Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Океантропия: капитан Немо и Наутилус в стиле биопанк.

Есть давняя и неизменно популярная идея: собрать компанию единомышленников (с достаточными ресурсами), построить что-то этакое, и на этом этаком вырваться из загребущих лап всех государств в открытый океан, чтобы жить по своим правилам.
Впервые эту идею высказал Жюль Верн в 1895 году.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Плавучий_остров_(роман)
Два самых новых воплощения этой идеи (практически плагиат):
1. Компания «Freedom Ship International»
https://en.wikipedia.org/wiki/Freedom_Ship
2. Институт Систейдинга.
https://en.wikipedia.org/wiki/Seasteading
В обоих случаях с самого начала планировался обман инвесторов и волонтеров, но это совсем не отменяет актуальности идеи. Если люди так сильно и устойчиво стремятся к групповому бегству от государств, и выбирают мировой океан в качестве той стихии, в которою им хотелось бы убежать, причем готовы инвестировать в эту идею серьезные ресурсы, то имеет смысл проработать такую идею с реалистично-научной позиции.

Начнем с политико-правового аспекта. Все рассуждения о нейтральности океана в 200 морских милях от берегов – полная ерунда. Хотя в международном праве установлена граница государственного суверенитета: 12 миль от берега, и граница правомерных экономических интересов, которые государству позволительно защищать: 200 миль, на практике это не работает. Государства открыто охотятся за неугодными персонами вне предела 200 миль, и это наплевательское отношение к праву всем известно. Никому из (например) наркобаронов не приходило в голову отплыть на яхте на 201 милю, оттуда заниматься своим бизнесом под лозунгом «нас не догонят». Наркобароны знают, что государство соблюдает закон лишь пока это выгодно истеблишменту. Впрочем, были субъекты, рассчитывавшие на авторитет закона, пробовали так сделать.
«В 1965 г. великий романтик {Рон Хаббард, основатель сайентологии – А.Р.} принимает решение перебазироваться на корабли. Начинается строительство сайентологического флота. Сайентологи предполагали, что, находясь в нейтральных водах, легче управлять миссионерской деятельностью, не сталкиваясь с властями. Однако море спасло лишь некоторых руководителей от судебных преследований.»
https://religion.wikireading.ru/66768
Проще говоря: пребывание субъекта за пределами 200-мильной зоны может быть лишь поводом для государства. Чтобы не ловить его, но никогда не может быть причиной.

Причин не ловить какого-то всего три:
1. Фактическое нежелание (т.е. не очень-то хотелось ловить).
2. Техническая сложность (т.е. непонятно где и/или как ловить).
3. Реальная опасность (т.е. себе дороже ловить).
Жюль Верн понимал это, так что реальную независимость группы субъектов от государства показал не на «Плавучем острове» а на боевой субмарине «Наутилус».


Капитан Немо: «Море не подвластно деспотам. На его поверхности они еще могут воевать и убивать друг друга, но на глубине десяти футов их власть кончается… Только здесь человек действительно свободен».
(Жюль Верн, «20.000 лье под водой», 1869 год)

За 150 лет ситуация несколько изменилась. Теперь «Наутилус»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Наутилус_(Жюль_Верн)
Т.е. субмарина 70 метров длиной, 8 метров шириной, и 1500 тонн весом, пусть при впечатляющей (даже по меркам XXI века) скорости 50 узлов (92.5 км/ч) - это не тот вариант, который позволил бы в современных условиях создать независимую микро-нацию в океане. Тут нет резона обсуждать (не)возможность ТТХ субмарины «Наутилус». Достаточно того, что из НФ-серии, где фигурирует «Наутилус» следует, лимит жизненного цикла этой независимой субмарины и ее экипажа: примерно 25 лет. За это время капитан состарился, а биологического воспроизводство в условиях 70-метровой подводной лодки просто не происходило (тем более, по сюжету на борту «Наутилуса» нет ни одной женщины). Game over.
Кстати, любопытно: «Наутилус» по габаритам и весу очень похож на реальную лодку:
U-Boot-Klasse XIV (Германия, подводный снабжающий корабль 1940-х), серия 24 единицы, из них 10 были построены и функционировали в жестких условиях. Правда, подводная скорость у них была лишь 12 км/ч на электромоторе 550 КВт.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Подводные_лодки_типа_XIV

Попробуем (в порядке мысленного эксперимента) расширить ТТХ и функции «Наутилуса», а также ТТХ, функции и состав этой субмарины. Итак:

1. Субмарина (лучше – не одна, а две как минимум) требуется более серьезная. Имеется готовый проект:
Подводный танкер грузовместимостью 60 000 т с атомной энергетической установкой (АЭУ)
http://www.attk.ru/Rus/projects/projTanker.htm
Технические характеристики танкера
Наименование, размерность Значение
Длина наибольшая, м 215
Ширина на миделе, м 40
Высота корпуса, м 20
Высота корпуса с ограждением рубки, м 27
Дедвейт, т 70 000
Объем грузовых танков, м3 72 000
Водоизмещение порожнем, т 40 000
Осадка max, м 16,0
Скорость полного хода при мощности 45 тыс.л.с., уз 15 - 16
Ледопроходимость во льдах с толщинами, м ок. 2
Глубина погружения предельная, м 100
Экипаж, чел. 35
Автономность по запасам провизии, сут. 60

Цена за единицу анонсировалась 200 млн. долларов – весьма немало, но меньше ч ем мегапроекты упоминавшихся «Freedom Ship International» и Института Систейдинга.

2. Реактор для субмарины лучше взять не родной, а что-то близкое к канадскому NRX, (тепловая мощность 42 МВт, топливо – природный необогащенный уран, замедлитель нейтронов – тяжелая вода). Впрочем, более технологичным будет реактор с гомогенной активной зоной на растворе соли природного урана в тяжелой воде. Все необходимое сырье есть в океане.

3. Экипаж. При существенно меньшем размере, АПЛ проект 717 могла брать на борт до 800 человек. Вероятно, для удовлетворительно-комфортного размещения надо поделить на четыре. 200 человек.
Но, цель проекта – не просто удовлетворительно-комфортно разместить экипаж, а создать условия для полноценной насыщенной жизни. Многолетние пребывание в каюте, лишь иногда счастливо прерываемое всплытиями на поверхность и прогулками по тропическим островам, это вовсе не то, для чего может делаться подобный проект. Ведь планируется не подводная тюрьма (пусть добровольная) а увлекательное приключение, длительностью примерно в жизнь. Поэтому…

4. Генетика и биохимия экипажа.

…Поэтому экипажу надо научиться полноценной жизни в море за бортом, возможно не на уровне дельфинов, но достаточно близко к этому уровню. Речь не идет о том, чтобы перестроить человеческое тело на манер дельфина, или русалок из знаменитого псевдо-документального фильма «обнаружено тело».
http://docfilms.info/discovery/1147-rusalki-obnaruzheno-telo.html
Но способность находиться без водолазного оборудования под водой, не замерзая, и не нуждаясь в дыхании, в течение порядка часа (или больше) – необходима.

Биология сообщает следующее.
- Тренированный фридайвер может находится 4 минуты под водой в открытом море.
https://masterok.livejournal.com/2293484.html
- Грызуны, ведущие полуводный образ жизни, и казалось бы, мало отличающиеся от своих сухопутных родичей, могут находиться под водой до 17 минут (при собственном весе всего полтора килограмма).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ондатра
Это обстоятельство обыгрывалось в частности, в НФ-романе «Футуриф. Токсичная честность.»
* Программа «Ондатра» (как ее представили Хэнку) имела цель приспособить организм человека к длительному (40 минут) пребыванию под водой без дыхательного аппарата. Это достигалось путем «вирусной присадки» гена водяной крысы – ондатры, регулирующего синтез омега-миоглобина - протеинового аккумулятора кислорода. Все животные, способные к долгим ныркам используют протеины такого класса. *
https://www.proza.ru/2014/09/18/799
- Тюлени Уидэлла и дельфины могут находиться под водой примерно 1 час.
- И вот рекорд: морские черепахи.
«146. Какое из ныряющих животных дольше всего может задерживать дыхание? Исследования физиологов показали, что киты могут оставаться под водой не больше 1 - 2 часов, после чего должны вынырнуть для очередного вдоха. Гораздо дольше способны находиться под водой морские черепахи. В неволе многие из них проводят под водой по 3 часа и более. Один специалист считает, что некоторые виды морских черепах способны оставаться под водой в течение нескольких суток. Он обнаружил четыре вида черепах, способных извлекать из воды заметное количество кислорода. Возможно, именно этим отчасти объясняются необычно длительные задержки дыхания, на которые способны некоторые черепахи».
http://www.okeanavt.ru/morskay-biologiya.html

Способность проводить под водой 3 часа уже вполне достаточна для комфортных прогулок вокруг мобильного подводного дома (или подводного круизного лайнера).
Это сразу же ставит подводный дом в ранг полноценного жилища, о чем мечтал Жак-Ив Кусто, реализовавший в 1960-х ряд программ долговременного обитания под водой в море:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гидрополисы

Разумеется, говоря о способности морских черепах проводить более трех часов под водой, ри том что они дышат атмосферным воздухом, следует иметь в виду, что они – холоднокровные (в отличие от нас), и что у нас, кроме теплокровности, есть еще такая особенность, как высокое энергопотребление мозга. Но, с другой стороны, морские черепахи сформировались спонтанно, путем естественной эволюции, а человек имеет возможность менять свою биохимию целенаправленно, методом генной инженерии.
Об этом говорилось в статье «Самоделкин в стиле биопанк. Кухонное редактирование генома человека»
https://alex-rozoff.livejournal.com/49259.html
И упоминался. В частности, «The ODIN» (Open Discovery Institute) - небольшой частный институт, директор которого: Джошуа Зейнер (биохакер, автор kit-наборов для редактирования генов «на кухне»).
http://www.the-odin.com/about-us/


5. Независимость и экономико-политическая безопасность.

Не вдаваясь в детали, можно предположить, что группа 2 – 3 субмарины, действующие совместно, с экипажами примерно по 200 человек, модифицированных для биологически-автономного пребывания под водой примерно 3 часа, соответствуют перечню причин, достаточных, чтобы ни одно государство не попыталось ловить их без крайней на то необходимости. Как уже указывалось, причин не ловить какого-то всего три:
- Фактическое нежелание (т.е. не очень-то хотелось ловить).
- Техническая сложность (т.е. непонятно где и/или как ловить).
- Реальная опасность (т.е. себе дороже ловить).
Последние две точно реализуются. Поймать субмарину в открытом океане – задача нетривиальная. А получить серьезный теракт на каком-то из пучков трансокеанской оптоволоконной связи (проложенной по дну), или на подводных месторождениях, где добывается значительная доля нефти, или в одном из проливов – «бутылочных горлышек» через которые идет гигантский трафик топлива, продовольствия, и промтоваров – вряд ли хочется какой-то из верхних групп государственного истеблишмента.

И с другой стороны: возможности группы 2 – 3 субмарин с такими экипажами делают сотрудничество с ними со стороны тех же морских геологических концернов – крайне привлекательным. Что позволит группе обеспечивать товарообмен с сухопутной цивилизацией, даже если будет введен формальный правовой запрет на такую торговлю.



Вот такой сюжет образовался. А для чего он – для НФ-романа или для жизни - пусть история рассудит раньше или позже, так или иначе.


--------------------
Примечание: слово «Океантропия» имеет два толкования.
Океан + тропизм (т.е. направление роста или движения – например, геотропизм, фототропизм, и т.п.).
Океан + антропос (т.е человек – например, питекантроп, ликантропия, и т.п).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 176 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →