Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Личная автономия детей пространства. Квалификация вместо возраста.

В какой момент достигается личная автономия (попросту: социальная взрослость), с какими изменениями в психофизическом состоянии молодого человека связан переход к взрослой жизни, и как определяется, что эти изменения произошли?
Практически во всех современных цивилизованных обществах, этот вопрос решается просто и бездумно. До 18 лет человек считается не взрослым, а затем ему исполняется 18, и будто какая-то сказочная фея касается его волшебной палочкой. Бац! Он в тот же день становится взрослым носителем всех прав и обязанностей, безусловных и условных, частных и публичных, экономических и политических, семейных и гендерных. Здравый смысл подсказывает, что это полнейший бред и абсурд.
Если молодой человек не был достаточно самостоятельным в 17 лет и 364 дня, то день ничего не изменит. Этот индивид в 18 лет функционально и психофизически не готов к жизненной автономии. Он инфантилен и будет неминуемо влипать в неприятности на ровном месте, просто потому, что не умеет принимать разумные жизненные решения. Пихать его во взрослую жизнь – глупо, негуманно и опасно для него и для общества.
Если молодой человек достаточно самостоятелен ровно в 18 лет, то он был таковым и раньше: в 17 с половиной лет. А может в 16 лет. Или даже в 14 лет. Держать такого вполне самостоятельного человека в статусе ребенка – значит делать глупость, терять гуманитарный ресурс, и провоцировать формальные правонарушения.
Какая возможно альтернатива этому глупому возрастному автоматизму взрослости?
Тут мы переходим к рассмотрению модели «Дети пространства».


В некотором будущем, в немалой области космического пространства расселилась (и продолжает расселяться) некая человеческая цивилизация с особой культурой, схемой правил и обычаев, качественно отличающейся от принятых в современной условно-западной цивилизации (которую неоконсерватизм считает Последним Эталоном). Это каркас сборника НФ-новелл Виктора (Витуса) Вагнера и Ирины Емельяновой «Дети пространства». Сами новеллы можно прочесть там:
http://vitus.wagner.pp.ru/fiction/spacians.html
А тут попробуем разобраться с моделью взрослости в этом НФ-сборнике.
Для начала – цитата: «У нас нет понятия совершеннолетия как такового. Есть десяток отдельных прав, которые можно получить, сдав экзамен. Экзамен на право заниматься сексом можно сдавать, начиная с момента, когда это физиологически возможно. Но обычно никто не торопится. Хотя считается, что к моменту окончания высшей школы этот экзамен должен быть сдан. Как правило, его сдают, когда на горизонте появляется кандидат. А я сдала этот экзамен полгода назад, не имея в виду никакого конкретного парня, ради которого мне могло бы понадобиться это право».
Еще цитата: «Когда девушка, с которой ты фактически живешь, задумывается о сдаче экзамена на право растить детей, это может означать…»
И более длинная цитата, в значительной мере поясняющая предыдущие цитаты: «У нас в этом возрасте был какой-то привкус запретности, надо было урвать, ухватить кусочек чувственного удовольствия, пока старшие не осудили. А они уверены, что им можно. Это вообще ключевая идея их воспитания. Именно для этого нужны их пресловутые бета-листы с длинным перечнем экзаменов. Не потому, что нельзя тому, кто не сдал, а потому, что можно тому, кто сдал. Вот гуляет ребенок лет четырёх-пяти по городу один. Естественно, взрослые поинтересуются, не заблудился ли он — а он покажет бета-лист с правом на свободное передвижение по городу. Всё, полицейский отдаёт честь, и маленький человек идёт куда-то по своим делам. К четырнадцати-пятнадцати годам они настолько привыкают, что можно всё, только получи галочку в бета-лист, что мысль заняться сексом, не сдав соответствующего экзамена, у них просто не возникает.».
Последняя цитата: «У меня даже экономическая самостоятельность проставлена, хотя вообще-то в тринадцать лет она мало у кого бывает сдана. Но после того, как написанный мной для Труди искин отличился на почве предпринимательства, мне эту галочку поставили автоматом. Хотя для того, чтобы учиться в колледже, экономическая самостоятельность не обязательна. Назначат опекуна, который будет присматривать, чтобы правильно тратил стипендию и приработки».

Итак, перед нами социум, в котором взрослость…
…Во-первых - дробная, т.е. состоит из отдельных компонентов, которые возникают у молодого человека в разное время, по определенной регламентированной процедуре, не связанной с возрастом.
…Во-вторых – компоненты взрослости не возникают по каким-то обстоятельствам, а присваиваются, как квалификационный разряд по итогам сданного экзамена. Такие экзамены по всему – от вождения транспорта и распоряжения деньгами - до секса и деторождения составляют культурный базис цивилизации «Детей пространства».

Конструкция весьма нетривиальная, но насколько она обоснована и надежна.
Начнем с того, какого экзамена в этой сюжетной схеме нет.
Нет экзамена собственно на автономию. На способность независимо мыслить.
Такому гипотетическому экзамен я дал название: «Тест Аша» - в честь эксперимента Соломона Аша, проведенного в 1951 году
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эксперимент_Аша
Кратко суть в следующем. Есть тестируемый, который уверен, что находиться в группе таких же тестируемых, но на самом деле это подсадные утки. Предлагается ответить на простейший вопрос (сравнить длины отрезков на рисунке): «Подсадные утки дают один и тот же неправильный ответ, что приводит испытуемого в замешательство. Если испытуемый отвечает правильно, не соглашаясь с мнением большинства, то он испытывает чрезвычайный дискомфорт… В итоге 75 % испытуемых подчинились заведомо ошибочному представлению большинства, по крайней мере, в одном вопросе».
Смысл эксперимента: определить, в какой мере мнение человека по простому вопросу может быть искажено влиянием толпы. Аналогичные эксперименты проводились на тему влияния авторитетов, или каких-то иных факторов психического прессинга, которые подсказывают и провоцируют ошибочное решения в условиях, когда верное решение тривиально. Такие эксперименты крайне важны для понимания серьезности проблемы манипулирования – в политике, в маркетинге, в религии, и т.п..

Мне представляется, что одним (возможно главным) экзаменом на взрослость стал бы экзамен на сохранение ясности мысли под прессингом внушаемых ошибок.
Повторю: этого экзамена в «Детях пространства нет».
Зато есть экзамен на экономическую самостоятельность. Это может быть экзамен на рациональное распределение располагаемого бюджет а, или на рациональное ведение предпринимательского проекта. Но (хотя это не показано в новелле) может быть также экзамен на сопротивляемость классической агрессивной рекламе или более опасному таргетированному манипулированию, мотивирующим к паразитной трате средств. В таком случае, подобный экзамен пожжет играть заодно роль Теста Аша.

Теперь несколько слов об экзаменах в сегменте основного инстинкта.

В новелле фигурирует экзамен на право заниматься сексом. Тут вопрос: что может проверяться на данном экзамене? Знание камасутры? Навык бесконфликтного выхода из ситуаций несовместимости желаний партнеров? Спокойное восприятие неразделенного влечения или несовпадения с выбором секс-партнера (или потенциального партнера)?
Вопрос: что в сексе целесообразно проверять на экзамене? И что считать эталоном?
Тут есть риск столкнуться с субъективными взглядами экзаменатора на секс.
И есть другой риск: насаждения жесткого стандарта в сексе.
По тексту новеллы не совсем ясно, что типично в сексе у «Детей пространства». Моногамный парный конкубинат, или «гостевые» отношения, или относительно открытая семья без облигатной верности? По тексту новеллы, похоже что есть первое, и вроде бы второе, но не совсем ясно, есть третье. Некоторые моменты указывают, что «Детям пространства» знакома зависть и возможно ревность. Это тоже проблема в сексе, и из текста не видно, есть ли в экзамене по сексу пункт о решении таких проблем.

В новелле фигурирует экзамен на право растить детей. Что сюда входит? Знания графика развития ребенка, и соответствующего питания, соответствующих упражнений на психофизическое развитие, и т.п. Или знание детской психологии? Имеется ли ввиду также понимание дискомфорта, вносимого ребенком в быт молодого родителя или родителей, и знания нужных действий по снятию стресса от этого дискомфорта. Из текста новеллы не видно, существует ли жесткий стандарт воспитания детей, но если есть экзамен на право растить детей, то риск такой жесткой «штамповки» весьма высок.

Так или иначе – вот предмет обсуждения экзаменационной схемы получения прав на жизнь в качестве взрослого автономного индивида в социуме.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 520 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →