Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Почему гуманитарные предметы лучше бы выпилить из школьной программы полностью

На днях в ходе одной телеконференции (по совершенно иному вопросу) участники спонтанно заговорили о том, почему юниоры в среднем так плохо умеют думать - так что становятся жертвой рекламы (торговой, финансовой, социальной, политической, экологической , благотворительной и т.д.). Тут припомнили очерк Власа Дорошевича "Русский язык" (1901 год).
Ниже привожу два фрагмента. Первый - о разборе стихотворения Пушкина:
"Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда..."
(далее цитирую Дорошевича):
Учитель объясняет:
- Вкладывая песню о птичке Божией в уста кочевых и неоседлых цыган, поэт тем самым хотел изобличить перед нами низкий уровень этих цыган. Ибо только с точки зрения...
- Петр Петрович, будьте добры помедленнее. Я не успеваю записывать! - говорит первый ученик.
- Надо понимать, а не записывать! Ибо, говорю я, только с точки зрения кочующих и беззаботных цыган может служить предметом восхваления такая беззаботность птички. Похвала же птички за ее праздность и ничегонеделание была бы немыслима в устах такого просвещенного человека, каким, бесспорно, является поэт. Все поняли?
- Все поняли! - хором отвечает класс.
- Мозгов Николай, повторите!
- Поэт вкладывает птичке в уста...
- Садитесь. Повторяю еще раз. Вкладывая в уста не птичке, а цыганам, поэт, несомненно, думал этим... Ну, да все равно! Запишите.
И все зубрят к следующему уроку это обязательное "толкование птички".
И так со всем, что только читается и обсуждается в классе.
И чем больше школьники читают и обсуждают, тем больше они отучаются думать, разбирать, понимать.
Похоронным звоном над самостоятельной критической мыслью звучит каждое учительское:
- Поэт хотел этим сказать...
Своя мысль заменяется штампованной мыслью обязательного и узаконенного образца.
Никто уж и не пытается думать. Все равно не попадешь и ошибешься. Учитель скажет, как это надо понимать на пятерку!
Нет ничего более притупляющего, как гимназические "сочинения по русскому языку".

(второй фрагмент из того же очерка Дорошевича - о школьных сочинениях)
...Старшему сыну задали задачу на тему:
- О пользе труда.
Была созвана консультация. Отец ходил, разводя руками:
- Черт знает, какие темы задают детям. Поистине не понимаю, какая такая польза труда! Труд - это проклятие. Бог, изгоняя из рая, проклял людей трудом!
Мы наперерыв старались изложить перед юношей все полезные стороны труда.
Рисовали самые соблазнительные перспективы.
- Вот что можно на эту тему написать!
- Вот что еще можно прибавить!
- Вот еще что!
Но юноша качал головой:
- Нет, это не то! Это все не годится. Придется, папа, пригласить Семена Пуприкова!
Семен Пуприков был ученик другой гимназии, но "человек знающий".
- Он на сочинениях собаку съел...
...Так еще со школьной скамьи штампуется наша мысль, отучают нас мыслить самостоятельно, по-своему, приучают думать по шаблону, думать, "как принято думать".
Наше общество -- самое неоригинальное общество в мире.
Перефразируя знаменитую фразу Агамемнона, можно воскликнуть:
- У нас есть люди умные, есть люди глупые, но оригинальных людей у нас нет!
Быть "оригинальным" -- даже недостаток.
Что вы слышите в обществе, кроме шаблоннейших мыслей, шаблоннейших слов?
Все думают по шаблонам. Один по-ретроградному, другой по-консервативному, третий по-либеральному, четвертый по-радикальному. Но все по шаблону.
По шаблону же ретроградному, консервативному, либеральному, радикальному, теми же самыми стереотипными, штампованными фразами все и говорят и пишут.
Я не говорю, конечно, о наших гениях, об исключительных талантах. Гений, исключительный талант - это розы, выросшие среди бурьяна.
http://az.lib.ru/d/doroshewich_w_m/text_1901_russky_yazyk.shtml

Возвращаюсь к заявленному анонсу: почему гуманитарные предметы лучше бы выпилить из школьной программы полностью?
Потому, что функция школьной программы - дать некоторый объем знаний и навыков применения знаний. А гуманитарные предметы априори не содержат знаний. Не содержат по определению, которое есть даже в википедии:
"Знание — результат познания, который можно логически или фактически обосновать и эмпирически или практически проверить. Согласно распространённой трактовке современной эпистемологии, знание — это реальное положение дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека. Говоря о знании, чаще всего подразумевают отражение действительности в сознании человека"

Гуманитарные школьные предметы - это противоположность знанию. Это некая форма липкого структурированного лексического мусора, который после загрузки в сознание школьника, мешает тому применять те знания, которые у него имеются, или хотя бы элементарный здравый смысл, формирующийся еще в дошкольный период.
...Такие дела...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 472 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
точно школьное сочинение, ей-же-ей
Годится

gapey gapey

2 months ago

mcjabberwock

May 27 2021, 13:26:51 UTC 2 months ago Edited:  May 27 2021, 13:27:50 UTC

Ну а как же история?
Да и философия
Заменить историей технологий и историей политической психологии

prosto_vova

2 months ago

Galina Vic

2 months ago

mechnik

2 months ago

gordeich74

2 months ago

Вы не понимаете функцию школы и ее программы.
Дать знания это лишь одна из задач.
А еще есть не менее важная задача научиться знания анализировать, осмысливать и обрабатывать, искать информацию и уметь эту найденную и обработанную информацию доносить до других.
И то, что ряд преподавателей литературы не умеет преподавать литературу не повод искоренять эту самую литературу.

Ну и также к гуманитарным предметам насколько я понимаю относятся основной язык и иностранные язык (в принципе один из самых важных предметов для изучения!), история, философия, логика, и без них никак нельзя.
1. Как раз анализировать и мешают гуманитарные предметы.
2. А как можно преподавать школьникам литературу хорошо? (если это литература, а не психологический практикум)?
3. Внезапно: языки осваиваются путем погружения в языковую среду — это не предмет собственно научения, а результат практической тренировки.

prosto_vova

2 months ago

jivopyra

2 months ago

helgkostrom

1 month ago

helgkostrom

1 month ago

nicka_startcev

2 months ago

roberttylerd

2 months ago

nicka_startcev

2 months ago

roberttylerd

2 months ago

vera_pale

2 months ago

jivopyra

2 months ago

kaca1

2 months ago

jivopyra

2 months ago

Ольга Доронина

2 months ago

konst_kurkow66

2 months ago

pvya

1 month ago

Ничего не понимаю, вы же сами мне рассказывали как замечательные учителя(в СССР, правда) приучали детей мыслить, а тут утверждаете, что и надеятся на это не надо. Или нет?
Во-первых, я не говорил "замечательные"
Во-вторых, речь шла о математике и естественных науках.

dimmoff

2 months ago

roberttylerd

2 months ago

dimmoff

2 months ago

roberttylerd

2 months ago

jivopyra

2 months ago

roberttylerd

2 months ago

jivopyra

2 months ago

roberttylerd

2 months ago

jivopyra

2 months ago

roberttylerd

2 months ago

jivopyra

2 months ago

roberttylerd

2 months ago

jivopyra

2 months ago

roberttylerd

2 months ago

tolmy_n

2 months ago

samopisez

2 months ago

Насилий Задов

2 months ago

jivopyra

2 months ago

helgkostrom

1 month ago

dimmoff

1 month ago

helgkostrom

1 month ago

dimmoff

1 month ago

helgkostrom

1 month ago

sergesenin

2 months ago

anna_gaikalova

May 27 2021, 13:30:45 UTC 2 months ago Edited:  May 27 2021, 13:30:57 UTC

Дорошевичу страшно не повезло с учителем, вероятно, не ему одному, но далеко не всем.

Сначала "выпилили сочинения", и дети немедленно разучились формулировать мысли. теперь предлагается сделать то же самое с гуманитарными предметами, и скоро с таким подходом дети разучатся говорить. Считать разучились с калькуляторами. Помнить с Гуглом. И все еще не сделаны выводы, все еще находятся любители "лобзика" в кшольных программах.
Дети разучиваются говорить — потому что с ними не говорят, и их приучают к формулярному и цифровому обмену данными вместо языковой коммуникации.
Никто еще не научился складно говорить благодаря написанию школьных сочинений.

anna_gaikalova

2 months ago

dennis_chikin

2 months ago

ostzee_1

1 month ago

redmassacre

2 months ago

anna_gaikalova

2 months ago

helgkostrom

1 month ago

anna_gaikalova

1 month ago

helgkostrom

1 month ago

anna_gaikalova

1 month ago

helgkostrom

1 month ago

anna_gaikalova

1 month ago

helgkostrom

1 month ago

multianon

2 months ago

Насилий Задов

1 month ago

jivopyra

2 months ago

tolmy_n

2 months ago

ru_teacher

2 months ago

tolmy_n

1 month ago

vospit

1 month ago

tolmy_n

1 month ago

vospit

1 month ago

tolmy_n

1 month ago

vospit

1 month ago

tolmy_n

1 month ago

vospit

1 month ago

pvya

1 month ago

posadnik

1 month ago

tolmy_n

1 month ago

posadnik

1 month ago

tolmy_n

1 month ago

"География? Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь".
Давно ли география стала гуманитарной? ;)

mefed47

2 months ago

dennis_chikin

2 months ago

нужна просто ликвидировать свино-бюджетные школы
рассадник казарменного воспитания и никому не нужных говно-знаний
JНо в другой форме школьное образование все равно необходимо

andrekisindger

2 months ago

mefed47

2 months ago

andrekisindger

2 months ago

mefed47

2 months ago

andrekisindger

2 months ago

pingofwing

2 months ago

jivopyra

2 months ago

pingofwing

2 months ago

jivopyra

2 months ago

pingofwing

2 months ago

jivopyra

2 months ago

pingofwing

2 months ago

jivopyra

2 months ago

pingofwing

2 months ago

Артемий?

andrekisindger

2 months ago

antonioquesada

2 months ago

andrekisindger

2 months ago

>>>Знание — результат познания, который можно логически или фактически обосновать и эмпирически или практически проверить.

Нда... как то уныло. Какая-то запредельная "невзоровщина" ))) Тут есть одна проблема... из которой выросло целое философское движение — экзистенциализм. Если в двух словах, то это гуманитарная версия теоремы Геделя о неполноте — часто решение, которое необходимо принять индивиду не сводится ни к одному моральному правилу...

>>>знание — это реальное положение дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека.

На рациональности был построен насквозь лживый мир модерна )))

Увы... знание не есть абсолютные величина, знания могут быть не полными, ошибочными, не актуальными, излишне субъективизированными. Другими словами "все наши знания требуют уточнения".

Собственно смысл "гуманитарного мусора" — сформировать свою позицию и уметь доходчиво ее доносить до как можно более широкой аудитории.
Начитаются своей Кастанеды
и ябут друг друга в жопы
естли каждый школьник
будет читать совершенно случайный криатиф
то что же?
весь культурный код пойдет по пи?де
исчезнут и так исчезающие точки соприкосновения
между людями
всё же минимальный список литературы
который читали почти ВСЕ
нужен чтобы совсем не оскотиницца

hungry_ewok

May 27 2021, 14:39:05 UTC 2 months ago Edited:  May 27 2021, 14:39:16 UTC

/усмехаясь/
По стилю и лексикону сразу видно человека с культурным кодом, который читал литературу кою следует читать всем...

cosmosvin

2 months ago

Как-то вы свели гуманитарные предметы только к литературе.
Язык — это знание.
История — знание.
Меньше знаешь — крепче спишь.

Опозорили Европу,
Показали простоту -
Десять лет лизали жопу,
Оказалось, что не ту.

Только мы не унываем,
Бодро смотрим мы вперёд -
Наша партия родная
Нам другую подберёт.

helgkostrom

1 month ago

pvya

1 month ago

Вообще-то что история, что география, что литература — прекрасно проверяемы.
Если мы говорим не про "по их природной злобности", а, к примеру, про нефть.
Хотя природная злобность тоже проверяется, но это уже биология.

Ну и, кстати, инклюзивные, расово и гендерно верные математика с физикой тоже уже в программе. Так что, пудинг можно уносить целиком. Пока не будет поправлено в консерватории.
А гуманитарные предметы априори не содержат знаний.
\\\
Если реальное положение дел таково, что деревня из сочинения обязательно должна быть с рекой, то чем же это не знание?
Партия учит нас, что от нагревания все тела расширяются...
Кстати, гуманитарных предметов согласно тете Вики там всего раз-два и обчелся)

image

Мало-мало-мало-мало огня!!
Наоборот, и этого много. Достаточно:

1. Живи не по лжи
2. Слово "Бог" пиши с большой буквы.

alex_rozoff

2 months ago

redmassacre

2 months ago

samopisez

2 months ago

Как показывает критерий истины — практика носителями "липкого структурированного лексического мусора" являются авторитетнейшие представители точных наук.
Сахаров — физик, Фоменко, Шафаревич, Солженицын — математики.
Солженицын — математик? Да ладно : D

pustosviat

2 months ago

Насилий Задов

1 month ago

posadnik

1 month ago

Насилий Задов

1 month ago

pustosviat

1 month ago

Насилий Задов

1 month ago

pustosviat

1 month ago

Насилий Задов

1 month ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →