Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Атомпанк в авиации. Атомный дирижабль, атомный самолет, why not?

Об атомпанке вообще - разговор в другой раз, а сейчас - вполне современная, хотя технически-эпат ажная статья.
В НЕБЕ - АТОМНЫЙ РЕАКТОР. В. ГОЛУБЯТНИКОВ, генеральный директор ФГУП «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики», О. МОРОЗОВ, ведущий сотрудник Института кристаллографии РАН.
"Больше всего возможностей стать идеальным грузовым транспортом XXI века имеет дирижабль: он может перевозить негабаритные грузы, как морские суда, летать на большие расстояния и не зависеть от дорог, как самолёты, взлетать и садиться без аэродрома"
https://www.nkj.ru/archive/articles/12997/ (Наука и жизнь)
(Цитирую далее): В морском флоте атомные реакторы совершили подлинную революцию. Мощность атомных подводных лодок, крейсеров, авианосцев и ледоколов достигает сотен тысяч лошадиных сил, а автономность оборудованных реакторами судов — сотен тысяч миль. В принципе, грузовой дирижабль — сооружение, сопоставимое по масштабу с океанским судном. Более того, ядерный реактор на дирижабле даст дополнительные преимущества по сравнению с его использованием на водных просторах. В атомном реакторе мощностью 450 (*) тыс. кВт — а этого для грузового дирижабля вполне хватит — в час «сгорает» около 20 г урана... Пожалуй, самым компактным из всех реакторов является гомогенный. Его полутораметровая (для реактора необходимой мощности) активная зона имеет сферическую форму, наиболее эффективную для протекания цепной реакции, и сделана из прочного сплава. В ней находится раствор оксида урана в тяжелой воде, которая меньше, чем обычная, поглощает нейтроны и не мешает течению реакции" (конец цитаты).


Идея атомного летательного аппарата циркулирует в научных и авиа-инженерных кругах с 1958-го, Тогда предлагалось перевести на атомную энергию тяжелую летающую лодку "Saunders-Roe_Princess" (модель 1952 года)
https://en.wikipedia.org/wiki/Saunders-Roe_Princess
https://medium.com/war-is-boring/her-majestys-nuclear-seaplane-7043b94b09aa

ТТХ летающей лодки "SaRo Princess" (с обычными топливными энергоустановками)
Размах крыла, м 66.90
Длина самолета, м 45.11
Высота самолета, м 7.39
Площадь крыла,м2 384.60
Масса, кг
пустого самолета 86184
максимальная взлетная 156490
Тип двигателя 10 ТВД Bristol Proteus 600
Мощность, л..с 10 х 3200
Максимальная скорость, км/ч 625
Крейсерская скорость, км/ч 580
Практическая дальность, км 9203
Практический потолок, м 6200
Экипаж, чел 3-4
Полезная нагрузка нормально - 105 пассажиров, максимально - до 200
(цитируется по: http://www.airwar.ru/enc/aliner/princess.html)

ТТХ позволяли разместить на "SaRo Princess" ядерный реактор и паротурбинный агрегат, аналогичный и примерно равный по мощности тому, который был разработан в то время для первых атомных субмарин: 30 тысяч л.с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Подводные_лодки_типа_«Джордж_Вашингтон»

Компактную ЯЭУ, которую предложили авторы статье "В НЕБЕ - АТОМНЫЙ РЕАКТОР" для дирижабля (мощность 4.5** тыс. кВт) можно было бы установить на более дешевую, сравнительно простую и старую (практически раритетную) летающую лодку: Дорнье "Do.X" (модель 1929 года)

ТТХ летающей лодки "Do.X"
Размах крыла, м 48.00
Длина, м 40.05
Высота, м 10.10
Площадь крыла, м2 454.00
Масса, кг
пустого самолета 28250
нормальная взлетная 52000
Тип двигателя 12 ПД Curtiss Conquerors
Мощность, л.с. 12 х 640
Максимальная скорость, км/ч 210
Крейсерская скорость, км/ч 175
Практическая дальность, км 2300
Практический потолок, м 1250
Экипаж, чел 5
Полезная нагрузка: 160 пассажиров
(цитируется по: http://www.airwar.ru/enc/other1/dox.html)

Что же касается реактора мощностью 30+ тысяч л.с., то он подошел бы для хорошо известной в узких кругах крайне необычной летающей лодки "Авиалайнера №4" Бела Геддеса - изобретенного также в 1929 году но не реализованного.
О нем можно прочесть здесь.
http://www.membrana.ru/particle/1687
И здесь
http://alternathistory.com/content/samyy-bolshoy-samoleta-mira-na-1932-god-puteshestvie-na-bortu-utopii

ТТХ: Air Liner Number 4
Силовая установка: двадцать шесть 12-цилиндровых V-образных двигателей с мощностью по 1900 л.с. каждый, из которых одновременно работают двадцать (шесть в резерве) и развивают суммарную мощность 38000 л.с.
Размеры:
размах крыла 160 м
длина 76 м
Вес:
пустого 300 т
общий 578 т
Летные характеристики:
максимальная скорость 240 км/ч
крейсерская скорость 160 км/ч
скорость приводнения 115 км/ч
абсолютный потолок 3000 м
время подъема набора высоты 3000 метров 1 ч
дальность полета 12 000 км
Пассажировместимость: 451 чел.
(цитируется по: http://alternathistory.com/content/samyy-bolshoy-samoleta-mira-na-1932-god-puteshestvie-na-bortu-utopii)

Это машина - один из символов ретробудущего (ретрофутуризма), но о ретрофутуризме тоже разговор в другой раз.

------------------------
UPD -примечания.
* Вероятно, ошибка разрядов, и имеется в виду не 450 тыс. кВт, а 4.5 тыс кВт. Это типичная мощность для тяжелых дирижаблей. Например LZ 129 «Гинденбург» (наиболее знаменитый в этом классе, с грузоподъемностью 100 тонн) имел 4 двигателя максимальной мощностью 1200 л.с., что означает максимальную суммарную мощность 4800 л.с. или 3.53 тыс. КВт
** Исправлена ошибка разрядов в мощности реактора, см. *

UPD2 - о разумном подходе к радиоактивному заражению природной среды при авариях.
"угроза катастрофы в ядерной энергетике вполне реальна. Но последствия таких катастроф радикально преувеличены по заказу нефтяного лобби. Объективный предел дважды достигнут. 1986-й: АЭС Чернобыль, и 2011-й: АЭС Фукусима. Там случилось, практически, все плохое, что могло случиться по теории. Это ужасно, но не в большей степени, чем катастрофы на химических и металлургических предприятиях. Нам надо аккуратнее работать с крупными производствами, это равно касается всех отраслей.
…Теперь о ядерных отходах. Если читать таблоиды, то может показаться, что отходы ядерного реактора, это как магическая порча из книжек-фэнтези. Но объективно такие отходы содержат те же радиоактивные изотопы, что в природе. Вагон простого щебня содержит около килограмма урана и тория. Они радиоактивны, так что распадаются, и порождают ряды вторичных изотопов. Разумеется, в ядерном топливе уран или торий сконцентрированы. А в отработанном ядерном топливе концентрируются продукты их деления, поэтому оно опасно. Но если тонну ОЯТ смешать с кубическим километром морской воды, то ничего не случится с рыбами, и с млекопитающими. В этом объеме морской воды уже было примерно 3 тонны урана и тория, с продуктами их распада, и дополнительная тонна ОЯТ мало что поменяет. Кстати, в Тихий океан сбрасываются списанные спутники с изотопными батареями, и это никому не вредит. Но как только начинаются процедуры с ОЯТ обычных АЭС - конкурентов нефтяных ТЭС, так сразу возникает нефтяное лобби с заявлениями о заражении природы. Все очень просто…"
https://www.proza.ru/2018/04/15/1727
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 179 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →