Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Демон истмата в Мире Полудня. Технология людоводства.

101 год со дня Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917-го. Своеобразный праздник, юбилей исторического события, сильно изменившего социально-политический ландшафт реального мира. И (соответственно) мир литературы тоже получил новые элементы ландшафта. Научная фантастика о коммунистическом будущем стала из утопии (такой как "Город Солнца" Кампанеллы) чем-то более основательным на вид - ведь правящая партия СССР объявила построение коммунизма своей практической целью. Создавались НФ-миры, в котором этот коммунизм уже наступил, и там (в комми-НФ) имел некоторые черты, которые присутствовали у Кампанеллы, однако отсутствовали в программе правящей компартии (КПСС), хотя после модернистского переворота 1956-го неявно одобрялись Политбюро КПСС - иначе такая комми-НФ не тиражировалась бы массово в стране тотального контроля над "партийностью литературы". Речь идет о коммунистической технологии людоводства, или о "воспитании нового человека" (был такой штамп политической риторики).

На практике, первые 15 лет Советской власти были периодом свободных экспериментов в сексе взрослых и воспитании детей - в 1928-м СССР был признан самой сексуально-свободной страной мира - что усилило тренд сексуальной революции на Западе. Но затем компартия (лидерство в которой перешло к сектанту-параноику) ультимативно предписала обществу такую пуританскую мораль, которая выглядела уродливым архаизмом даже для тогдашних консервативных стран Запада. СССР стал страной с семьями викторианского образца, и детскими учреждениями, в т.ч. школой, примерно того же образца - только вместо церковного катехизиса детям вдалбливался компартийный катехизис. Это была неудачная регрессивная идея, которая чуть не похоронила страну на войне 1940-х и поставила ее на грань ядерного уничтожения в 1950-х. В Политбюро зрело мнение, что социальная модернизация необходима и, когда сектанта-параноика не стало, его наследие и идейные наследники были по-быстрому стерты с лица земли, и случилась модернизация 1956-го. Никто в Политбюро не собирался возвращать людям эмоциональную свободу первых лет Советской власти, но возобладало мнение, что людям для стремления к научно-технической революции (и военно-техническому первенству) следует показать красивую мечту о таком коммунистическом будущем. Вот почему стали тиражироваться миры комми-НФ, наиболее значимыми из которых стали "Мир Великого Кольца" Ивана Ефремова (1957 год) и "Мир Полудня" Аркадия и Бориса Стругацких (1961 год). Хотя, надо отметить - поскольку это важно - оба созданных комми-НФ мира вышли далеко за рамки партийно-идеологической задачи, и стали по-настоящему нетривиальными конструкциями, актуальными, несмотря на крушение политической системы, в которой они родились.

Такова, с точки зрения исторического материализма, предыстория "Мира Полудня".

Как сообщает Википедия (Статья Братья Стругацкие):
** Многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников». Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял собой живой, настоящий мир. **

Если взглянуть на технологию людоводства в Мире Полудня (т.е. на методы "воспитания нового человека"), то в рамках типичной для комми-НФ практики изъятия маленьких детей из родительских объятий в коммунистические интернаты, у АБС есть несколько специфических моментов, отражающих постиндустриальный революционный подход к социальной психологии.
Как сообщает сборная цитата из Википедии (статья "Высокая Теория Воспитания" относящаяся к Миру Полудня АБС):
** Интернатское воспитание в Мире Полудня начинается примерно с года, но, может быть, и раньше. Ясности в этом вопросе у Стругацких не было. Подразумевается, что большую часть времени обучения ребёнок проводит в интернате. При этом он отнюдь не отрезан от мира и от своей семьи — родители могут когда угодно приезжать к нему в интернат, и сам он регулярно ездит домой. Никакой секретности, никакой закрытости, но максимум приватности**
Это принципиальное отличие от "закрытых" коммунистических интернатов в других образцах комми-НФ. Интернаты в Мире Полудня не являются вивариями, где с детьми делают нечто, что нельзя показывать родителям, и вообще никому, кроме касты Учителей.
Интернаты по версии АБС - это учреждения, в методике которых нет ничего отвратительного и жестокого, все делается рационально, целесообразно, и гуманно, все действия можно объяснить постороннему человеку, так что скрывать нечего.

И далее оттуда же (но нумерация пунктов моя - А.Р.):
** Цель и задачи ВТВ
1. Цель ВТВ — воспитание поколения людей, главным наслаждением которых и главной потребностью является успешный творческий труд.
2. Основная задача ВТВ — прервать цепь времен, то есть свести к минимуму, а лучше — совсем прекратить передачу «отрицательного жизненного опыта» от отцов к детям.
3. Применение ВТВ даст человеку надежную защиту от комплекса неполноценности, зависти, озлобления.
4. Воспитанием детей должны заниматься профессионалы, а не любители (каковыми обычно являются родители).
5. Главной задачей учителя является — обнаружить и развить в ребенке его Главный Талант, то, что он умеет лучше многих.
6. ВТВ подразумевает появление людей умеющих работать гораздо эффективнее и с гораздо большей ответственностью, это в свою очередь подразумевает реструктуризацию экономики и всей общественной деятельности в целом **

Интересная НФ-конструкция.
Многие критики задают к ней типовой вопрос:
...Где же взять таких Учителей?
Мне представляется, что учителей найти можно, если политические структуры общества реально поставят такая цель. Мой вопрос иной:
...Какое общество (точнее, какая политическая структура, доминирующая в обществе) согласится на культуроцид, почти открытым текстом объявленный в пункте 2, с конкретизацией в пунктах 3 и 4?
Ведь политическая власть со времен фараонов держится и воспроизводится за счет феноменов культурны, которые у АБС указаны, как уничтожаемые:
- цепь времен (т.е. идейная связь поколений, иначе называемая "духовной культурой")
- передача отрицательного жизненного опыта от отцов к детям.
- комплекс неполноценности и зависть.
- подавление индивидуальности и врожденного таланта (начиная с детства). Превращение индивидов в толпу с унифицированными взглядами (на что угодно - от еды и секса до политики и экологии), унифицированными потребностями, унифицированными жизненными стремлениями, унифицированными ценностями.
Ради этого политическая система в обязательном порядке держит детей в школах с 6 до 18 лет.
Для целей образования это не нужно. А вот для целей усиления "связи времен, передачи негативного опыта, комплекса неполноценности и зависти" - очень даже удобно.

Разумеется, при этом политическая система жертвует талантами, а значит - эффективностью будущего труда этих молодых людей. Но доминирующие политики отлично понимают, что смена типологии и уровня эффективности труда очень быстро сметет их систему (согласно закону исторического материализма о соответствии производственных и общественных отношений - уровню и характеру развития производительных сил).
Так то, если революция воспитания по АБС когда-нибудь произойдет, то это будет после революции обычной, только в проф-версии. Проф - в смысле: не как в 1917-м, а жестче и радикальнее. Поскольку "духовные культуры" - они как драконы в Средиземье Толкиена:
"Драконы, как известно, воруют золото и драгоценности у людей, у эльфов, у гномов — где и когда только могут — и стерегут свою добычу до конца жизни (а живут драконы фактически вечно, если только их не убьют), но никогда не попользуются даже самым дешевым колечком. Сами они сделать неспособны ровно ничего, даже не могут укрепить какую-нибудь разболтавшуюся чешуйку в своей броне."
Необходимое безальтернативное решение проблемы с драконами (и с "духовными культурами") прямо следует из описания.

Сами АБС на это указывали: "Ну что у них здесь за тоска!.. Дурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют... Дурак стал нормой, еще немного - и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него восторженные хороводы. А газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистический, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!.. Ты, главное, только не волнуйся, дурак, все так хорошо, все так отлично, и наука к твоим услугам, дурак, и литература, чтобы тебе было весело, дурак, и ни о чем не надо думать... А всяких там вредно влияющих хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесем (с тобой, да не разнести!). Чего они в самом деле! Больше других им надо, что ли?.. Тоска, тоска... Какое-то проклятье на этих людях, какая-то жуткая преемственность угроз и опасностей. Империализм, фашизм... Десятки миллионов загубленных жизней, исковерканных судеб... В том числе миллионы погибших дураков злых и добрых, виноватых и невинных... Последние схватки, последние путчи, особенно беспощадные, потому что последние. Уголовники, озверелое от безделья офицерье, всякая сволочь из бывших разведок и контразведок, наскучившая однообразием экономического шпионажа, взалкавшая власти... Последние схватки, последние путчи, особенно беспощадные, потому что последние."
(АБС "Хищные вещи века", 1965 год). А будто сегодня придумано. Такие дела.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 262 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →