Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Глиняный пулемет Грейси Каннигем: "Что придумано - то нереально! Может, оно ненужно?"

"Много тысячелетий назад, задолго до того, как в мир пришли будда Дипанкара и будда Шакьямуни, жил будда Анагама. Он не тратил времени на объяснения, а просто указывал на вещи мизинцем своей левой руки, и сразу же после этого проявлялась их истинная природа. Когда он указывал на гору, она исчезала, когда он указывал на реку, она тоже пропадала. Это долгая история - короче, кончилось все тем, что он указал мизинцем на себя самого и после этого исчез. От него остался только этот левый мизинец, который его ученики спрятали в куске глины. Глиняный пулемет и есть этот кусок глины с мизинцем Будды. Очень давно в Индии жил человек, который попытался превратить этот кусок глины в самое страшное на земле оружие..." (Виктор Пелевин "Чапаем и Пустота").
...Далее, 26 авгувста 2020 тиктокерша Грейси Каннигем накладывала кисточкой краску под глазами, и от нечего делать выкопала глиняный пулемет. Вот что получилось* (исходный TikTok-ролик и первые комментарии см. по ссылке):
"Привет ребята! Я подумала: насколько реальна математика? Я знаю, что это реально, потому что мы учили это в школе или где-то еще. Я знаю, что она реальна, потому что мы все учили это в школе или где-то еще. Но кто придумал эту штуку? Ну, может там Пифагор. Но как? Как он до этого додумался? Он жил примерно… Я не знаю, когда он жил, когда-то там. Но это было не сейчас, когда у вас есть технологии и всякое такое. И, во-первых, как вообще можно это узнать? Как вообще можно было создать концепцию алгебры? Я понимаю, сложение. Если я возьму два яблока и добавлю три, будет пять. Но как можно додуматься до концепции алгебры? Зачем бы это понадобилась? Это бы не понадобилось вам, так что зачем это придумывать?" (Грейси Каннигем).
...Большинство комментаторов сразу заподозрили (мягко говоря) крайнюю ограниченность интеллекта Грейс, каковая ограниченность не позволяет ей понять, что такое алгебра. Но суть дела не в их мнении, а в мнении других комментаторов, которые начали ВСЕРЬЕЗ обсуждать мнение Грейс, как если бы это была социально-философская доктрина, претендующая на глубину мысли и практическое применение. Так оказался откопан глиняный пулемет.
То, что тиктокерша нацелила этот инструмент расправы с иллюзиями гиперреальности - на школьную алгебру (которая как раз вне зоны поражения таким оружием), ничего не значит. Мало ли, как такая особа может крутить стволом.
Значение имеет сам факт откапывания глинянного пулемета, который является абсолютным оружием в полувиртуальонм мире "цифровой культуры" (или "цифровой гиперреальности"). Тут все основы общества - уже стали симулякрами. Законы и юриспруденыия, выборы и политики, деньги и платежи, имущество и свобода, богатство и нищета, даже любоваь и ненависть. Все базовые элементы переопределены до потери базового смысла. Так что они исчезнут от первого же точного выст рела. Подробнее об этом...

..."Бодрийяр в своей знаменитой работе «Войны в Заливе не было» назвал симулякром войну 1991 года в Персидском заливе, в том смысле, что у наблюдающих за этой войной по CNN не было никакой возможности знать, было ли там что-нибудь на самом деле, или это просто пляска картинок и взволнованных пропагандистских репортажей на экранах их телевизоров. Именно в процессе имитации, симуляции реальности (пример — недобросовестное отображение CNN ситуации о Войне в Персидском заливе) получается продукт гиперреальности — симулякр.
Примечательно, что Жан Бодрийяр предлагает рассматривать симуляции как заключительный этап развития знака, в процессе которого он выделяет четыре ступени развития:
1 порядок — отражение базовой реальности. Класс копий — например, портретная фотография.
2 порядок — последующее искажение и маскировка данной реальности. Класс функциональных аналогий — например, резюме или грабли как функциональная аналогия руки.
3 порядок — подлог реальности и сокрытие отсутствия реальности (где больше нет модели). Знак, скрывающий, что оригинала нет. Собственно, симулякр.
4 порядок — полная утрата всякой связи с реальностью, переход знака из строя обозначения (видимости) в строй симуляции, то есть обращение знака в собственный симулякр. Знак, не скрывающий, что оригинала нет.
Иллюстрацией того, как производят симулякры, может служить фильм «Плутовство» (англ. Wag the Dog — «Хвост виляет собакой»), который как раз и был снят под впечатлением «Войны в Заливе не было» Бодрийяра"**.

..."В культуре постмодерна статус знака и статус объекта оказываются неразличимы (Бодрийяр фиксирует эту ситуацию посредством метафоры "злой демон образов"). Фактически Гиперреальность может быть оценена как реакция культуры на собственную тотальную симуляционность: американские восковые панорамы исторических событий в натуральную величину, Диснейленд и т.п. - "Hyper reality" как новая идеология, созидающая собственную мифологию. Г. фальсифицирует субъекта как потребителя, фальсифицирует желание покупать, которое принимается за реальное (см. Логика Пер-Ноэля). - В пространстве Гиперреальности желания оказываются продуктом манипуляций, вкус и стиль - результатом своего рода идеологической экспансии социальности в индивидуальное сознание. По оценке Эко, атрибутивной характеристикой Гиперреальности является то, что она заставляет поверить: именно такой и должна быть подлинная реальность"***.

Если в первом акте пьесы под названием "жизнь и смерть цифровой культуры", тиктокерша с интеллектом дошкольника нацелдивает глиняный пулемет на гиперреальность, то в последнем акте кто-то нажмет на гашетку...
...Такие дела....

-----------------------
*) Статья на английском с исходным TikTok-роликом
https://junkee.com/tiktok-maths-numbers-real/268280
Статья на русском с более подробной расшифровкой-переводом
https://medialeaks.ru/2808amv-maths-not-real/
**) Жан Бодрийяр: Гиперреальность. Симулякр. Симуляция.
https://ai-news.ru/2018/01/zhan_bodrijyar_giperrealnost_simulyakr_simulyaciya.html
***) Постмодернизм [Энциклопедия], статья "Гиперреальность".
https://fil.wikireading.ru/40885
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 213 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →