Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Такое кино: беда родиться в обществе, зацикленном на сексуальных комплексах пуританина.

Фильм «The Trouble with Being Born», представленный на Берлинале-2020 вообще-то не имеет отношения ни к сексу вообще, ни к сексу с малолетними в частности. Как вполне резонно сообщается в анонсе Берлинале-2020:
«Где-то в Центральной Европе, возможно, в окрестностях Вены, в ближайшее время. Как мы вскоре узнаем, десятилетняя Элли - андроид. Она принимает свою форму через программирование, и это превращает ее в фантастическую фигуру. Во-первых, для мужчины, коорого она называет «папочка», с которым она лежит у бассейна и для которого она одевается в доме на краю леса. Элли - это сосуд для его воспоминаний, которые ничего не значат для нее, но все для него. Однажды он бежит за странным эхом и теряется в темноте, в то время как Элли, которая следует за ним, забирается незнакомцами. Новая личность ждет ее, новое призрачное существование - как пустой экран, на который другие могут проецировать свой потерянный рая, который является детством. Новый голос Австрии о связи между желанием и пропастью, страхом и тайной, чувством и пустотой - это Сандра Воллнер. Как и в Das unmögliche Bild, в своем провокационном втором художественном фильме она развивает сюжет из сложного базового созвездия (а не наоборот) и реконструирует семьи, которые никогда не существовали. И вот машина становится зеркалом человеческих эмоций, а фильм – захватывающей лестницей в виртуальные и психологические реальности».
https://www.berlinale.de/en/press/press-screenings/detail.html?film_id=202007593
Более детально об идее фильма – в интервью режиссера (Сандры Воллнер)
https://variety.com/2020/film/news/berlinale-2020-sandra-wollner-on-the-trouble-with-being-born-1203516242/
https://closeupculture.com/2020/02/19/berlinale-2020-director-sandra-wollner-talks-the-trouble-with-being-born/
Или в любительских русскоязычных рецензиях.
https://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/movies/248951-berlinale
https://russorosso.ru/news/festivals/berlinale-2020/
Но в википедии (своего рода fake vox populi) акцент делается именно на «популярной горячей теме» педофилии. Позже разберем, почему это происходит, и насколько это соответствует прекрасно исполненному провокационному замыслу Сандры Воллнер, и почему в описание фильма в википедии сделано настолько тенденциозным.

Итак – википедия. https://en.wikipedia.org/wiki/The_Trouble_with_Being_Born_(film)
«The Trouble with Being Born» - научно-фантастический драматический фильм 2020 года, режиссер и соавтор Сандры Воллнер. Международное совместное производство Австрии и Германии, в фильме снималась Лена Уотсон в роли андроида, созданного отцом (Доминик Варта) в качестве копии его молодой дочери, исчезнувшей годами ранее.
Премьера фильма «The Trouble with Being Born» состоялась на 70-м Берлинском международном кинофестивале и вызвала полемику из-за описания отношений между человеком и андроидом, напоминающих его ребенка.
Режиссер и соавтор сценария Сандра Воллнер называет фильм «противоположностью Пиноккио». Первоначально Воллнер намеревалась сыграть 20-летнюю актрису в роли андроида Элли, но после удаления некоторых наиболее откровенных элементов из сценария фильма она вместо этого выбрала 10-летнюю актрису Лену Уотсон (сценическое имя вдохновило Эммой Уотсон) для роли. Сцены, в которых андроид Элли показан обнаженным, были выполнены с использованием компьютерной графики. Уотсон также носила силиконовую маску и парик, которые скрывали ее личность и помогали ей походить на другую актрису, которая появляется позже в фильме.
Мировая премьера фильма «The Trouble with Being Born» состоялась на 70-м Берлинском международном кинофестивале 25 февраля 2020 года в рамках секции «Встречи». Сообщалось, что несколько зрителей вышли во время премьеры. Фильм получил специальную награду жюри в разделе «Встречи» (дальше в википедии несколько коротких непонятных фрагментов из мнений критиков, и на этом все).

Немая сцена. Во всем сказанном – лишь одна содержательная фраза о негативной реминисценции со сказкой «Пиноккио». Остальное – какой-то бред, из которого у читателя создается впечатление, будто «The Trouble with Being Born» это эротический фильм на тему инцеста с использованием 10-летней девочки в главной роли, и такова главная интрига работы Сандры. Будто в фильме нечего больше обсуждать, кроме как снималась ли малолетняя актриса голой, и законно ли вообще показывать это.

Такое толкование – не прихоть коллектива волонтеров-авторов статей в википедии, а результат интерпретации «The Trouble with Being Born» в массовых СМИ. Приведу очень характерный пример из сетевого журнала «Extra»
Статья там называется «Movie showing ‘paedophile’ relationship with 10-year-old robot girl gets walkouts» (Фильм, показывающий отношения «педофила» с 10-летней девочкой-роботом).
https://extra.ie/2020/03/04/entertainment/movies-tv/movie-robot-girl
Внимание на слова «10-year-old robot girl». Что означает этот термин?
Робота с датой выпуска 10 лет назад? Или что-то иное? Оказывается – иное. Данный заголовок отсылает нас к недавней судебной истории международной пуританской юстиции, детально изложенной в википедии…
https://en.wikipedia.org/wiki/Sweetie_(internet_avatar)
…А кратко – тут:
https://www.bbc.com/russian/society/2014/10/141021_webcam_sex_abuse_sweetie
(цитирую) 21 октября 2014. Первый приговор за онлайн-секс с виртуальной девочкой. Сотрудники голландской некоммерческой организации по предотвращению насилия над детьми создали компьютерную программу, которая в онлайн-чатах представляется 10-летней филиппинской девочкой по имени Свити. Согласно постановлению суда, тот факт, что собеседник Хэнсена был виртуальным, не имеет значения. Достаточно того, что сам австралиец считал Свити ребенком Гражданин Австралии был признан виновным в сексуальных домогательствах по отношению к виртуальному ребенку. Согласно постановлению суда, тот факт, что собеседник Хэнсена был виртуальным, не имеет значения. Достаточно того, что сам австралиец считал Свити ребенком. (конец цитаты).

Тут можно бы пошутить, что по такой логике можно приговорить за терроризм и за серийные убийства - всех геймеров, балующихся компьютерными стрелялками. Но история вообще-то не смешная. Она показывает цивилизованное общество XXI века патологически, маниакально повернутое на табу вокруг секса. Даже в романе «1984» (тоталитарной антиутопии Оруэлла), хотя присутствовала некая «Молодежная анти-сексуальная лига», и концепт «мыслепреступления», но до такого помойного состояния даже тамошняя вымышленная юстиция не доходила. Чтобы организовать судебный процесс за сексуальные домогательства к виртуальному сетевому аватару – мало быть фанатиками тоталитаризма, надо еще быть психически больными людьми.

После этого пояснения, можно вернуться к статье из сетевого журнала «Extra» об австрийском фильме «The Trouble with Being Born». (далее цитирую выборочно):
- Фильм, показывает обнаженную сцену с главным героем и ребенком-роботом.
- В роли 10-летней Лены Уотсон робот-девушка называет своего хозяина "папочка" и была создана, чтобы воспроизвести дочь этого человека, которого он потерял 10 лет назад.
- Критики назвали это неуместным в обзоре FilmGoblin, в котором говорится: «Педофилия получает мейнстрим в «The Trouble with Being Born».
- многие комментаторы в трейлере Youtube согласились с FilmGoblin, что все предисловие к фильму оставило у них неприятный вкус. «Нормализация педофилии. Этот должно быть убрано [will tank]. Если этого не произойдет, то педосы [paedos] будет платить за билеты», сказал один из комментаторов.
- «Жаль, что режиссер выбрал это для темы», - сказал другой. Сам факт того, что художник написал фильм о 10-летнем сексуальном роботе - очень жуткий.
- Например, почему из всех ваших мыслей вы решили снять фильм о сексуальном роботе?» - добавили они.
(конец цитаты)

Резюме: ни автор статьи в журнале «Extra», ни блогеры-комментаторы статьи вообще не увидели ничего кроме предполагаемого секса взрослого мужчины с «10-летней дочкой». Они домыслили собственно секс, и мысленно отбросили уточнение «робот» (это слишком сложная абстракция для их урезанного сознания, полуразрушенного сексуальными табу и пуританскими комплексами сексуальной «греховности» и неполноценности человека).
Их реакция примерно такая же, как была бы у средневековых фанатиков-ваххабитов, если бы они увидели советскую скульптуру «Девушка с веслом» в Третьяковской галерее…
http://artpoisk.info/museum/gosudarstvennaya_tret_yakovskaya_galereya/shadr_ivan_dmitrievich_1887/devushka_s_veslom_002/
…Они были бы неспособны воспринять что-либо еще, кроме греховности изображения обнаженной женщины. Они не только не смогли бы оценить эстетику работы скульптора, они даже не заметили бы весло, а если бы заметили, то не поняли бы, для чего оно тут.

Ну, а теперь – о чем все-таки фильм «The Trouble with Being Born». Объясняет режиссер Сандра Воллнер (ссылки выше).
… - Родерик Уорич, с которым я написала сценарий, изначально думал об этом детском андроиде. Меня заинтересовала перспектива этого одушевленного объекта, который не судит мир так, как мы, люди. Нечто похожее на человека, но лишенное всех символических значений, в которых мы нуждаемся для осмысления нашего существования - без этих значений этот объект может видеть мир таким, какой он есть. Посмотрите на хаос, стоящий за этими значениями, которые так необходимы для нас, и которые до сих пор остаются совершенно незатронутыми им.
Само название мы позаимствовали у Кирана* «Проблема с рождением», в котором он описывает факт рождения как неудобство, как «этот смехотворный случай».
[*Русская транслитерация имени - Чоран]
… - Память как программирование, повествование как фундаментальная основа человеческого существования. У всего есть начало и конец: миф самореализации, который, в конце концов, также доминирует в кино. В противовес этому - фундаментальная бесконечность существования машины, с ее повествованием, которое не может быть непосредственно понято. Я нахожу это захватывающим.
… - С самого начала для меня было очевидно, что фильм не должен находиться в научно-фантастической обстановке, потому что проблемы, затронутые в фильме, уже давно по сути закреплены в нашем повседневном бытии.
… - Элли - это скорее идея андроида, чем описание технической реальности. В мире, который становится все более виртуальным, все, что вы можете себе представить, в конечном итоге может быть испытанным. Это означает, что все наши внутренние желания, та пропасть, которая всегда была в скрытой форме, станут более видимыми. Таким образом, наши внутренние картины нарушают нашу внешнюю реальность и, наоборот, границы растворяются. Я хотела исследовать это явление.
(конец цитирования).

Сандра Воллнер хотела исследовать это явление – она исследовала его. По-моему, необходимо ставить такие социально-психологические эксперименты над большими массами людей, составляющих повседневную аудиторию. Необходимо для того, чтобы отбросить суеверие, будто «человек это звучит гордо».
Современный средний человек в цивилизованном мире - раб социальной программы.
Раб навязанных абсурдных суждений и иллюзорных ценностей.
Раб страха «поступить неправильно» (вопреки предписанию социальных авторитетов).
Раб страха даже пожелать того, что табуировано социальными авторитетами.
И в случае среднего человека, это не его вина, а его беда.
Беда родиться в обществе, зацикленном на сексуальных комплексах пуританина.
The Trouble with Being Born...
…Такое кино.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 394 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →