Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Неклассическая криминология. Школьные расстрелы. О некомпетентном разборе сценариев колумбайна

Термины "колумбайн" и соответственно "колумбайнер" вошли в обиход после событий 20 апреля 1999 года в штате Колорадо [1], где два ученика, открыв огонь на поражение в школе, убили 13 человек, ранили 23, после чего застрелились. Вообще-то я не собирался браться за эту тему, но после событий 11 мая 2021 в Казани, повторивших отчасти события 17 октября 2018 в Керчи, но за 2 недели мне пришло столько писем с описанием некомпетентных мнений и предлагаемых некомпетентных мер, что взяться за тему, видимо, надо. Итак, по пунктам:

1) Школьные расстрелы это не отдельное явление, а лишь частный случай выбора мишеней в намного более широком явлении колумбайна. Такие же расстрелы происходят в воинских частях, в жилых комплексах, и вообще в урбанизированной среде.

2) Колумбайн не связан с доступностью огнестрельного оружия. Как верно отметил Игорь Шмелев: Даже если вы запретите владение оружием, как в том же Китае или Японии, такой человек возьмет топор или молоток, точно так же придет в "заказник", какими являются наши учебные заведения, где ему не окажут сопротивления, и будет вытворять все, что хочет до прибытия полиции [2].

3) Колумбайн не имеет объяснения в рамках классической криминологии, поскольку, как верно отметил в 2016 году криминалист Джоэл Капеллан: причины такой ситуации — социально-психологические и относятся к проблемам социальной дезинтеграции, то есть разложения общества и одиночества индивида внутри него [3].

4) Классическая криминология изучает преступность и борьбу с ней (в парадигме о заведомо асоциальном и контр-нормативном характере преступности). Неклассическая криминология, согласно ряду авторов [4], изучает выживание в условиях, когда криминализации подвергаются все стороны жизни общества (признавая тот факт, что общество заняло позицию оценочного релятивизма, и то, что формально является преступлением зачастую воспринимается, как разновидность социальной нормы).

5) Исходя из неклассической криминологии, можно выделить три сценария колумбайна, принципиально разных и по мотивам, и по восприятию обществом.

I. Сценарий следования социал-дарвинизму, стремление к статусу "альфа-особи".
Внезапно оказывается, что такой мотив колумбайна культивирует школьная программа. Ниже я цитирую шпаргалку для российской школы (в школах других стран преподаются аналогичные концепции, так что это вполне глобальный мотив):
Суть философии Раскольникова состояла в том, что он разделил людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» — это те, кто, невзирая на все жизненные невзгоды — нищету, унижение, — остаются покорными и безответными. «Необыкновенные» люди преступают все законы нравственности и становятся вершителями человеческих судеб. Раскольников задавал себе вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своим преступлением он решил доказать себе и всем людям, что он не «вошь» и не «тварь дрожащая» [5].
Окружающая среда в школе и в обществе, данная юному индивиду в непосредственных наблюдениях, и в репортажах масс-медиа, как бы убеждает его в том, что книжный Раскольников совершенно прав в своей философии (ведь общество соглашается со вседозволенностью для т.н. "сильных личностей"). Так возникает мотив.
Отсюда понятно, что: "Корень проблемы — не в недостаточных мерах безопасности и контроля, а в психологическом климате учебных заведений и личных проблемах учеников... Убийцами, как правило, оказывались закрытые и тихие люди" [3].
Фраза 19-летнего Ильназа Галявиева (казанского колумбайнера): "Я осознал себя богом"[6] - органично ложится в такой сценарий.
При таком сценарии общество однозначно осуждает колумбайнера - но при других сценариях общественное мнение может размыться или даже оказываться на его стороне.

II. Сценарий расплаты/возмездия (Vergeltung) социальной группе "альфа-особей".
Характерно, что мотив расплаты за присвоенную вседозволенность представляет собой социально-психологическую инверсию сценария I.
Это ситуация, когда то, что формально является преступлением воспринимается, как разновидность социальной нормы, поскольку соответствует архетипу справедливости.
Типичный пример в культуре: фильм "Нападение на Уолл-стрит" (2013) [7].

Анализ реакций на фильм показал, что большинство зрителей на стороне колумбайнера.
В реальности этот сценарий реализовывался многократно с разной степенью общности от конфликтов с агрессивно-доминирующими сослуживцами в воинских частях и до частной экстремистской политики сопротивления принудительной "религиозной толерантности" (дело Брейвика, дело Тарранта, и т.п.).
Реакция в обществе на действия этих колумбайнеров разделилась.

III. Сценарий "уборки нестерпимой социальной грязи". Мотив "Фрэнка все достало".
Индивид устанет от своей подавленности агрессивно-шаблонной массовой культурой (прежде всего - культурой громких навязчивых рекламных шоу и продвижения поп-идолов). Не имея возможности спрятаться от навязываемых шаблонов, он начинает хаотично или систематически уничтожать их носителей.
Типичный пример в культуре: фильм "Боже, благослови Америку" (2011).

Анализ реакций на фильм показал, что мнения зрителей разделились. С одной стороны, многие понимает риск оказаться на месте случайной жертвы такого колумбайнера. С другой стороны, многие относятся к его мотивам с пониманием, поскольку сами порой испытывают слабо контролируемую ненависть к тем же медиа-шаблонам.
В реальности к колумбайну по такому сценарию могут относится случаи стрельбы на поражение по случайным людям в кинозалах [9] или в супермаркетах [10], и стрельбы на поражение по знаковым фигурам поп-культуры [11], однако из-за отсутствия квалификации следователей в области неклассической криминологии, такие мотивы остаются неисследованными, а инциденты списываются на помрачение рассудка фигурантов.
Реакция в обществе на первые два типа инцидентов всегда негативная, однако в третьем случае общественное мнение может оказаться размытым.

Теперь можно перейти к общему выводу. Доминирующие стандарты иерархии и методы их пропаганды (включая пропаганду абстрактной успешности) привели к формированию настолько плотной и агрессивной социально-информационной среды, что врожденные паттерны самосохранения зачастую создают деструктивный мотив у людей, вовсе не склонных по своему профилю к деструктивным действиям. Оставаясь в рамках уже не работающей парадигмы классической криминологии, с этим ничего нельзя сделать. Обществу придется или сменить парадигму на неклассическую, или столкнуться в ближайшем будущем с еще более разрушительными формами колумбайна.

....Такие дела...

----------------------------------
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Массовое_убийство_в_школе_«Колумбайн»
[2] 12 мая 2021 «Запретите оружие — возьмет молоток».
https://lenta.ru/articles/2021/05/12/guns/
[3] 27 мая 2021. Школа, парта, два ствола. Как в США борются с массовыми расстрелами и почему запреты на оружие в этом не помогают?
https://lenta.ru/articles/2021/05/27/guns_and_murders/
[4] В. Н. Фадеев. О соотношении классической, неклассической и глобальной криминологии.
https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-klassicheskoy-neklassicheskoy-i-globalnoy-kriminologii/viewer
[5] Литература/Шпаргалки/Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского
https://www.yaklass.ru/materiali?mode=cht&chtid=564
[6] Отрывки из первого допроса Ильназа Галявиева.
https://t.me/bazabazon/6858
https://lenta.ru/news/2021/05/11/dopros/
[7] https://ru.wikipedia.org/wiki/Нападение_на_Уолл-стрит
[8] https://ru.wikipedia.org/wiki/Боже,_благослови_Америку_(фильм,_2011)
[9] https://ru.wikipedia.org/wiki/Массовое_убийство_в_городе_Орора
[10] 23.03.2021 Стрельба в США: в супермаркете убиты 10 человек
https://p.dw.com/p/3qz5w
[11] https://ru.wikipedia.org/wiki/Гримми,_Кристина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 337 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →