Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Истинная слепота. Как творческие субъекты деградируют до дебильности под влиянием псевдо-рынка

"Меня бесило, что индустрия стала брезговать сложностью, а на людей с творческими амбициями смотреть как на прокаженных. Бесило, что за тупые развлекательные ролики, сценарии к которым я не думая писал пачками в той корпорации, мне платили страшные (для меня) деньги, а потом их смотрели по два миллиона человек каждую неделю. А когда я писал то, что нравилось мне, то, что реально хотелось показать людям — то это не прочитывало и сотни человек. Что дурацкие сценарии для всякой чепухи вроде рекламы, курсов и мобильных игр у меня готовы были заказывать тоннами — только успевай писать. А что тексты для кино или театра приходилось складывать в стол, потому что хрен знает, куда их девать и кому предлагать"*

Этот жесткий документальный памфлет автора под ником Arttom я прочел полгода назад, а сейчас вспомнил в связи с дебильным интервью канадского писателя-фантаста Питера Уоттса**, известного в основном по роману "Blindsight" (2006 год) переведенному на русский под названием "Ложная слепота"). Дело в том, что Питер Уоттс совершенно точно не дебил - это следует из его квалификации гидробиолога, и из его первой новеллы "Ниша" (1990 год)с весьма нетривиальной сюжетной конструкцией.
Его дальнейшая литературная биография в точности соответствует тезисам Arttom: чем примитивнее и дебильнее становились сюжеты Уоттса - тем лучше у него шли дела.
В 2006-м роман "Blindsight" (с агрессивными инопланетянами вроде марсиан Уэллса и генетически трансформированными людьми-вампирами вроде классических вампиров Стокера) сделал его знаменитым, и даже номинировался на премию "Хьюга".
В 2009 еще более примитивная новелла "The Island" все-таки принесла ему "Хьюго".
В 2011 Уоттс докатился до новеллизации игрушек: сотворил роман "Crysis: Legion" по компьютерной игре-шутеру "Crysis 2" компании Crytek. Точно как в памфлете Arttom. где герой упал до сочинения реплик для рыбок из мобильной игры.
Казалось бы, ниже падать некуда - но Уоттсу это удалось в упомянутом интервью**.

Кажется, в мозгу Питера Уоттса сработал некий защитный механизм наподобие стокгольмского синдрома, защищающий человека от психического шока путем самоубеждения будто происходящее осмысленно и правильно:
- "Я много думал о том, что в будущем истории будут рассказываться не через текст, а интерактивно — через видеоигры.... Если в будущем нейросети, которые пишут тексты, смогут импровизировать вокруг любого выбора игрока и перестраивать игру так, чтобы она все равно передавала свою идею, то игры станут главным медиа для рассказа историй. Писатели никуда не исчезнут, но они будут заниматься сценариями. А обычные книги, может быть, станут раритетом."
Я процитирую еще несколько тезисов Уоттса из этого интервью:
- "У меня есть идеи, как спасти планету, но большинство людей назвали бы их радикальными. Я считаю, что даже если нам удастся как-то исхитриться и спастись сейчас, мы, скорее всего, создадим новые мировые проблемы. Например, до глобального потепления была гонка вооружений, которая тоже могла привести к концу света. И я думаю, что к этим кризисам приводит сама человеческая природа. Наши инстинкты фундаментально разрушительны, у них нет представления о будущем, им просто нужно, чтобы их удовлетворили сейчас".
- "Думаю, что COVID-19, скорее, был в большей степени вызван нарушением сред обитания, из-за которого мы контактировали с коронавирусами. Но, возможно, я не прав: я просто не видел исследований, в которых говорилось бы, что эту пандемию вызвало именно глобальное потепление. Но оно определенно приведет к множеству будущих пандемий. COVID-19 — это ерунда по сравнению с тем, что нас ждет. В Индонезии и Малайзии есть вирус Нипах, от которого умирают 90–95% зараженных. От него нам точно крышка."
[примечание: Уоттс сумел будто специально продемонстрировать дебильность, рассказав зачем-то о вирусе Нипах***. На самом деле за 10 лет наблюдений от этого вируса за все время наблюдений, от этого вируса единственный раз умерло 105 человек (1998/1999), при последующих вспышках число смертей было менее полста, а начиная с 2007-го число жертв ни разу не достигало даже десяти].
- "Я надеюсь, что мы сейчас поняли, что можем работать из дома, и это поможет нам сократить выбросы углекислого газа. Начнется некое возвращение к корням. Города не могут поддерживать сами себя. COVID-19 — относительно безобидная пандемия, но достаточно, чтобы приболела половина тех, кто доставляет еду и работает в банках, — и весь этот карточный домик схлопывается. За исключением тех, кто находится на передовой и не имеет выбора, контактировать им с людьми или нет, COVID-19, кажется, выбирает недалеких людей. У меня есть такая проблема — я не могу писать о глупцах. Но в реальности они повсюду. Я бы никогда себе не представил, что в случае мировой пандемии люди решат, что маски нарушают их свободу."
- "Здорово, если мы будем жить на ограниченной территории — в высокотехнологичных городах с довольно высокой плотностью населения — и оставим остальную природу в покое. Тогда ситуация была бы все еще далека от хорошей, но с каждым годом она бы улучшалась, и в конечном итоге нам бы удалось восстановить все то, что мы разрушили. Еще было бы здорово, если бы производство перенесли в космос — его сложно загрязнить. С точки зрения научной фантастики, это было бы круто".

Вот и все. Тут даже не чего комментировать.

Вместо эпилога
Arttom: "Я попробовал представить фантастический мир — настолько ужасный и бессмысленный, — что реальность в сравнении с ним покажется сказкой. Вот представьте: Что если в этом страшном мире лучшие умы, самые гениальные ученые и инженеры будут создавать идеальные архитектуры, совершенные алгоритмы и писать софт из тысяч строк кода, который будет работать на дорогом высокотехнологичном железе, десятках серверов с платами из редких металлов, машинах, связанный хитрой системой для быстрой обработки огромного количества данных, с нейронными сетями, которые держатся на сложнейшей математике, развитие которой эстафетой передавалось сквозь сотни лет, от поколения умнейших людей к другим умнейшим людям — Чтобы на выходе эта система делала забавный фон на фотографии котиков.*.

...Такие дела...

---------------------------
*) arttom 29 октября 2020. "Представьте — что если все, что вы делаете будет бессмысленным и бесполезным?"
(Читальный зал, Киберпанк, Научная фантастика, Будущее здесь)
https://habr.com/ru/post/525570/
**) Питер Уоттс: «Для спасения человечества нужно стать чуть менее людьми»
https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5ffc9a279a79472930beec6e
***) https://ru.wikipedia.org/wiki/Вирус_Нипах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 286 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →