Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

День космонавтики. Ребусы прогресса и экономики.

Вспомним. В 1944 г. был запущен первый суборбитальный аппарат (баллистическая ракета Фау-2, Германия).
В 1957 г. – первый искусственный спутник (Спутник-1, СССР)
50 лет назад, 12 апреля 1961 года человек впервые побывал в космосе (Восток-1, СССР).
В 1969 г. – первая высадка на человека на Луну (Аполлон-11, США)
В 1973 г. – первая успешная орбитальная станция (Skylab, США)
30 лет назад 12 апреля 1981 года – первый орбитальный челнок (Колумбия, США)
15 лет назад в 1996 г. – первый марсианский мобильный робот (Pathfinder, США)
1997 – 2005. Первая посадка во внешней области Солнечной системы – на Титане спутнике Сатурна (Кассини – Гюйгенс, Европейское космическое агентство).
2003 – 2010. Первая посадка робота на астероиде (Итокава) с взятием образцов и возвращением домой на Землю (Хаябуса, Япония).
А теперь посмотрим на это с некоторой долей объективной критики.


С одной стороны этот список достижений внушает гордость. С другой стороны, при внимательном рассмотрении, появляется устойчивое ощущение. Что прогресс именно в аэрокосмической области не ускоряется (как в других областях НТР), а замедляется. И сопоставимые космические программы становятся дороже. При том, что объективно (с учетом развития технологий) они должны становится дешевле на порядок.

Кое где доходит, до смешного.
Вот, например.

Ракетоплан Lynx догоняет поезд космического туризма (2008 год)
http://www.membrana.ru/particle/3262
Новое турагентство предложило дешевые билеты на космолет.
Заявленная цена /билета на тур/ сенсационно низка – $95 тысяч.
Самого космолёта Lynx («Рысь») в металле ещё нет, а билеты на него уже продают и, главное, покупают (иллюстрация XCOR Aerospace).
проектируемая машина, которая должна начать летать в 2010 году, – двухместная (пилот + пассажир). Она должна взлетать и садиться, как самолёт, и достигать максимальной высоты 61 километр.
http://www.membrana.ru/particle/13332

Смотрим на новейший ракетоплан «Lynx» и видим… Ой, блин! Это ведь старый-старый ракетоплан «Dyna-Soar» 1958 года!
http://airwar.ru/enc/xplane/x20.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Dyna-soar

Что-то прогнило в датском королевстве, если на суборбитальном рынке выходят в лидеры модели 50-летней давности.
Кстати: ракетоплан «Lynx» не влетел в 2010-м (хотя, судя по публикациям, уже были собраны авансы по 20% цены билетов).

Но есть и еще более смешные штуки.
Мы психологически привыкли к запредельным многомиллионным ценам любых космических проектов – а почему, собственно? Что, на высоте 100 км билетная касса и Контролер Космического Разума сдирает со всех пролетающих таможенный сбор?
Нет там никого, а вот на Земле кто-то по жлобски искусственно задирает цены. И вот нашлись люди, которые решили доказать, что цены космоса должны быть на несколько порядков ниже.

О том, как команда любителей из США на беспилотном «летающем гвозде» взяла высоту 115 километров – читайте здесь.
http://www.popmech.ru/article/3126-v-kosmos-na-sahare-33/
http://www.sugarshot.org/
А о том, как команда любителей из Дании начала готовить головокружительный любительский пилотируемы космический проект – вот здесь.
http://www.membrana.ru/particle/3294


Все как в биологии и теории эволюции.
Космические динозавры (государственные агентства и супер-корпорации) тормозят.
И на космическую сцену начинают выходить некрупные млекопитающие (любители и мелкие фирмы)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments