Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Глобальное "Море китов": экономика впечатлений, как бизнес на радостном суициде общества

Сегодня утром я проснулся с чувством, что попал в фильм "День сурка". Потому что снова (как в начале 1990-х) началась полнопрофильная бессмысленная война между Арменией и Азербайджаном. После чашки кофе это чувство улетучилось, поскольку я увидел важное отличие.
Тогда, в 1990-х, нашлось множество инициативных людей от Ленинграда (Петербурга) до Фрунзе (Бишкека), которые занялись интуитивной челночной дипломатией, завершившейся подписанием Протокола 5/12. И война заглохла (не потому, что у стророн исчерпались взаимные претензии, а потому  что сторонам была объяснено отсутсвтие перспектив)..
Сейчас, в 2020-х, все иначе. Сейчас война  - не катастрофа, которую надо прекратить, а впечатления, которые надо продать.

Типовое массовое поведение изменилось.
В 1990-х к загоревшейся машине бежали, чтобы спасти оттуда людей.
В 2020х к загоревшейся машине бегут, чтобы снять на телефон, как люди горят заживо, и залить это на блог.
...Новая экономика. Не важен материальный смысл, не вожна даже прибыль. Важно лишь, скольким дуракам можно ппродать прилипчивые впечатленя. Если ваша дурацкая аудитория достигнет сотен миллионов - то вы победитель, и для вас откроются ворота банков, откуда летят сверкающие пузыри свежеэмитированных денег в виде дешевых кредитов "под хорошо продаваемые впечатления".
Так устроены все скороспелые глобальные бизнес-темы последнего десятилетия: от  "Антропогенного глобалного потепления" и "Зеленого поворта" в паранаучной энергетике (с множеством  неэффективных машин для решения раздутиой проблемы) - до "Пандемии COVID-19" и "Великого карантина" в паранаучной медицине (с множеством неэфффективных средств защиты от раздутой угрозы). Так устроены и темы поменьше: "шеринг" и "ответственное потребление", MeToo и BLM, вот это все.
...Новая экономика: зачем производить полезные вещи, если можно быстрее заработать на изобретении и раскрутке исскусственных впечатлений (пользуясь тем, что, 70% людей - полностью внушаемы)?


"Исследование, подготовленное  компаниями Eventbrite и Harris, показало, что 78% миллениалов охотнее тратят деньги на опыт и впечатления, чем на вещи"*
...Экономика впечатлений вытесняет материальную экономику из развитых стран. Все, кроме "машинок впечатлений" (электронных гаджетов и каналов данных с хранилищами) стремительно деградирует. Исчезает авиастроение и автомобилестроение, реальная энергетика и вообще реальная инженерия. Массовый человек превращается в самоизолированного хикикомори, который днями напролет сидит в конуре и тупит в смартфон или десктоп, мимоходом поглощая дешевую продукцию фастфуда с доставкой на дом через сетевые агрегаторы. Ах да, иногда он выходит из дома, чтобы заработать мартышкиным трудом на эту конуру, смартфон или десктоп, и фастфуд.
Точка.
...Я вспоминаю историю 4-летней давности, известную, как "сетевые группы смерти" или "Море китов"**.  Тогда,  в 2016-м (совсем недавно) казалось диким накачивать себе аудиторию, эксплуатируя тему управляемых подростковых самоубийств. А сейчас - никаких проблем, это новая реаль ность, новая экономика - экономика впечатлений. Все ОК, ничего личного просто бизнес. Либо примите это и смиритесь с этим, либо научитесь этому и заработайте на этом. Кто сказал, что это суицид цивилизации?.. Может, он прав, но... НАМ-ТО ЧТО ЕСЛИ ЭТО ХОРОШО ПРОДАЕТСЯ?

Кстати, в деле "Моря китов" кандидат психологических наук Николай Молчанов сформулировал шесть качеств, определяющих успех темы стартапа в экономике впечатлений:
1. Простота. Идеально, когда все аспекты идеи можно раскрыть одним предложением. Идея игры «Синий кит» тоже проста: таинственные незнакомцы через социальные сети доводят детей до самоубийства.
2. Любопытство. Для «Синего кита» любопытство — базовый механизм распространения. Особенно в среде подростков: с одной стороны страшно, с другой — очень интересно узнать, что же на самом деле случится, если ты напишешь кодовое слово. Дополнительной приманкой служит загадочность организаторов и непонимание их мотивов.
3. Конкретика. Прилипчивые идеи полны конкретных образов и сенсорной информации. В «Синем ките», например, время 04.20 и задания вроде «резать себя ножом».
4. Доверие. Зачастую оно формируется вовсе не за счет цифр. Людям важна не статистика, а внутренняя уверенность. Так для родителей возможным источником доверия к реальности истории может стать тот факт, что игра «Синий кит» распространяется в социальных сетях. А по широкому убеждению, когда дети сидят в соцсетях — это плохо. Таким образом, новая информация служит подкреплением уже существующему убеждению и начинает вызывать доверие.
5 . Эмоции. Люди будут интересоваться идеями, если мы заставим их почувствовать что-то. Излишне говорить, что забота о детях — одна из наиболее эмоционально волнующих тем для человека.
6. История. Преподносится не россыпь фактов, а связный рассказ. История работает как симулятор воображения.

Вот, так все просто. Простота - Любопытство - Конкретика - Доверие - Эмоции.
Сегодня люди счастливы и платят, потому что они могут КАК БЫ недорого купить яркие впечатления.
Завтра оказывается что люди не знали РЕАЛЬНУЮ цену своих дурацких радостных впечатлений.
Продавец впечатлений, кстати, тоже не знал эту цену и не задумывался о ней. Ему было достаточно, что реальная цена станет актуальной не сегодня, а завтра. Где он, а где завтра? Так что незачем думать о завтра. Завтра эти люди окажутся нищими или мертвыми, но они уже не будут иметь значения (так учат продавца на тренингах).
Beggars lives don't matter
Beggars dies don't matter
Tomorrow's life and death don't matter
Only today's impressions matter
So it goes

----------------------------------------------------------
*) «Потенциал России очень велик»: автор бестселлера «Экономика впечатлений» о том, как российским компаниям заработать на эмоциях/
Джозеф Пайн, автор бестселлера «Экономика впечатлений», рассказал Forbes, как западные компании зарабатывают на эмоциях и что делать российскому бизнесу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 226 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →