Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Если бога нет, то что? Вызов на брейн-ринг от адепта религиозного регулирования секса.

Участник дискуссии в теме 2021-04-29 «Учительница математики должна уметь учить математике или быть образцом пуританства?», вызвал меня на своеобразный брейн-ринг.
https://alex-rozoff.livejournal.com/389909.html?thread=107611669#t107611669
Спорным вопросом стал мой вывод: «Общество, которое ценит в учительнице математики не то, насколько хорошо она учит математике, а то, насколько пуритански она ведет себя в частной жизни - получит поколение, не знающее математики. Разумеется, то же самое касается физики, химии, биологии и далее по листингу».
Сам диалог перед вызовом – можно прочесть по ссылке, а тут - текст вызова:

gamayun_ukr 1 мая 2021, Мораль в отношениях, вопросы веры и рациональности.
В блоге у alex_rozoff в этой ветке всплыл вопрос, о роли религии в установлении моральных норм, и является ли Европа в этом смысле исключением из правила.
Тут надо понимать, что «борцы за права» человека, когда захотели разрушить доминирующие в Европе христианские ценности очень нагло врали что у «дикарей» все по-другому, вплоть до клеветы и откровенных подлогов. Сейчас серьезные антропологи например кандидат биологических наук Станислав Дробышевский разбирает мифы о дикарях, и рассказывает о поездку в Африку к Хадзы и их жизни: [ссылка].
Есть еще передачи где он упоминает что у Австралийских дикарей у которых долго был довольно «примитивный каменный век» - даже хуже чем у Хадзы (у Австралийских аборигенов не было лука). Существует довольно сложная система регламентирующая вступление в брак и все ритуалы при этом.
Поэтому я не согласен с alex_rozoff что жесткая регламентация в этой сфере это наследие «Авраамических религий» [еще ссылка].
Я считаю, что хотя эта ветка религий дает «советы» не только моральные, но и культурно-политические, в рамках регулирования брачных отношений она как раз находиться на «обычном» уровне регламентации, и допускает достаточно широкие «региональные» трактовки.
https://gamayun-ukr.livejournal.com/767.html

Разберем тезисы gamayun_ukr последовательно – видимо, это надо сделать , поскольку подобные тезисы в XXI веке всплывают с дивной регулярностью. Поехали:

ТЕЗИС-1. …Тут надо понимать, что «борцы за права» человека, когда захотели разрушить доминирующие в Европе христианские ценности очень нагло врали что у «дикарей» все по-другому…

РАЗБИРАЕМ. Для начала – какие «христианские ценности»? За время существования христианства в Европе (со II века по XXI век) эти ценности менялись до почти полной неузнаваемости.
В начале это была религия трущоб, ценностями которой была бедность, и пренебрежение хозяйственными делами - в ожидании близкого Конца света. За такой экономический эскапизм, христиан преследовали имперские власти (заинтересованные в социально-хозяйственном цикле, как источнике налогов)
Затем, в IV веке христианство стало религией, предписанной римским императором и, в соответствие с этой функцией, было догматически преобразовано в религию лояльности (представлявшую императора, и пирамиду имперской бюрократии – как наместников Высшего Существа, а имперские законы – как повеления этого Высшего Существа),

Затем, после гибели империи в VI веке, и переходе к феодализму и раздробленности, христианство трансформировалось для обслуживания нового политического рынка. Оно создало религиозный миф о сословиях, и обслуживало неграмотных феодалов в вопросах оценки и наследования земель с вилланами (главного средства производства той эпохи). Сексуальная мораль относилась к тому же наследованию. Вопросы торговли рабами (в т.ч. наложницами), и вопросы «права первой ночи» не беспокоили церковь.
В эпоху новых империй (с XVI века), одна ветвь христианства (папизм) вернулось к проверенной схеме IV века, а другая ветвь (реформация, протестантизм) стала обслуживать новый рынок, связанный с зарождающимися буржуазными отношениями.
Первичное накопление капитала требовало от буржуа - жадности и скупости, порой до болезненного аскетизма, якобы угодного Высшему существу, а от рабочих - принятия нищенской зарплаты за тяжелый труд по найму, как воли Высшего Существа.
При этом обоим классам следовало оставить наследника, причем в случае буржуа - бесспорного (чтобы капитал не претерпел ущерб от судебных дел и адвокатов). Это и сформировало к середине XVII века пуританскую сексуальную мораль.
В дальнейшем, клерикальные круги поставили знак равенства между христианской и пуританской моралью, поскольку она стала последней перед потерей церковью – роли законодателя и идеологического доминанта.
В XVIII веке единая конструкция религии морали и права начала распадаться, возникли первые в Европе нерелигиозные конструкции государства и права.
В 1769 Вольтер публикует трактат «О трех обманщиках», имея в виду основателей мировых религий – Моисея, Иисуса Христа и Магомета. В предисловии Вольтер пишет фразу, ставшую эпитафией особому положению христианства и вообще аваамических религии в обществе: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».
С этого момента христианство с его богом и его моралью, становится просто одним из мифодизайнов (идеологий), более или менее востребованным на рынке политической рекламы, в зависимости от степени невежества ширнармасс – адресатов такой рекламы.
Некоторый рост спроса на христианский мифодизайн в начале XXI века связан с падением качества массового образования и ростом массового невежества.


ТЕЗИС-2. …серьезные антропологи например кандидат биологических наук Станислав Дробышевский разбирает мифы о дикарях, и рассказывает о поездку в Африку к Хадзы и их жизни. Есть еще передачи где он упоминает что у Австралийских дикарей у которых долго был довольно «примитивный каменный век» - даже хуже чем у Хадзы (у Австралийских аборигенов не было лука). Существует довольно сложная система регламентирующая вступление в брак и все ритуалы при этом.

РАЗБИРАЕМ. Если говорить о племенах хадза, то там вообще нет регламентов, есть лишь несколько чисто технических бытовых обычаев, и несколько запретов на тривиально-опасные действия.
(цитирую фрагмент полевого этнографического исследования) …почему у них [хадза] нет ярко выраженного лидера? Что, у них такое гармоничное общество, что совсем нет конфликтов? Как они ладят между собой, как улаживают споры?
Лидер таких сообществ, как хадза, ограничен в своих лидерских возможностях, поскольку вынужден подстраиваться под настроения общества.
Я ему говорю:
- Гудо, ты видишь, что эта женщина пьет? Ты же понимаешь, что это плохо, что это разлагающе влияет на вашу группу?
А он отвечает:
- Ну что я могу сделать? Мы же хадза.
- И что?»
- А то, что я не могу никому ничего указывать или запрещать, я могу ей только сказать, что это плохо — ведь она просто пьет и никому не мешает… Вот если бы она пила и дебоширила, тогда я бы ей мог сказать: “ Уходи вон, ты нам мешаешь!” А так она ничего не делает, просто пьет. Я понимаю, что это плохой пример, но не могу ничего поделать. Мы — хадза.
Одна личность у них не может что-то запретить другой личности. Запрет вырабатывается всем коллективом по поводу общественно опасного поведения. Если кто-то в группе начнет воровать, его поймают и сделают внушение. В следующий раз его поколотят, а на третий раз выгонят из группы.
https://expert.ru/russian_reporter/2008/16/butovskaya/
(цитирую фрагмент другого, любительского полевого этнографического исследования)
- Ты главный в этой семье?
- Нет, но я старше всех.
- Сколько тебе лет?
- Не знаю. А какая разница? Мы не считаем время, просто я выгляжу старше.
- Сколько лет твоим детям? Сколько у тебя детей, кстати?
- Не знаю, сколько у меня детей. Я жил во многих семьях, так что, наверное, много.
https://www.mn.ru/articles/kak-zhivut-hadza-samyj-drevnij-narod-na-zemle-glava-ii
…Теперь насчет австралийских дикарей (цитирую обзор «Еда и секс в жизни людей»)
Аборигены считают сексуальность естественным желанием, нуждающимся в удовлетворении. В отличие от европейцев, они считали нормальным эротический интерес у детей. В племени йолингу среди детей была распространена игра ниги-ниги, имитирующая половой акт, причем взрослые относятся к ней совершенно спокойно. В период полового созревания мальчики подвергались обрезанию, а девочки лишению девственности. Причиной обрезания была вера, что при совокуплении необрезанный член может повредить женщину. Обрезание было тайным ритуалом. Женщины танцевали неподалеку, но наблюдать за процессом им запрещалось. Старшие мужчины открывали мальчику смысл священных песен, а на заре, образовав из своих тел стол, совершали обрезание. Крайнюю плоть мужчины съедали или в других племенах отдавали мальчику, и он носил ее в мешочке на шее… Австралийские аборигены высоко ценили половой акт. Для них он означал круговорот природы, смену сезонов, размножение людей, животных, растений, и, таким путем, поддержание запасов пищи. У диери ритуальное совокупление четырёх пар мужчин и женщин считалось средством повышения плодовитости страусов эму. Мужчин особо занимал половой член. В некоторых племенах мужчины при встречах в знак приветствия поглаживали свой член или касались рукой члена встречного. Женщины отличались в сексуальных танцах. В плясках корробори, исполнявшихся в полнолуние или при свете костров, раскрашенные мужчины олицетворяли воинственное, а женщины сексуальное начало. Пляшущие девушки трясли ягодицами и грудями и мимикой оповещали, что готовы встретить юношей в известных им местах.
Все же у девушек, точнее, девятилетних девочек, обычно, первым мужчиной был муж. Мальчики начинали сексуальную жизнь позже, в 12–14 лет. Как правило, у них были связи со сверстницами и замужними женщинами. Аборигены терпимо относились к внебрачному сексу, если не нарушались запреты кровного родства. Женщины и мужчины, состоящие в браке, нередко заводили романы на стороне. Особенно страдали престарелые мужья. Молодые жены то и дело изменяли им с жаждущими ласк юношами. Патриарх мог побить неверную жену и слегка ранить копьем обидчика, а тот должен был это стерпеть, но серьезная рана вызывала всеобщее осуждение.
Располагаясь на ночлег, пожилой мужчина клал одну или две самых молодых жены возле себя, а прочими женами жертвовал – располагал снаружи по окружности и деликатно не замечал происходящего там. Внебрачные связи гораздо чаще, чем браки, были основаны на внешней привлекательности и на ухаживании, включающем пение песен и небольшие подарки. Очень часто, чтобы добиться желанной цели, использовали любовную магию – волшебные песни, наскальные рисунки любимой, магию отрезанных голов птиц, гуденье в раковины.
Особое место занимало предложение мужьями своих жен на праздничных церемониях, где собирались аборигены с обширной территории. Там нередко мужчины одной фратрии или племени приглашали чужих мужчин воспользоваться их женами.
https://history.wikireading.ru/145732
…Выходит, что загадочные «борцы за права» (из тезисов gamayun-ukr) не врали что у «дикарей» все по-другому.



ТЕЗИС-3. … [авраамическая] ветка религий дает «советы» не только моральные, но и культурно-политические, в рамках регулирования брачных отношений она как раз находиться на «обычном» уровне регламентации, и допускает достаточно широкие «региональные» трактовки.

РАЗБИРАЕМ. Глобальный мир – это рынок, и все в нем это товары, включая религиозные учения.
Рост требовательности рынка заставляет христианских предпринимателей (CEO различных конфессий и сект) диверсифицировать свой бизнес, предлагая рынку такие продукты, например, как христианство, допускающее эволюционное происхождение человека, или (ближе к вопросам сексуальной морали) христианство, допускающее LGBT.
В погоне за расширением сбыта, можно продавать, вообще говоря, что угодно под узнаваемым брендом «христианство»
Дело, таким образом, не в региональных (или социально-сегментных) трактовках, а в чисто субъективных границах, на какой фазе диверсификации христианское учение переходит во что-то иное, например в new-age или в мультирелигиозный турбореализм.

Такие дела.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 256 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →