Анна Каренина срывает чеку - прежде чем лечь под колесо.
(Олег Медведев "Карлсоны")
В разрушительных событиях глобального значения часто видятся символические даты и цифры (например телефон службы спасения 911 в террористическом авиа-таране 11 сентября). Так и сейчас: 13 октября в "Международный день по снижению риска бедствий", компания Netflix объявила в twitter:
@netflix Squid Game has officially reached 111 million fans — making it our biggest series launch ever!
Южнокорейский сериал "Игра в кальмара" с крайне незатейливым избитым сюжетом стал самым популярным в истории Netflix, обогнав фэнтези-эпос "Игра престолов".
За 25 дней от премьеры "Игра в кальмара" была просмотрена 111 миллионов раз.
В центре сюжета - детские игры, перенесенные на взрослый контингент путем меркантильно-готичного дополнения: выигравшим - деньги, проигравшим - смерть.
Интересно, что Хван Док Хек создал этот сценарий к Великой рецессии 2008-м по мотивам своих впечатлений об Азиатском кризисе 1997/1998. Но для тех кризисов подобная аллегория выглядела слишком жестокой, поэтому "Игра в кальмара" была востребована в 2019-м, накануне Великого карантина. Получилось в самый раз. Единственная находка Хвана - стирание границ между идиотской жестокой игрой с такой же идиотской жестокой "новой нормальностью" общества - привела к бешеной популярности сериала и мотивировала журналистов, социологов и политологов к комментированию "Игры в кальмара" как глобальной патогенной фрустрации.
Что "Игра в кальмара" говорит о современном капитализме? Отвечают философ и политолог. "Игра в кальмара" - не просто очередная сага о неравенстве. Это более сложное высказывание. Оно в действительности о свободе. О свободе выбора и неравенстве возможностей. О том, что свобода - не абстрактное и чисто правовое понятие, а состояние, обусловленное жизненными обстоятельствами человека, среди которых, как мы понимаем, экономическое доминирование одних и уязвимое положение других играют ключевую роль. Сериал прямолинейно - может быть, даже слишком - показывает, как неравенство возможностей оборачивается разрушением всех базовых человеческих ценностей... Создатели сериала с упорством, достойным восхищения, обыгрывают историю с правом на выбор. По сути, она и есть главный тезис сериала, который повторяется несколько раз. В последний раз - в самом конце, когда умирающий толстосум повторяет убийственное: "Вас никто не принуждал. Вы сами сделали выбор. Вы подписали договор". Но сильнее всего этот тезис прозвучал тогда, когда игроки вернулись в игру из реального мира после перерыва, предпочтя возможность смерти невыносимым условиям бедной жизни. И это уже более чем информированный и осознанный выбор.
Этот конфликт между легалистской трактовкой свободы и достоинством человека указывает на то, что в реальной жизни значение часто имеет не сам выбор, то есть не само право, а что именно предлагается вам на выбор. И "Игра в кальмара", и наша собственная история говорят о том, что выбор, умаляющий достоинство гражданина, недопустим в принципе. Должны быть вещи, на которые невозможно согласиться даже под невыносимым гнетом обстоятельств.
https://www.bbc.com/russian/news-59228020
Может показаться, что все эти "человеческие ценности" заодно со "свободой" и "правами" - просто бессмысленная болтовня идеалистов. Финансовая олигархия может купить политическую власть, де-факто аннулировать законы, загнать всех трудоспособных - в концлагерь, заклеймить номерами, заставить работать за миску жратвы, а кто не может работать - тех убить для экономии упомянутой жратвы.
Не исключено, что скороспелые нувориши - человекообразные продукты Великой рецессии и цифрового хайпа - рассуждали приблизительно так, затевая сериал "Игра в ковида"...
...Так вот: эти шустрики - исторически не первые, не вторые, и даже не десятые изобретатели такой самоубийственной глупости.
Урок последствий состоит в том, что тотальное перечеркивание устоявшихся человеческих прав и свобод опасно прежде всего для самой олигархии. Ведь переход от права (отражающего социально-экономический компромисс) к схеме беспредела кучки сверхбогатых субъектов, купивших политическую власть - делает самих сверхбогатых субъектов желанным пиратским призом, как эпические золотые галеоны XVII века. Охрана не спасет - она окажется продажной. Карманный военный диктатор тоже не спасет - напротив, получив в распоряжение вооруженную силу, он запросто ограбит тех, кто считал себя хозяевами.
Кстати, пираты в достаточном количестве производятся обществом автоматически, как только для среднего человека в этом обществе собственная жизнь оказывается эфемерной и обесцененной до уровня надежды на денежный приз в игре.
В эпоху пост-НТР с развитой системой дальней коммуникации и насыщенностью общеупотребительными технологичными вещами, способными превращаться в мощные средства разрушения - пиратизация произойдет с изумительной легкостью.
...Такие дела...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →