применявшем эти знания в повседневной деятельности. А новые практические знания уже почти не продуцировались жречеством. Жрецы были заняты соперничеством школ за влияние на фараона (и за получение бонусов от фараона). Со временем, главной функцией жрецов стало предсказывать или даже направлять желания фараона, и давать фараону те советы, которые он хотел услышать. В смысле экономики, это была оптимальная стратегия для жреческих школ. Но желании фараона становились постепенно все более нелепыми и дорогостоящими. Публика задыхалась от поборов на очередную пирамиду, или новый храм. На страну неумолимо надвигалась нищета.
…По мере обнищания широкой публики, возобладало мнение, что жречество - такая же паразитная декорация вокруг фараона, как всякие танцовщицы и флейтистки. В общем, примерно так уже и было. Советы жрецов в практической области становились все более противоречивыми, все менее осмысленными, и скорее вредными, чем полезными. Это и предопределила системный крах Древней династии в 2100-х годах до н.э.
И это же определило крах глобального мироустройства в 2020-х годах н.э.
Всего пару лет назад широкая публика, развесив уши, внимала экологическим цифровым утопиям о будущем в стиле «Город 2030» Иды Окен с «умными домами», со всеобщим шерингом и всеобщей открытостью инфо-технологиям, без приватности, с персональным универсальным гаджетом-подсказчиком, и с «зеленой экономикой», без парниковой эмиссии, и с полной рециркуляцией вещей ради чистой природной среды.
Противники такого будущего воспринимались, как таймпанки и унылые ретрограды.
Коронакизис и Великий карантин надежно убили такое будущее.
Широкая публика внезапно обнаружила, что всеобщий шеринг – это полная нищета, что «умные вещи» и гаджеты-подсказчики – это шпионы и надсмотрщики, и что она сама – широкая публика – превратилась в рабов, над которыми установлены эти шпионы, и эти надсмотрщиками.
Человек из широкой публики, в общем, довольно легко смиряется с лишением какого-нибудь отдельного исторически сравнительно нового права (например, избирательного).
Но смириться с положением вещи безраздельно принадлежащей фараону - это перебор.
Та легкость, с которой новые фараоны лишили широкую публику абсолютно всех прав, превратив в скотину, запертую в хлеву, и выгоняемую лишь для работы под ярмом – не просто напугала, а проникала до глубины подсознания, и стала триггером для запуска врожденного паттерна, свойственного всем приматам: БЕЙ ИЛИ БЕГИ И ПРЯЧЬСЯ.
Три факта, добавили остроты в это и так переперченное блюдо.
1. QR-коды, примененные для контроля допустимого перемещения людей в условиях «самоизоляции», стали до этого применяться для маркировки товаров, оборот которых поставлен под принудительный государственный контроль
2. Концептуально рекламируемые имплантируемые микрочипы для контроля здоровья людей, всесторонне апробированы на стадах скота (коровы, овцы, и т.п.).
3. Иммунные паспорта, внедрение которых сейчас в планах у ряда правительств, были опробованы для эпидемиологического контроля сырья мясной промышленности.
В такой ситуации подсознание подсказывает примату: ТЕБЯ ХОТЯТ СЪЕСТЬ.
БЕЙ ИЛИ БЕГИ. Не пройдет и года, как мы увидим, как этот паттерн срабатывает (да, кстати – поджоги вышек 5G это лишь прелюдия к началу). Следующие 25 лет - период до взрослости следующего поколения – пройдут под знаком этого паттекрна
Вот почему классическая футурология, построенная на продлении современных трендов - в будущее, не работает.
Рассуждения о том, что глобализация, цифровизация, и «интернет вещей» будут все больше вытеснять старую экономику из жизни, и что «старая экономика товаров» все интенсивнее будет заменяться «новой экономикой услуг» - эти рассуждения можно уже выбросить и забыть.
Мы перешли в то настоящее, у которого нет будущего, есть только небудущее.
Мы на поле нонфутурологии.
У нонфутурологии два простых правила:
А). Мотивы людей диктуются паттернами и рациональными примитивами, известными в зоопсихологии стайных приматов, с некоторым сдвигом в сторону привычной культуры, причем эта культура будет постепенно исчерпываться, т.е. влиять все меньше и меньше.
Б). Усредненная цель/стремление людей в небудущем – это не достижение какого-либо желательного состояния, а избегание ряда нежелательных состояний.
О том, как применять эти (и еще некоторые) правила – в следующей части.
… Такие дела…
Продолжение следует.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →