Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Дж. Кейнс заимствовал "новую экономику" у 7000 папуасов, создавших ее 700 лет назад

В 1936 году Джон Мейнард Кейнс опубликовал фундаментальный экономический труд "Общая теория занятости, процента и денег". К концу 1930-х кейнсианство стало ведущей экономической теорией, а в послевоенные годы экономико-политические рекомендации Кейнса стали катехизисом для правящей элиты капиталистического мира. В 1999 году журнал Time включил Кейнса в список важнейших персон XX века, поскольку: "Его радикальная идея о том, что правительства должны тратить деньги, которых у них нет, может спасти капитализм". На самом деле, увлечение политиков построениями Кейнса (макроэкономикой и собственно кейнсианством) привело в 1970-м к тяжелой стагфляции, а последующие авторитетные эпигоны макроэкономики (Милтон Фридман с монетаризмом и др.) довели дело до Великой рецессии 2008, из которой капиталистической экономике уже не суждено было выбраться - она рухнула в яму и сейчас уже на полпути к дну. Тогда у многих экономистов возник вопрос: откуда Кейнс взял бредовую идею превратить деньги (как практически ценный товар с общественно-признанной дополнительной функцией удобного средства рыночного обмена) - в ценностную пустышку, фетиш государственного квазирелигиозного культа, генерируемый некомпетентной политической практикой обскурантизма и амбициозного волюнтаризма?
Эту историю раскопал Феликс Мартин (финансист, партнер Liontrust Asset Management) и опубликовал в 2013-м в своей книге "Неофициальная биография денег". Итак, все началось в крошечном тихоокеанском островном королевстве Яп на западе Микронезии.

исходный ритуал банковской деятельности с деньгами-фетишами. На переднем плане - пляшущие юзеры и клерки, на заднем - дырявые каменные супер-монеты.


Так выглядит современный ритуал банковской деятельности с электронными деньгами-фетишами. Тупящие юзеры и клерки, по две стороны барьерчика. Танцы исчезли. Дырявые супер-монеты не видны, они стали цифрами в компьютере
(фото actravel.ru и finetra.com соответственно)

Николай Миклухо-Маклай рассказал о прото-кейнсианстве (или прото-монетаризме) архипелага Яп в 1876 году: "Главная меновая единица на острове Вуап очень оригинальна и единственная в своем роде, так как о ней можно сказать: эти деньги лежат на берегу моря, покрываются ежедневно приливом, валяются на улицах и дорогах, несмотря на то, что каждый экземпляр может иметь ценность многих сотен долларов, они даже могут служить материалом для мостовых и других построек и не могут быть ни украдены, ни испорчены. Деньги, которые имеют все эти качества и называются туземцами «фе», состоят из камней, имеющих форму мельничных жерновов очень различной величины (от 1 до 7 футов в диаметре) и нередко несколько сот тонн весом, из белого, грубо обтесанного камня с отверстием посередине".

Теперь читаем "Неофициальную биографию денег" Феликса Мартина (цитирую выборочно)
"Самой поразительной вещью, открытой Фёрнессом на островах, была, бесспорно, денежная система. Экономика островов отличалась простотой. Рынок был представлен всего тремя товарами: рыбой, кокосами и единственным предметом роскоши – морским огурцом. Сельское хозяйство отсутствовало; кустарные промыслы и ремесла сводились к самым простым; из одомашненных животных имелись свиньи, к которым после прибытия немцев добавились кошки; торговли с внешним миром местное население не вело. Одним словом, трудно было бы найти более примитивную и изолированную экономику. В подобных первобытных условиях Фёрнесс не ожидал обнаружить ничего сложнее обычного бартерного обмена. В самом деле, на земле, где, по его наблюдениям, «пища и одежда растут на деревьях и доступны каждому», даже бартер показался бы излишеством.
систему

Однако действительность оказалась совершенно иной. Острова Яп имели высокоразвитую денежную систему. Фёрнесс наверняка убедился в ее наличии, едва ступив на берег, поскольку деньги здесь были крайне необычными. Они представляли собой раи – «большие и плотные каменные колеса диаметром от фута до двенадцати, с отверстием в центре, различающимся в зависимости от размеров камня, в которое при необходимости транспортировки могла быть вставлена палка достаточной прочности». Камень добывали на острове Бабелдаоб, расположенном в 300 милях от архипелага Яп. По легенде, бoльшая часть камней была привезена в незапамятные времена. Стоимость каждого камня определялась в первую очередь размером, а также гладкостью поверхности и белизной.

Поначалу Фёрнесс предположил, что подобная форма валюты была избрана не вопреки громоздким размерам, а именно благодаря им: «Если для того, чтобы украсть сумму денег, равную цене одной свиньи, требуются усилия четверых сильных мужчин, никому не захочется заниматься воровством. Как и следовало ожидать, – добавляет он далее, – случаи кражи раи практически неизвестны». Однако со временем он заметил, что не менее редки и случаи переноса раи от одного дома к другому. Финансовые операции имели место, но их участники обычно гасили взаимные долги, перенося остаток в счет будущих сделок. Даже когда возникала необходимость погашения долга, физического обмена раи обычно не происходило. «Характерной чертой каменных денег является то, – пишет Фёрнесс, – что обладателю не обязательно утверждать их в качестве своей собственности. При заключении сделки на сумму, составляющую слишком тяжелый для перемещения раи, новому владельцу достаточно признания того, что камень переходит к нему, после чего “монета” без нанесения на нее дополнительных меток остается лежать на прежнем месте, возле жилища предыдущего хозяина».
Фёрнесс не уставал удивляться оригинальности местной денежной системы, и тогда проводник рассказал ему еще более поразительную историю.
В деревне неподалеку жила семья, известная своим богатством – в том, что это так, не сомневался никто, – и при этом ни один человек, включая членов семьи, ни разу в жизни не видел этого богатства и не прикасался к нему; семейным капиталом был гигантских размеров раи, о существовании которого все знали только из легенд; на протяжении жизни последних двух или трех поколений он покоился на дне океана!
Как оказалось, корабль, много лет назад перевозивший раи, потерпел крушение на пути из Бабелдаоба.
И тем не менее общее мнение было таково, что факт падения камня за борт не имеет значения и что пара сотен футов воды, отделяющей его от берега, никак не влияют на его ценность… Иначе говоря, покупательная способность камня остается такой же, как если бы он стоял возле дома своего владельца, и свидетельствует о богатстве точно так же, как золото в кубышке средневекового скряги или наши собственные серебряные доллары, хранящиеся в казне в Вашингтоне, – мы никогда их не видели и никогда к ним не прикасались, что не мешает нам обмениваться между собой бумажными сертификатами, удостоверяющими, что они там есть.
Опубликованные в 1910 году путевые записки Фёрнесса вряд ли были адресованы экономистам. Однако со временем один экземпляр книги попал в руки редакторов Economic Journal – журнала, издаваемого Королевским экономическим обществом, – которые передали ее молодому кембриджскому экономисту, недавно переведенному в связи с войной в казначейство. Звали его Джон Мейнард Кейнс. Человек, которому было суждено в последующие двадцать лет произвести революцию в нашем представлении о деньгах и вообще финансах, испытал потрясение. Книга Фёрнесса, писал он, «познакомила нас с людьми, относящимися к деньгам с философских позиций, недоступных никому другому на планете. Современная практика создания золотого запаса может многое почерпнуть из более логичных правил и обычаев жителей островов Яп».
Почему величайший экономист ХХ века считал, что денежная система островов Яп содержит в себе столь важные универсальные уроки? (конец цитирования)

Между прочим, япская экономическая философия дырявых денег-фетишей заимствована у микро-этноса островных папуасов не только Джоном Мейнардом Кейнсом в 1930-х, но и Сатоши Накамото в 2000-х. Мы видим у япских каменных монет все свойства биткоина, включая добычу коинов путем практически-бессмысленных затрат энергии (майнинг).
Но разговор сейчас о другом. Как получилось, что фундаментом экономической системы развитого мира стали ритуальные пляски микро-этноса папуасов вокруг монет-фетишей?

Ответа на вопрос пока нет, однако есть исторический аналог. В середине IV века н.э., тогдашний развитый Западный мир заимствовал фундамент системы ценностей из ритуальных плясок отсталого микро-этноса семитов вокруг каменных плиток. Это оказалась плохая идея. Через сто лет античный Запад рассыпался, как трухлявый пень. Совпадение? Не думаю.

...Такие дела...
------------------------------------------------
Felix Martin. MONEY: THE UNAUTHORISED BIOGRAPHY, 2013 (ФЕЛИКС МАРТИН. НЕОФИЦИАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ ДЕНЕГ, 2013 год, перевод 2016 год, в других переводах встречается также название "Неофициальная история денег")
https://booksonline.com.ua/view.php?book=181739
Обзор "Каменные деньги", собственно цитата: Миклухо-Маклай Н. Н. Соб. соч. Ч. I. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951, с. 26.
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st054.shtml
Каменные деньги острова Яп
https://geodot.ru/ru/dot1081
Каменные деньги острова Яп - Raay
http://actravel.ru/sight.php?n=35
Каменные деньги острова Яп: самая тяжелая валюта в мире
https://topvoyager.com/kamennye-dengi/
14 февраля 2017. Каменные деньги острова Яп: самая тяжелая валюта в мире. В Тихом океане есть группа островов Яп. Главной его достопримечательностью являются не райские пляжи и не экзотическая природа, а каменные «монеты» диаметром до 3 м.
https://vokrugsveta.ua/unique/kamennye-dengi-ostrova-yap-samaya-tyazhelaya-valyuta-v-mire-14-02-2017
7 мая 2018. BBC Travel. Каменные деньги острова Яп: самая твердая валюта в мире (Роберт Майкл Пул)
https://www.bbc.com/ukrainian/vert-tra-russian-44028057
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 172 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestinadia

June 12 2021, 07:45:20 UTC 1 month ago

  • New comment
Господи!
Ой,
aloha, Alex, хотела я сказать :)

Не прочитала все комментарии. Но не перестаю удивляться, сколько же глупостей накручено вокруг денег!
Некоторое внешнее сходство не означает идентичность. Сравнивать современные деньги и финансовую систему острова Яп — это как... Анекдот мне вспомнился про Василия Ивановича. Как он попал в Лондоне в клуб джентльменов, сел играть в карты (в очко, насколько помню)... "Вот тут-то мне, Петька, как поперло, как поперло..."
Почему вспомнила? Потому что в истории с деньгами Кейнс — это типа Василий Иванович, а туземцы о. Яп, извините, всё-таки джентльмены. Как бы это странно не звучало. И если Кейнс действительно слямзил свои идеи с о. Яп, то это культ карго наоборот — от диких племён на Запад без понимания сути денег.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →