Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Новый порядок: фильм-растерянность загнанной интеллигенции, уже никому не нужной при любом раскладе

"Новый порядок" мексиканского режиссера Мишеля Франко — большое событие в области политического кино-футуризма. Этот жанр последние годы был наполнен всякой чепухой, среди которой даже убогие "Дивергент" и "Рассказ служанки" выглядели проблесками таланта. "Новый порядок" - это не о ренессансе "Нового порядка" Гитлера, или "Нового порядка" Рузвельта. Это о "Новом порядке" в "новой нормальности", где (перефразируя Оруэлла)
ВОЙНА — ЭТО НОВЫЙ МИР
СВОБОДА — ЭТО НОВОЕ РАБСТВО
ХАОС - ЭТО НОВЫЙ ПОРЯДОК
Фильм начинается весьма оригинальным уведомлением:
"Основано на возможных последствиях реальных событий"

Мятеж, вызванный запредельным имущественным разрывом между прекариатом и элитой при растущей нищете первых при растущем социальном идиотизме вторых - мог бы в другую эру завершиться по разному. Он мог стать революцией (и привести к становлению "левого" режима). Но мог не стать, и привести (при подавлении бунта) к упрочению "правого" режима. В любом случае, общество оказалось бы выстроено в какую-то более-менее структурированную понятную систему с какими-то целями и ценностями.
Теперь, однако, другая эра. В условиях "Новой нормальности", все уже заранее превратилось в бессмысленный хаос, лишь задрапированный видимостью стройной социального порядка с какими-то смыслами и ценностями. Мятеж просто разрывает драпировку и хаос становится очевиден.

Не важно, проиграют или выиграют мятежники - драпировку уже не восстановить.
Мятеж подавлен военными, но происходит то же самое, что произошло бы при победе мятежников.
В рецензии на RFI* это особо отмечено [цитирую]: Силовики тоже начинают грабить богатых. Отныне в фильме только они правят бал. У героини, оказавшейся в эпицентре погромов (я рассказываю далеко не все — многочисленные человеческие истории из фильма оставляю за скобками) силовики отнимают серьги, кольцо, часы, телефон. Богатую девушку, пообещав отправить домой, отвозят в тюрьму, фактически концлагерь (не на стадионе ли, как в Чили после свержения Альенде?), где уже содержатся многие отпрыски семей из высшего и средне-высшего сословий.
Их допрашивают с целью выведать данные об их проживании и родителях, чтобы ограбить еще сильнее. А, дабы не перепутать, их нумеруют — фломастером на лбу. Тут уже чистый концлагерь. Голых девушек и юношей коллективно моют холодной водой из шланга. В концлагере девушек насилуют. Силовики как минимум не лучше бунтовщиков. Уже не вполне консервативное кино.
«В какой-то мере „Новый порядок“ антилевый фильм, но еще в большей степени он антиправый и антикапиталистический», — справедливо написал коллега Антон Долин.
Контрасты «Нового порядка»: благостное буржуазное начало — и ужасающий пролетарский конец. Который давно не пролетарский. А люмпенски-военный.
В финале — массовое повешение подлецов-бунтарей. И все довольны?
Мораль сей басни такова: кто бы ни устроил новый бунт, кто бы в его результате ни победил, вешать всегда будут интеллигенцию. Она в фильме не показана, но в том и смысл: ее в условиях конфликта между верхами, низами и вовремя — в своих интересах — внедрившимися военными уже, считай, нет.
[конец цитаты]

На самом деле, интеллигенции УЖЕ ЗАРАНЕЕ НЕТ. В прошлые эры интеллигенция изобретала некие социальные доктрины (правые, левые, центристские и т.п.) с какими-то внятными целями и ценностями. В нашу эру интеллигенция уже столько раз продавалась, и по заказу сочиняла почти очевидную чушь под видом целей и ценностей, что постепенно стала считаться разновидностью социальной плесени.
С таким имиджем она, при очередной социальной турбулентности, будет не нужна ни "левым" ни "правым". Иначе говоря: будет никому не нужна при любом раскладе. А вместе с ней будут не нужны ни цели, ни ценности. Точнее - целями станут те технические ценности, которые можно присвоить в виде своей сиюминутной выгоды. Более сложные долговременные ценностные конфигурации уже неинтересны.
Ведь "времени уже не будет" - как сказано в библейской книжке-апокалипсисе (10:6).
Точнее, физическое время никуда не делось, а вот социальное время сошло на нет.
Приблизительно это и есть "Новый порядок" по версии Мишеля Франко.

...Такие дела...

---------------------
*) https://www.rfi.fr/ru/культура-стиль-жизни/20210521-великая-революция-низов-наши-времена-фильм-новый-порядок
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 109 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal