Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Если строить электромобили для массового рынка, а не для финансовых пузырей в рассчете на лобби

Электромобили в принципе это отличная идея. Электромобиль может быть дешевым, простым, технологичным, надежным, экологически чистым, ремонтопригодным, и легко модифицируемым (см. видео - Detroit Electric car 1916 года выпуска на ходу сегодня):

Все это можно было бы реализовать даже в стрне Третьего мира. Кто не верит - может ознакомиться с моделью LADA Rapan, АвтоВАЗ, 1998 год (детали см ниже: Информация к размышлению), а также с множеством электромобилей - самоделок.
Но электромобили в том виде, как они проектируются, выпускаются, продвигаются на рынок и продаются - это полный отстой во всех смыслах. Можно добавить "НЕ" ко всем позитивным свойствам, перечисленным выше (детали см ниже: Информация к размышлению).
Почему? Потому, что время такое: "Проектируют клоуны, руководят мартышки" (фраза из внутренней переписки корпорации Boeing об авиалайнере 737 Max, но примерно то же самое можно сказать почти о любой современной серийной технике).
Попробуем разобраться, как следовало бы проектировать электромобили для людей.

1. Цена. Она для обычного массового автомобиля или электромобиля не должна существенно превышать зарплату за 2 месяца (так было в начале 1970-х). Средняя зарплата в США в 2020 году составляла 4150 долларов в месяц. (до уплаты налогов) - значит, цена должна быть, во всяком случае, ниже 9000 долларов.
...Сегодняшний уровень цен на якобы массовые электромобили - вчетверо выше, поскольку:
- Даже базовая комплектация набита лишними элементами, причем неоправданно дорогостоящими. Предлагать массовому потребителю - "смартфон на колесиках" в качестве базовой комплектации, это явно неадекватный подход к делу.
- Базовые проекты современных электромобилей предельно нетехнологичны во всем, от корпуса и несущих конструкций до ходовой части и управления. Это тоже вызывает неоправданное удорожание как, собственно, машины, так и ее ремонтов.
...При подходе к проектированию базовой конфигурации машины, как MVP (minimum viable product - минимально жизнеспособный продукт, т.е. с минимальными функциями, достаточными для удовлетворения первых потребителей) - не моглао бы даже теоретически возникнуть такого технического и ценового безобразия.

2. Ремонтопригодность и модифицируемость.
...Конструкция сегодняшних серийных электромобилей мало того, что не допускает модификации, так еще и осложняет ремонт до крайности. Будто это не машина за 35 тысяч долларов и выше, а одноразвоая пластмассовая тележка для покупок в супермаркете (если сломалась, то выкинуть и купить новую).
...В принипе, электромобиль технологически намного проще, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Именно поэтому, кстати, в начале XX века электромобили на рынке обыгрывали автомобили с ДВС (а ведь тогда не было ни "карбоновых налогов", ни "бензиновых акцизов" ни "зеленых субсидий" - была просто конкуренция по цене и качеству). Возможность сделать электромобиль технологически простым означает также возможность сделать его почти полностью модифичцируемым. Почти все с него может легко сниматься и заменяться (соответственно, и ремонт окажется дешевым и несложным). Detroit Electric car 1916 можно без особых проблем восстановить до юзабельного состояния, используя современные материалы и комплектующие, включая аккумуляторые батареи и электродвигатель.

3. Источник энергии. Для электромобиля это либо сменяемая, либо заправляемая, либо перезаряжаемая (аккумуляторная) электрическая батарея.
...Сегодня (из-за научно-технической безграмотности проектантов и полного невежества инвесторов) в электромобилях безальтернативно используется литий-ионная аккумуляторная батарея большой емкости, вобравшая в себя все худшие дефекты современного подхода к проектированию.
- Ненадежность в эксплуатации (фактически, она может выйти из строя от чего угодно и когда угодно).
- Опасность для потребителя (по существу, это самовозгорающаяся зажигателная бомба под салоном, и лишь тонкий слой пластика защищает экипаж машины от боевого срабатывания этого устройства).
- Неимоверно-высокая цена (более 1000 долларов за каждый из 16 аккумуляторных модулей емкостью 5.3 КВт*ч для Tesla Model S, а всего в батарее 16 таких модулей, весом 33 кг каждый, т.е. суммарным весом более полтонны). Для справки: 5.3 КВт*ч это 19 МДж, или эквивалент 0.6 литра бензина по энергоемкости, или - с учетом КПД - эквивалент 3 литров бензина по пробегу.
- Проблемность с массовым производством из-за того, что месторождения лития не очень распространены на планете, а процесс переработки литий-содержащей руды сложный, дорогостоящий, и крайне грязный в экологическом смысле.
...Между тем, есть десятки вариантов электрических батарей, включая:
- очень емкие и безопасные сменяемые алюминий-воздушные и железо-воздушные - которые можно сделать заправляемыми.
- также очень емкие и безопасные заправляемые топливные ячейки на этаноле, метаноле, муравьиной кислоте, или техническом сахаре (они еще не вполне отработаны - но нет сомнений, что могут быть доработаны за короткое время).
- удовлетворительно емкие надежные и безопасные серно-магниевые перезаряжаемые (аккумуляторные) батареи, использующие широко распространенные очень дешевые вещества: магний и серу.
При разумном проектировании, электромобиль должен бы получить гибкость по виду батарей, т.е. возможность ставить разные батареи в зависимости от предложения новых видов батарей на потребительском рынке и от условий эксплуатации самого электромобиля.

4. Соответствие энергетической инфраструктуре.
...Сейчас все производители электромобилей сосредоточеились (как отмечено выше) на литий-ионных (перезаряжаемых) аккумуляторных батареях. Но элементарный рассчет показывает, что при полной замене автомобилей с ДВС на электромобили с аккумуляторами, для их перезарядки просто не хватит генерирующих мощностей.
...Здравый смысл требует учитывать это обстоятельство, а значит - предусмотреть оснащение электромобилей батареями разных типов.
- для одних условий - перезаряжаемые (аккумуляторы).
- для других условий - заправляемые или сменяемые.
Только при такой гибкости в отношении энергетической инфраструктуры, этектромобили могут состояться, как продукт, полезный для массового потребителя.

Всего четыре пункта. А ведь учтено еще далеко не все.

...Такие дела...

-------------------------------
Информация к размышлению.
1) Кратко о параметрах и свойствах Li-Ion батареях
https://ru.wikipedia.org/wiki/Литий-ионный_аккумулятор
2) 9 декабря 2020 Это просто бомба или почему взрываются электронные устройства
https://habr.com/ru/post/532172/
11 декабря 2020 Это просто бомба-2. Li-Ion — как не взлететь
https://habr.com/ru/post/532616/
3) Краткая история и ТТХ электромобиля Tesla Model S
https://ru.wikipedia.org/wiki/Tesla_Model_S
4) 24.05.2016, Как устроен аккумулятор автомобиля 31 Январь 2019
https://www.popmech.ru/vehicles/238815-kak-ustroen-akkumulyator-avtomobilya-tesla-model-s/
5) 31 Января 2019 хвалебная статья о Tesla Model S 100D базовой ценой 113500 евро
https://ru.motor1.com/reviews/303302/tesla-model-s-realnyj-raskhod-energii/
6) 29 Января 2020 менее хвалебная статья о Tesla Model 3 базовой ценой 52630 евро (4000 евро субсидия из бюджета за счет налогоплательщиков)
https://ru.motor1.com/reviews/395519/daleko-li-u-edet-tesla-model-3/
7) Видео: 1916 Detroit Electric car (реставрированный электрокар 1916 года, сверхкраткий обзор и тест-драйв с экипажем 3 человека)
https://youtu.be/cS10U79B8bk
8) 2019-07-31 моя статья: 100+ лет серийным электромобилям. Современные - отстой. Будущее за глюкомобилями
https://alex-rozoff.livejournal.com/129604.html
9) 2019-11-05 моя статья: Электромобиль в 4 эпитетах: коррупционный, опасный, тяжелый, экологически-грязный.
https://alex-rozoff.livejournal.com/176061.html
10) российский экспериментальный электромобиль, разработка НТЦ ОАО АвтоВАЗ. (1998 год, представлен на Международном автосалоне «Париж-98»)
https://ru.wikipedia.org/wiki/LADA_Rapan
https://wroom.ru/cars/lada/rapan
11) 2021-01-22 моя статья: Зеленая зараза ZETA: кто еще сомневается, что производители электромобилей это ворье?
https://alex-rozoff.livejournal.com/340108.html
12) 2019-01-07 моя статья: Восход и закат НТР в зеркале 100-летних приключений автомобилей Ford.
https://alex-rozoff.livejournal.com/76614.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 588 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →