Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Ретроанализ в трансутопии. Новое рабовладение и футурологический материализм.

О жанре трансутопии я рассказывал тут https://alex-rozoff.livejournal.com/114497.html
А сейчас будет о методе, который для трансутопии аналогичен ретроанализу для шахмат. Ретроанализ – это род шахматных задач, когда дана позиция, а требуется определить от начала партии ту последовательность ходов фигур, которая приведет к этой позиции. Ходы должны быть по правилам, и в ходе партии не должна нарушаться элементарная целесообразность. Например, недопустима промежуточная позиция, в которой у белых имеется возможность поставить черным мат в два хода (поскольку реальная партия закончилась бы на этом, не дойдя до целевой позиции, указанной в задаче).
Особенность человеческого мышления такова, что придумать некий сложившийся социально-экономический порядок – утопию или антиутопию – намного проще, чем проложить корректную тропинку (трансутопию) от существующего состояния к этому воображаемому порядку. Без такой тропинки футурологическая ценность утопии или антиутопии весьма невысока – если только не применять негативно-доказательный ретроанализ. Тут мы приходим к любопытному классу методических разработок – сокрушению утопий и антиутопий последовательным применением материализма.

Поясним это на богатом и доступном антиутопическом материале, совершенно даром предоставленном самодовольными социопатами вроде Клауса Шваба и Жака Аттали. Начиная с революции цифровых платформ и Великой Рецессии, эти антиутопии стали настолько популярны в СМИ и блогосфере, что превратились в почти унифицированную антиутопическую футуромифологию (т.е. корпус мифов об ужасном будущем). Она конспективно такова:

1) Элита держит все остальное общество (по сути - рабов) под полным контролем (через цифровую слежку и систему социального кредита по пекинскому образцу).
2) Рабы трудятся за койку и миску еды, создавая элите роскошную жизнь.
3) Любые проявления недовольства и нелояльности – жестоко подавляются в зародыше.

Разбирая функциональную структуру этого мифа мы видим, что для пункта (3) там не хватает еще одного слоя, дополнительного к элите и рабам. Это вооруженная охрана (работающая за блага, чуть превышающие то, что получает рабы). Охрана фигурирует в продвинутой версии мифа и, кажется, замыкает конструкцию в некое правдоподобие.
Теоретически подобная нео-рабовладельческая модель может работать – в условиях сложившейся и устоявшейся культуры, представляющей такое положение вещей – правильным, и воспроизводящей себя через воспитание следующих поколений элиты, рабов, и охранников.
Оставим пока в стороне вопрос о верхнем пределе технологического уровня, который достижим в таком обществе. Истмат указывает, что, хотя одному уровню развития технологий может соответствовать несколько вариантов надстроек, но все они должны соответствовать производительным силам. В плане человеческого ресурса это значит необходимость уровня и качества жизни, тем более высокого, чем более развитую технологию реализует этот человеческий ресурс (персонал производства и логистики).
Но (повторю) оставим это пока в стороне, и приступим к ретроанализу.

Сегодня в развитых и продвинутых развивающихся странах мы наблюдаем социальную структуру, типичную для позднего капитализма. Человеческий ресурс, обеспечивающий материальное существование общества – наемные трудящиеся. Они выполняют работу в обмен на потребительские блага (материальные и нематериальные) по приблизительно сложившимся расценкам. Урезание этих благ – мгновенно приводит к протестам, отказу от работы, забастовкам, эмиграции, и дефициту в материальной базе общества.
Так было в период профсоюзных экономических войн на рубеже XIX и XX века.
Так происходит сейчас в обстановке Великой рецессии и Великого карантина.
Детали можно посмотреть тут: https://en.wikipedia.org/wiki/Great_Resignation
И тут: https://www.independent.co.uk/news/world/americas/quit-job-anti-work-pandemic-b1951136.html

При наличии достаточно многочисленных, организованных и мотивированных силовых структур можно подавить протесты. Можно закрыть страну и остановить эмиграцию. Можно даже силой заставить людей работать… Но, лишь на том уровне сложности, при котором охранник четко понимает, что и как должно делаться. В любой более сложной работе немедленно начнется саботаж.
Попросту говоря: можно заставить людей копать канавы лопатами – но не получится заставить людей производить высокотехнологичные материалы, собирать работающие машины, и производить достоверные инженерные расчеты.
Исключения (вроде советских шарашек) возможны лишь когда люди индоктринированы определенным образом – но это требует соответствующей предыстории, и работает не дольше, чем время распада доктрины от резкого диссонанса с реальностью.

Но и это еще не все. Поскольку массовое принуждение к труду предполагает тотальное бесправие в обществе, власть элиты оказывается держащейся только на штыках охраны (никакой обычай более не поддерживает власть, так что социально-психологически она не выглядит легитимной). В такой ситуации масса населения практически безразлична к переменам в пирамиде власти. Исторически быстро командиры охраны понимают это и легко отнимают у элиты и власть и имущество. Эти командиры превращаются в новую элиту, однако ненадолго. Новые командиры смещают их по уже накатанному сценарию. Этот локальный исторический процесс типичен – в частности, для Рима в III веке н.э.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Солдатские_императоры
В европейской истории такие события были не особенно редки вплоть до 1930-х годов
В XX – XXI веке подобные процессы наблюдаются В Латинской Америке, в Африке, на Ближнем Востоке, и в некоторых странах Юго-Восточной Азии.

Даже это еще не все. Дело в том, что мир неоднороден. Глобализация начала XXI века кажется всеобъемлющей лишь потому, что страны, не вовлеченные в глобализацию (Четвертый мир) - бедны, неблагополучны (по сравнению с развитыми странами) и нестабильны политически (зачастую также этнически и территориально). При этом они занимают значительную площадь на глобусе: в частности, это почти вся Черная Африка.
В случае движения развитых стран к нео-рабовладельческому строю – в какой-то момент происходит понятная инверсия благополучия. Возникает миграционный поток из бывших развитых стран (Первого мира) – в бывший Четвертый мир. В этом потоке преобладают наиболее качественные трудящиеся. Соответственно, через исторически-короткое время возникает инверсия мирового влияния. Так исторически совсем недавно (XIX – XX век), вслед за миграцией, центр мирового развития переместился из Европы в Америку.

Продолжение следует.
Такие дела
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 529 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →