Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

В "новой реальности" идея ускорения материального прогресса объявлена терроризмом

22 января 2021. BBC-news: "Конец, братцы!" Сторонники QAnon надеялись на "Шторм" вместо инаугурации Байдена - чем опасно их разочарование
(цитирую фрагмент)Как отметил в своем "Твиттере" канадский исследователь экстремистских групп и идеологий Марк-Андре Арджентино, разочарованные последователи QAnon, возлагавшие большие надежды на Дональда Трампа, но не готовые отказываться от своих убеждений, могут стать легкой добычей более радикальных групп и движений. По его мнению, часть из них может в будущем прибегнуть к насилию, другая - перерасти в некий религиозный культ. Многие аналитики обратили внимание на растущую угрозу так называемого "Террорграма" - групп, объединяющих самых радикальных сторонников идей белого превосходства (в их числе те же "Гордые парни"). Они существуют в "Телеграме" уже несколько лет - со времен первых масштабных "чисток", проводимых Twitter и Facebook.
"Террорграм" - это сеть каналов в "Телеграме", состоящих из людей, которые верят в ультраэкстремальную версию белого превосходства и акселерационизма, - объясняет в интервью Би-би-си Алекс Ньюхаус, руководитель исследований Центра по терроризму, экстремизму и борьбы с терроризмом в Миддлберийском колледже, штат Вермонт. - Акселерационизм - это вера в то, что людям нужно осуществлять активное давление на те места в обществе, где присутствуют разногласия, ради ускорения социального коллапса. Это по природе своей насильственное движение, и "Террорграм" состоит из людей, которые придерживаются его тоталитарной и расистской версии. (конец цитаты)
https://www.bbc.com/russian/features-55770810

Что же такое Акселерационизм (Accelerationism) на самом деле? Начнем с истории. Этот термин родился в 1967-м в НФ-романе Роджера Желязны "Князь света" (Roger Zelazny, "Lord of Light").и при рождении назывался короче: Акселеризм (Accelerism). С чего начинается НФ-сюжет "Князь света" - излагаю по версии Посмотре.ли с сокращениями (отдельные фразы выделены мной - это параллели с современной социально-политической реальностью): Когда-то с планеты Земля отправился колонизационный звездолёт «Звезда Индии», имевший на борту малообразованных пассажиров-колонистов из, собственно, Индии, а также команду квалифицированных специалистов-астронавтов. Новым домом для всех оставшихся людей теперь будет та самая планета, куда они прилетели. Появилось две цивилизации — живущие в околосредневековом невежестве потомки пассажиров (обычные люди) и обладающие передовыми технологиями боги Небесного Града. Со временем «боги» создали официальную религию имени себя, обеспечив жрецам доступ к кое-каким передовым технологиям и одновременно жестоко подавляя все попытки людей развивать науку и технику самостоятельно. Впрочем, не все Первые разделяли политические взгляды правящей верхушки — некоторые просто жили среди людей, другие пытались изменить систему изнутри… ну, а третьи решились на открытый мятеж... Вскоре становится понятно, что хотя решающую битву войска мятежников-акселеристов проиграли, дело их живёт и есть надежда на реванш.
https://posmotre.li/Lord_of_Light

Несколько цитатат из этой книги.
ИЗЛОЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ЭЛИТЫ:
«Ну а что касается акселеризма, так он – просто некая доктрина распределения. В соответствии с ней мы, Небесные, уделили бы обитающим внизу от щедрот наших – наши знания, силы, имущество. Этот акт милосердия направлен был бы на то, чтобы поднять условия их существования на более высокий уровень, близкий к тому, который занимаем мы сами. Ну и тогда каждый стал бы, как бог. В результате естественно, в будущем уже не будет богов, останутся одни люди… люди останутся одни. Мы бы дали им познать науки и искусства, которыми обладаем сами, и тем самым разрушили бы их простодушную веру и лишили бы всякой опоры их упования на лучшее будущее – ибо лучший способ уничтожить веру или надежду – это дать им исполниться. Почему должны мы дозволить людям страдать от бремени божественности коллективно, как того хотят акселеристы, когда на деле мы даруем им его индивидуально – когда они его заслужат?»
ДИАЛОГ ПО ПОВОДУ ИДЕОЛОГИИ ЭЛИТЫ:
«- Они не провозглашали себя богами. Это делают все остальные, все, кто видит их.
– Значит, вот так они и тренькают на своих фашистских балалайках, да?
– Ты выбрал неудачное прилагательное.
– Ты уже израсходовал все остальные».
ВОПРОС К ПРИКЛАДНОМУ УЧЕНОМУ, РАБОТАЮЩЕМУ НА ЭЛИТУ:
«Почему ты, чародей от оружия, корифей в науках, явился как лакей кучки пьяных теломенов, которым недостает квалификации, чтобы наточить твой клинок или мыть за тобой пробирки? Почему ты, которому подобало бы стать самым свободным, самым раскрепощенным и возвышенным духом среди всех нас, почему ты унижаешь себя, прислуживая тебя недостойным?»
... Все-таки Роджер Желязны видел в будущем много угроз, которые в 1967 (в апогее эры НТР и Первой Космической эры) казались большинству людей невозможной деградацией...

...Как сегодня большинству людей кажется невозможным продолжение материальной НТР. Вот почему в википедийных источниках об акселерационизме мы читаем какую-то невнятную кашу:
https://en.wikipedia.org/wiki/Accelerationism
https://ru.qaz.wiki/wiki/Accelerationism
https://ru.wikipedia.org/wiki/Акселерационизм

Так что лучше прочесть хотя бы один из документов самого акселерационизма (пусть представляющий всего одну ветку этого движения, стремительно выросшего после начала Великой Рецесии в 2008 и цифровой монополизации в 2011)

ACCELERATE MANIFESTO for an Accelerationist Politics
by Alex Williams and Nick Srnicek, 14 May 2013
Алекс Уильямс, Ник Срничек: "Ускорение: манифест политики акселерационизма"

Акселерационизм предлагает более современную модель будущего, альтернативную современность, которую неолиберализм по своей сути не в состоянии произвести.

1. В начале второго десятилетия XXI века глобальная цивилизация столкнулась с новой волной катаклизмов. Грядущие апокалипсисы показывают убожество норм и организационных структур политики, рожденной одновременно с национальным государством, подъемом капитализма и беспрецедентными войнами XX века.

2. Затянувшийся финансовый кризис вынудил правительства прибегнуть к парализующей, смертельной и набирающей обороты политике жесткой экономии, к передаче в частные руки служб социального обеспечения, а также вызвал массовую безработицу и стагнацию заработных плат. Рост автоматизации производственных процессов, в том числе и «интеллектуального труда», свидетельствует о затянувшемся кризисе капитализма, который в ближайшее время сделает его неспособным поддерживать современные стандарты жизни даже для среднего класса глобального Севера.

3. Перед лицом этих постоянно нарастающих катастроф сегодняшняя политика не способна генерировать новые идеи и способы организации, необходимые для преобразования нашего общества, чтобы иметь возможность противостоять новым угрозам. В то время как кризис набирает силу и скорость, политика ослабевает и отступает. Паралич политического воображения отменяет будущее.

4. Начиная с 1979 года преобладающей глобальной политической идеологией был неолиберализм, в том или ином варианте представленный ведущими экономическими державами. Хотя новые глобальные проблемы создавали структурные вызовы для него (прежде всего кредитные, налоговые и финансовые кризисы — после 2007–2008 годов), развитие неолиберального проекта происходило исключительно в сторону углубления. Этот неолиберализм 2.0 был ознаменован очередным этапом структурных изменений, связанных в основном с поощрением очередных агрессивных вторжений частного сектора в то, что оставалось от социальных демократических институтов и услуг. И это несмотря на немедленно проявившие себя экономические и социальные негативные последствия данной политики и долгосрочную перспективу выстраивания новых барьеров, связанных с новыми глобальными кризисами.

5. Акселерационисты хотят высвободить скрытые производительные силы. Этот проект не требует разрушения материального базиса неолиберализма. Его нужно просто перенаправить на общие цели. Существующая капиталистическая инфраструктура не должна быть уничтожена; она послужит трамплином, с которого произойдет рывок в посткапитализм.

6. Учитывая тот факт, что технонауки оказались порабощены теми целями, которые ставит перед ними капитализм (в частности, с конца 1970-х годов), мы, наверняка, даже не можем себе представить, на что они способны. Кто из нас в полной мере осознает невостребованный потенциал уже развитых технологий? Мы делаем ставку на то, что истинные преобразующие потенциалы многих наших технологических и научных исследований остаются неиспользованными, а те функции (или преадаптации), которые в настоящий момент представляются избыточными, после смены близорукой капиталистической парадигмы могут стать решающими.

12. Мы не считаем, что прямого действия достаточно для достижения этих задач. Привычная тактика митингов с плакатами, а также создание т.н. «временных автономных зон» рискуют стать утешительной подменой эффективных действий. «По крайней мере, мы что-то делаем» — таков боевой клич всех, кто заботится о самооценке больше, чем об эффективности своих усилий. Единственным критерием стóящей тактики является то, насколько она успешна. Мы должны покончить с фетишизацией отдельных методов. Политика должна рассматриваться как набор динамических систем, с ее заданностью конфликтами «на разрыв аорты», со всеми ее приспособлениями и контрприспособлениями, со всей ее стратегической «гонкой вооружений» Это равнозначно пониманию, что каждый отдельный тип политического действия с течением времени выдыхается и становится неэффективным, чуть только к нему привыкнут оппоненты. Ни один режим политического действия не является исторически неприкосновенным. Действительно, со временем появляется потребность отбрасывать усвоенные тактики, по мере того как силы, против которых те направлены, учатся защищаться и эффективно контратаковать. Но именно неспособность левых поступать в подобном ключе лежит в основе современной слабости.

22. Мы должны взять на вооружение аргумент, который обычно приводят в пользу посткапитализма: капитализм — это не только несправедливая и извращенная система, но также система, сдерживающая прогресс. Наше технологическое развитие сдерживается капитализмом — в той же мере, в какой им подстегивается. Акселерационизм основан на убеждении, что технические возможности могут и должны быть высвобождены путем выхода за ограничения, налагаемые капиталистическим обществом. Движение за свободу от наших нынешних ограничений должно быть чем-то большим, нежели просто борьбой за более рациональное глобальное общество. Мы считаем, что оно должно включать в себя возвращение к мечтам, о которых мы забыли в середине XIX века и вспоминаем только на закате неолиберальной эпохи, — к мечтам об экспансии Homo Sapiens за пределы Земли и наших привычных телесных форм. Эти мечты сегодня рассматриваются как реликвии крайне наивной эпохи. Тем не менее, они-то и свидетельствуют о поразительном отсутствии воображения во всем, что увязано с современностью, — они-то и предлагают аффективно бодрящее, а также интеллектуально будоражащее видение будущего. В конце концов, только посткапиталистическое общество, приближаемое политикой акселерационизма, сможет обеспечить выполнение космических программ еще середины ХХ века, а также сменить мир минимальных технических новшеств на мир всеобъемлющих преобразований — на эпоху коллективной самодеятельности и совершенно непредсказуемого будущего (манящего, открывшего новые возможности!), как и на завершение проекта Просвещения с помощью самокритики и самодеятельности, вне всякого его исчерпания…
...
(конец выборочного цитирования - полный текст можно прочесть):
На английском:
http://criticallegalthinking.com/2013/05/14/accelerate-manifesto-for-an-accelerationist-politics/
На русском:
https://liva.com.ua/manifesto-accelerate.html
http://gefter.ru/archive/17113

Такие дела.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →