Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

Выученная доверчивость: почему евро-публика дебильно верит "парниковой" и "ковидной" лжи властей

Вопрос заголовка (почему евро-публика дебильно верит "парниковой" и "ковидной" лжи властей?) много раз задавался в блогосфере, включая и этот журнал.
Можно было бы дать готовое объяснение, базирующееся на эффекте "выученной беспомощности"* с двумя его более глубокими разновидностями: "двойной прошивке" (аналогичной принудительному "двоемыслию в 1984 Оруэлла") и "выученной дебильности"** (аналогичной деструктивному НЛП в тоталитарных сектах). Но чего-то не хватало.
Слишком массовым оказалось явление "выученной дебильности": в ряде западных стран более 75% взрослых жителей неспособны заметить явные противоречия в доктрине "зеленого поворота" (борьбы с углеродным топливом) или в доктрине "великого карантина" (борьбы с т.н. "пандемией covid-19").
И слишком заметно более критичное отношение ко всему этому в бывших соцстранах Восточной Европы. Тут мне вспомнилось Индонезийское цунами 2004. См. поведение людей на курорте в Таиланде - перед добеганием волны.

Этакое доверие к властям и администрации курорта - что если бы в происходящем заключалась опасность, то администрация непременно позаботилась бы о каких-то защитных мерах. Есть эпизод, который не попал на это видео. Когда море отхлынуло, открылось дно, и многие туристы (в основном из Западной Европы) побежали собирать там всякие природные сувениры***. Иначе повела себя публика из бывших европейских соцстран. Увидев внезапные дары на пустом месте - эта публика предпочла отойти вглубь суши (не потому что они знали о фазах цунами, а потому, что интуитивно соотнесли это с "бесплатным сыром в мышеловке").
Теперь формулирую гипотезу: западная публика в ситуациях с "зеленым поворотом" и "великим карантином" оказалась в плену "выученного доверия".

На Западе как минимум одно поколение прожило большую часть жизни, а следующее успело вырасти - в условиях, когда государственная власть всячески убеждала жителей в своей полезности и дружелюбии, гуманности и готовности помогать. Политические лидеры убедительно изображали демократизм, а финансовая элита старалась не слишком раздражать публику своим несоразмерным богатством.
Пропаганда сглаживала острые углы и упорно внушала публике, что классовая борьба осталась в прошлом, и что западная либерально-демократическая модель представляет собой не индустриально-капиталистическую машину угнетения, а постиндустриальную систему социального партнерства, что главная его цель, будто бы, благополучие простых людей, и что оно обо всех позаботится.
/Власти призывали людей к доверию и открытости, что на фоне вполне реального благополучия, уже перестало внушать подозрения.
Абсолютное большинство жителей Запада оказались в плену выученного доверия к властям. Когда в конце 2010-х маски были сброшены, и власти перешли к чисто фашистской практике - эти жители просто неспособны отбросить стереотип доверия, идеологически имплантированный в их сознание еще со школьных лет.

...Такие дела...
-------------------------
*) Выученная беспомощность
Выученная беспомощность + стокгольмский синдром = неспособность плюнуть в лицо боссу... Директор IT-фирмы проникся "экологической модой" фудшеринга (борьбой с растратой продуктов, пригодных в пищу) и предложил подчиненным платить штрафы за недоеденные в столовой порции. ПАУЗА. Человек с хотя бы элементарным чувством собственного достоинства, в ответ на подобное предложение, даже не задумываясь, плюнул бы в лицо боссу (фактически или символически - это уже вопрос персональных установок, и роли не играет, тут важен сам принцип).
А теперь - что сделали подчиненные в рассматриваемом случае: (цитирую) «Народ увлекся идеей. Проект уже через несколько месяцев принес свои плоды: люди старались придерживаться принципа: лучше недоесть, чем переесть - и даже дома стали более рачительно относиться к еде».
Это и есть сумма: выученная беспомощность + стокгольмский синдром.
По той же причине люди терпят, когда начальство предписывает им дресс-код, не имеющий отношения к их рабочим обязанностям
Терпят, когда начальство отслеживает содержимое их личных блогов в нерабочее время, и наказывает за неполиткорректные записи или записи, не соответствующие идейным установкам дирекции.
Терпят, когда начальство распространяет эту практику на личные блоги членов их семей.
Терпят, когда начальство начинает "отучать их от вредных привычек" (т.е. от элементов стиля жизни, которые кажутся начальству вредными).
https://alex-rozoff.livejournal.com/194758.html
Впервые синдром выученной беспомощности был описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году. Выученную беспомощность Селигман охарактеризовал как состояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется, будто от нас ничего не зависит и мы не можем ничего сделать, чтобы предотвратить или изменить неприятные события. Беспомощность проявляется в трех сферах - мотивационной, эмоциональной и когнитивной.
В мотивационной - потерей веры в себя и желания влиять на ситуацию.
В эмоциональной - подавленностью, вплоть до глубокой депрессии.
В когнитивной - неспособностью обучаться тому, как выйти из сложившейся ситуации.
Грегори Бейтсон сформулировал концепцию “двойной прошивки”. Последняя возникает, когда обществу посылаются противоположные сигналы. Например, когда президент говорит, что борется с олигархами, а потом награждает их орденами. Или правительство обещает, что цены не будут расти, а они за месяц взлетают вдвое. Или когда патриарх учит, что стяжательство - это грех, а сам разъезжает в кортеже с охраной и лобызается с самыми богатыми. Ключевой момент «двойной прошивки» - запрет критически анализировать несоответствие.
https://newizv.ru/news/society/21-01-2020/vera-afanasieva-90-protsentov-rossiyan-stradayut-simptomom-vyuchennoy-bespomoschnosti
**) Выученная дебильность
Школа XXI века: выученная дебильность - расширенная модель выученной беспомощности... (цитата из письма): В школе ему внушили, что, если ты не можешь начертить схему (т.е. выбрать шаблон), то ты не можешь решить задачу - и задача вовсе не решена, если не выбрана и не начерчена подходящая схема. Я попросила ребенка на минуточку забыть о всех схемах и решить задачу так, как раньше. Конечно, ответ был получен молниеносно.Детям запрещают думать, делать логические выводы, анализировать. Всё это запрещено, разрешены только шаблоны. Сегодня всё чаще слышу «креативное мышление, логика, критическое мышление». Почему раньше этих слов не было, но эти виды мышления были у основной массы детей?! А сейчас все эти термины есть, а мышления нет. Да здравствует начальная школа с её строгими шаблонами! Зачем внушать ребёнку, что он не может что-то решить? Есть такой термин “выученная беспомощность”. Так вот если ребёнок два месяца подряд слышит: «Ты не можешь решить задачу», - (а на самом деле - выбрать шаблон) от авторитетного для него человека, то он начинает думать, что он и правда не может решать задачи, начинают появляться мысли “я глупый”.
https://alex-rozoff.livejournal.com/403035.html
Легкая степень умственной отсталости (дебильность). Познавательные расстройства в этих случаях заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление преимущественно наглядно-образное, зачастую достаточно хорошо развита обиходная речь (иногда в ней используются и сложные абстрактные понятия, но их значение не всегда хорошо понимают). Во многих случаях люди с легкой умственной отсталостью могут успешно выполнять повседневные бытовые дела и обнаруживают хорошую практическую осведомленность. Однако часто они испытывают трудности при столкновении с нестандартными ситуациями, необходимостью менять сложившийся стереотип поведения. Они с трудом формируют собственные суждения, зачастую несамостоятельны в принятии решений, внушаемы, поэтому легко перенимают чужие взгляды, иногда попадая под нездоровое влияние окружающих (например, могут вовлекаться в бредовые переживания психически больных с формированием индуцированного бреда или становиться орудием в руках злоумышленников, манипулирующих ими для получения собственной выгоды).
https://psychiatr.ru/education/slide/367
***) Выученная доверчивость (на примере Индонезийского цунами 2004 года)
В 10 часов утра я заметил, что продавцы и разносчики еды машут руками и показывают на пляж. "Пойдем рыбу ловить", - говорили они. Вода отошла от берега очень далеко, и везде лежали рыбы. Я ухмыльнулся, но вскоре начал понимать, что что-то явно не так. Вода начала возвращаться, один разносчик прибежал со стороны моря и стал кричать, чтобы все убегали с пляжа как можно дальше.
https://www.bbc.com/russian/features-50916384
Счастливые люди, наслаждающиеся ласковым морем. И вдруг – море отхлынуло, открылось дно, бьется шокированная рыба, обнажаются морские сокровища - раковины, кораллы, морские звезды. Люди бросаются собирать эти «сувениры». Через несколько минут все они погибнут - горизонт уже заволокла вставшая на дыбы вода и катит к берегу… В этот момент одна девочка, американка, сказала отцу: «А мы проходили в школе, что откат моря – это признак цунами…» Отца осеняет прозрение, он хватает дочь за руку и они мчатся прочь, крича всем об опасности. В результате – все обитатели этого пляжа спасаются.
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=9769c49f-548f-4744-a93b-5a60b7ef2e5b&print=1
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 407 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →