https://portal-kultura.ru/articles/country/329883-istorik-andrey-fursov-chtoby-vyzhit-nam-nuzhna-bolee-slozhnaya-elita/
Заметим, что концепция необходимой превосходящей сложности управляющей системы по отношению к управляемой системе, происходит из теории "мир-системы" Иммануила Валлерстайна. Эта концепция далеко не бесспорна. В следующеих обзорах будет показана альтернативная теория минимализма управляющей системы - с понижением ее сложности и уменьшением ее роли в рациональной сверхновой экономике.
А теперь - мнение Пола Коллиера, которое опирается не на концепт искусственного торможения НТР (как у Фурсова), а на концепт стимулирования избыточного неравенства - "меритократизации". По мере цитирования будут мои [КОММЕНТАРИИ] к цитируемому материалу. ПОЕХАЛИ.
"...Отчасти разница между коммунизмом и тем, что мы называем капитализмом, заключалась в следующем.
[КОММЕНТАРИЙ: д-р Корллиер называет "коммунизмом" тот формально-социалистический строй, который господствовал в СССР примерно с 1928 по 1988 годы].
В условиях капитализма существует гораздо большая децентрализация процесса принятия решений: фирмы, компании сами решают свои проблемы в условиях рыночной экономики, и у них имеется огромная свобода с точки зрения принятия решений, в том числе с целью выживания в условиях конкуренции. В то время как в России, в Советском Союзе решения принимались очень централизованно. По многим причинам децентрализованные системы имеют возможность находить решения проблемам гораздо быстрее, чем в условиях централизации, и благодаря этому преимуществу капитализма Америка, Европа, Британия все двигались вперед и двигались быстро, это история периода, начиная с 1945 года, и она оставалась таковой где-то до 80-х годов XX века, потом начиная с 1980-х годов капитализм, особенно в Британии и Америке, начал сходить со своего обычного курса и вот это схождение с курса длилось порядка 40 лет.
И все это создает, как вы видите, колоссальное общественное напряжение, и мы видим такие проявления общественного напряжения все чаще и чаще. И одним из этих напряжений является пространственное разделение, мы видим крупные города, и одним из примеров таких городов-мегаполисов является Лондон, мы видим, как разделяются города, разделяются регионы, страны — например, Лондон идет в одну сторону, а регионы страны идут в другую сторону, начиная с 1980-х годов вот эти вот различия становятся все больше и больше. Раньше они сближались, это сближение происходило в течение 200 лет, с 80-х годов XX века мы стали наблюдать увеличение этого разделения, раздела.
...Есть расхождение по другим критериям: например, мы наблюдаем классовые расхождения или разделения — в частности, оно проходит по такой границе, как образование, в предыдущие 200 лет менее образованные люди постепенно догоняли более образованных людей по своим доходам, это длилось 200 лет до 80-х годов XX века, люди, имеющие более низкий уровень образования постепенно догоняли по доходам более образованных людей, но с 80-х годов XX века это разделение снова стало увеличиваться, и наконец оно достигло критических размеров, особенно в Британии и Америке.
[КОММЕНТАРИЙ: д-р Коллиер рассматривает образование, как нечто единое, что методически неосторожно - поскольку естественнонаучное образование и гуманитарное образование суть совершенно разные вещи с совершенно разными социально-экономическими последствиями]
Имея обычное хорошее университетское образование, люди имеют возможность приобретать специализированные знания, когнитивные, мыслительные знания — такие люди, как юристы, банкиры, на их основе стало формироваться общество, которое ценится больше,— иными словами, эти люди с точки зрения благосостояния оказались на эскалаторе, который движения вверх.
[КОММЕНТАРИЙ: д-р Коллиер полагает, что гуманитарное образование формирует некие когнитивные способности - но фактически такие способности скорее подавляются гуманитарным образованием. То, что кажется мыслительным процессом у гуманитариев, зачастую представляет собой лишь амбициозную риторику, маскирующую неумение конструктивно мыслить. И сейчас в обществе по ряду причин ценится именно такая имитация мышления]
Я вырос в Шеффилде, это крупный британский промышленный город, где развита была сталелитейная промышленность, она развивалась там в течение 700 лет, но в начале 80-х годов XX века она стала приходить в упадок и Шеффилд стал охвачен запустением с экономической точки зрения. Посмотрите, как это выглядит: чем ближе вы к центру города, к центральным городам, тем выше производительность труда, люди, которые находятся на границе, на периферии города менее производительны, чем те, кто находится в центре,— и именно так было в Шеффилде, именно таким образом он развивался. Но в 1980-е годы ситуация радикальным образом изменилась, и люди, которые жили в центре города, вдруг обнаружили, что их благополучие становится все хуже и хуже. Та отрасль, которая характеризовалась, как высокая производительность труда, пошла на спад, и люди, которые жили в Шеффилде, стали покидать свой город. Я вырос в Шеффилде, мои родители оставили в школу, когда им было 12 лет, они больше не могли учиться, я получил хорошее образование, я учился в Оксфорде, стал профессором, возглавлял кафедру — иными словами, я стал частью городской элиты, но так было далеко не со всеми, и ситуация в городе, который я покинул, становилась все хуже и хуже, особенно плохо это сказывалось на самых молодых, энергичных людях, и в результате этого углублялась деморализация, росло отчаяние среди населения.
[КОММЕНТАРИЙ: Здесь следовало бы отметить роль деиндустриализации, ставшей отчасти следствием замены естественнонаучного мышления -гуманитарным мышлением.
Подробнее об этом у журналиста Адитьи Чакраборти и экономиста Дэни Родрика.
"Постиндустриальный фальстарт"
https://bricsmagazine.com/ru/articles/postindustrialnyy-falstart
это существенное обстоятельство, которое упускает д-р Коллиер]
[КОММЕНТАРИЙ: тут д-р Коллиер, не говоря это прямо, указывает на превращение гуманитариев с престижным образованием - в бессмысленную догматичную паразитическую касту наподобие средневековых священнослужителей - т.н. первого сословия. Аналогичную роль играла каста партийных функционеров, проводников идеологии в СССР эпохи сталинизма и эпохи застоя]
Этот процесс отделения начинался сверху, но это был сложный процесс, он осложнялся другими очень плохими вещами, идеями, одна из них — это идея, авторство которой я приписываю Фридману из Чикаго, он говорил о том, что единственная задача компании состоит в том, чтобы получать прибыль для акционеров. Это теория компании, компании, которая является средством для получения прибыли в интересах акционеров,— появилось понимание того, что нужны суперуправляющие, которые были бы чрезвычайно умными, талантливыми людьми, и эти руководители должны знать модель, эти управляющие понимают, как работает мир, такой управляющий понимает, как привести свою компанию к успеху, и проблема состоит в том, чтобы заставить сотрудников делать то, что ему нужно, а сотрудники представляли собой серьезную настоящую проблему, экономическая теория человека, которая развивалась в 1950-е годы, которая стала популярной в 1970-е и 1980-е годы,— это теория экономического человека, такой человек отличается жадностью, такой человек отличается эгоизмом, и это ленивый человек, функция пользы также описывалась так, что труд получал отрицательную коннотацию: жадный, эгоистичный, и ленивый.
[КОММЕНТАРИЙ: на мой взгляд, тут д-р Коллиер напрасно смешивает две сущности:
1 - юридически-корректную суть коммерческой корпорации, как инструмента получения прибыли инвесторами (акционерами).
2 - неадекватный гуманитарный стиль менеджмента, ставший доминировать после 1980-х.
Впрочем, это сваязано с неоэкономической антропологией д-ра Коллиера, обсуждение которой выходит за рамки данного обзора. Отметим только, что в рамках этой антропологии д-р Коллиер дает нетривиалное объяснение деградации материального производства - не привлекая концепцию искусственного торможения НТР]
[КОММЕНТАРИЙ: тут д-р Коллиер весьма кстати упоминает современную гуманитарно-кастовую абсолютно неадекватную трактовку дарвинизма. Фактически этот псевдо-дарвинизм стал неявно идеологической базой современной западной "элиты". Сюда же относится и 10-кратное увеличение индекса материального неравенство, из-за которого общество распалось на два имманентно-враждебных слоя, две касты, между которыми нет переходного среднего класса - вместо него теперь межкастовая пропасть, как между советскими рабочими и партийной номенклатурой]
Это в общем-то стало проблемой для акционеров, они стали давать определенные стимулы своим руководителям, генеральным директорам, генеральные директора по-прежнему должны были заставить жадных, эгоистичных сотрудников делать то, что по их мнению было необходимо делать, проблема состояла в том, чтобы создать систему стимулов на всю высоту компании или на всю глубину, если вам угодно, и по сути получалось следующее, генеральный директор должен создать систему, в которой все остальные отслеживаются, за ними идет постоянное наблюдение с точки зрения их эффективности и производительности, и их производительность связана с кнутом и пряником, такое построение общества, где генеральный директор все знает лучше всех и он создает систему стимулов и наблюдения, которая должна заставить жадных эгоистов работать так, как хочет генеральный директор.
[КОММЕНТАРИЙ: по существу, сейчас в развитых странах Запада получилась такая же неадекватная система гипер-централизованного ложного стимулирования, которая разрушила советскую экономику в эпоху застоя]
И к чему же он привел? Каковы результаты? Отчасти мы можем говорить о серьезном экономическом расхождении, расхождении в доходах людей с разным уровнем образования, расхождении людей, живущих в больших и малых городах, эти проблемы необходимо решать, политическая сила, она сосредоточена в больших столичных городах, и опять мы наблюдаем проблему с уходом от общей идентичности, людям, которые уже сидят наверху, неважно, что происходит где-то там в глубинке, и так продолжалось долго, лет сорок, в результате мы наблюдаем мятеж.
[КОММЕНТАРИЙ: распад общества на касты привел к закономерному результату - общество распалось на два имманентно-враждебных слоя, как уже отмечалось выше. Методически важно, что амбициозная гуманитарная каста сама желала такого расслоения - чтобы любоваться собственной инаковостью и элитностью, своей якобы принадлежностью к высшему подвиду homo sapiens согласно своей же доктрине псевдо-даврвинизма. Разумеется, не имея представления о реальной динамике процессов в обществе, эта каста не могла оценить опасность для себя от такого положения дел. В историческом смысле из-за своей амбициозности и неумения конструктивно мыслить, эта каста выступила в роли заказчика собственного уничтожения в ближайшем будущем]
На аргументацию Андрея Фурсова и Пола Коллиера я еще буду ссылаться в продолжении обзора. Там я попробую обосновать следующее:
- Ситуация несколько иная, чем полагает Фурсов, и намного хуже, чем полагает Коллиер.
- Но именно потому, что ситуация намного хуже, есть вариант очень хорошего развития событий.
...Такие дела...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →