Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Загадочный "интеллект": как дать ему определение, не прицепленое к человеку, как частному случаю?

Эта тема продолжает одну из ключевых веток темы 2022-10-09 Праздник digAЇday (день раскопок Искусственного Интеллекта) 6 октября: время поставить точки над AI
https://alex-rozoff.livejournal.com/608760.html
Тезис ветки: не получится осмысленно заниматься искусственным интеллектом раньше, чем будет принято более-менее унифицированное определение термина "интеллект".
Причем определение должно быть полностью свободно от ссылок на человеческие свойства или на свойства еще каких-то живых существ (иначе практического смысла в нем будет ровно ноль).

Определение должно быть полностью технологичным. Дать такое определение очень непросто. Поясню на примере. Вот одно из определений:

Интеллект - система познавательных способностей индивида. Интеллект очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве. Высший уровень развития интеллекта определяется по уровню развития мышления, рассматриваемого в единстве с другими познавательными процессами - восприятием, памятью, речью и т.п.
http://www.intellectrate.ru/ponyatieintellekta.htm
Вроде бы ни слова о человеке и прочей фауне, но в нем упомянута куча свойств и терминов, относящихся к челвоеческим оценкам и социальной деятельности человека.

Вот еще одно определение - уже несколько ближе к искомому:
Интеллект — качество системы, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей редой
(переделка из https://ru.wikipedia.org/wiki/Интеллект)
...Но все портит словечко "осознавать" - оно слишком человеческое.

Еще одно определение - совсем близко к пригодному для применения
Интеллект - способность эффективно адаптироваться к окружающей среде, либо путем внесения изменений в самого себя, либо путем изменения среды, либо поиском новой
Оно же в расширенном варианте:
Интеллект Объекта — это набор способностей, которые используются при:
(1) Идентификации, формализации и запоминании (в форме модели) законов состояния и / или поведения:
(1.1) Окружающей среды, и
(1.2) Внутренней среды Объекта.
(2) Опережающего моделирования состояний и / или вариантов поведения:
(2.1) в Окружающей среде, и
(2.2) Внутренней среды Объекта.
(3) Создании описания состояния и / или реализации поведения Объекта, адаптированного:
(3.1) к Окружающей среде, и
(3.2) ко Внутренней среде Объекта
при условии максимизации отношения Поведение Объекта / Затраты на поведение
Объекта с целью сохранения (существования, дления, бытия) Объекта в Окружающей
среде.

https://habr.com/ru/post/485744/

Общее замечание: (Жан Пиаже, Психология интеллекта)
Чтобы определить интеллект (что, без сомнения, весьма важно, ибо необходимо ограничить область, выступающую под этим названием, если собираются ею заниматься), достаточно указать на степень сложности тех дистантных взаимодействий, начиная с которых мы будем употреблять термин «интеллектуальный». Здесь серьезным препятствием является то, что нижняя граница сложности всегда остается произвольной. Для одних ученых, таких, как Клапаред и Штерн, интеллект — это психическая адаптация к новым условиям. Клапаред в силу этого противопоставляет интеллект инстинкту и навыку, которые являются наследственными или приобретенными адаптациями к повторяющимся условиям. Для него интеллект начинается с простейших эмпирических поисков, являющихся источником тех интериоризованных поисков, которые затем, уже на высшей уровне, характеризуют деятельность по созданию гипотезы. Для Бюлера, который также делит структуры на три типа (инстинкт, дрессура, интеллект), это определение слишком широко: интеллект возникает только вместе с актом внезапного понимания (Аha-Егlеbnis), в то время как поиск относится к навыку. Так же поступает и Кёлер, сохраняя термин «интеллект» только для актов резкого изменения структур и исключая из него поиск. Несомненно, что поиск появляется вместе с возникновением простейших навыков, которые сами в момент их выработки являлись адаптациями к новым условиям. С другой стороны, вопрос, гипотеза и проверка, совокупность которых, по Клапареду, и образует интеллект, находятся в зародыше уже в потребностях, пробах и ошибках, так же как и в эмпирических утверждениях, свойственных наименее развитым сенсомоторным адаптациям. Остается, следовательно, одно из двух: либо удовлетвориться функциональным: определением, рискуя включить в интеллект почти все когнитивные структуры, либо избрать критерием какую-нибудь одну особую когнитивную структуру, но при таком (конечно, условном) выборе мы рискуем пренебречь естественной преемственностью этих структур.
https://psy.wikireading.ru/35640

Пока ограничусь этими примерами с учетом приведенного замечания и приглашаю всех к дискуссии.
Конструктивные идеи приветствуются.

...Такие дела...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 284 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →