Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Шок первобытности: познавательный плевок в лицо "общечеловеческим ценностям".

Эта история началась, когда Дэниэл Эверетт молодой миссионер, был направлен руководством в джунгли Бразилии к племени Пираха (первобытных охотников-собирателей, живущих вдоль реки Мэйки - одного из вторичных притоков Амазонки. Это племя выглядело наиболее перспективным для восприятия веры - они не были такими агрессивными как Корубо, и не находились в таких контрах с цивилизацией, как Синта Ларго. Что там произошло - описывается несколько по-разному в разных источниках. Например, так:
"В 1977 году он [Дэниэл Эверетт], 26-летний, впервые пришел к индейцам и вскоре после этого поселился на берегу Мэйки вместе со своей женой Керен и тремя детьми, он был христианским миссионером. А когда он наконец покинул джунгли, он стал языковедом, антропологом и атеистом. Причем непосредственно на берегу Мэйки Эверетт жил отнюдь не годами, а каждый раз по нескольку недель, иногда месяцев... [Для Пираха] реально только то, что видишь сейчас, или то, за что некто поручился лично. У народа пираха нет мифов о происхождении, они не занимаются складским хозяйством... вся добыча тут же съедается, необходимое производится, а потом снова выбрасывается. Чтобы объяснить народу пираха учение Иисуса Христа, было бы необходимо конкретное доказательство существования Бога. К тому же Эверетт должен был признать, что этим охотникам и собирателям с их видением вещей жилось хорошо и не было ни малейшего основания хотеть что-то изменить. Впоследствии Эверетт отрекся от церкви, в результате чего разрушился и его брак."
http://www.primavista.ru/rus/articles/bez_pridatochnyh

Позже выяснилось, что Пираха не так уникальны в своих воззрениях и в своей первобытной культуре и обычаях. Аналогично например, племя Амондава (в том же регионе).
https://www.bbc.com/russian/international/2011/05/110520_amondawa_language_lacks_time
А возможно также и некоторые малоизученные племена в джунглях Юго-восточной Азии.
http://vladimirkabo.com/primitive_preagricultural_community_7.htm
Но тогда, в конце 1970-х начале 1980-х, специфика обычаев Пираха вызвала определенный шок, поскольку опровергла целый ряд устоявшихся в гуманитарных науках (но совершенно безосновательных) представлений о человеческой культуре вообще.


Ладно, что пираха не имеют представления о собственности.
Но они не имеют представления о таких базовых культурных концептах, как вина, стыд и обида.
Если какое-то нежелательное событие произошло из-за действий некого субъекта - то оно просто произошло, и с этим надо что-то делать. Нет смысла обсуждать, какой плохой этот субъект, и нет смысла этому субъекту думать о себе, какой он плохой, что вызвал или допустил это событие.
Если какой-то мужчина не приносит добычу, то от него уходят женщины - не потому, что мужчина плохой, а просто потому что вот.
Или, если какая-то женщина не занимается бытом, то от нее уходят мужчины - опять же, не потому, что женщина плохая, а потому что вот.
Даже само понятие субъекта крайне размыто. По воззрениям Пираха, человек не просто меняется с течением времени, а СМЕНЯЕТСЯ. Т.е. был такой-то человек. а теперь на его месте другой, а еще через несколько лет будет третий и т.д. Соответственно, человек берет новое имя, поскольку для Пираха ясно. что предыдущее имя относилось к предыдущему человеку, и утратило актуальность.
Понятие о социальных статусах (вождей, жрецов, и т.п.) соответственно тоже отсутствует.
Вообще, отсутствует понятие о чем-то религиозно мистическом, и о каких-то сложных ритуалах в связи с этим.
Пираха полагают, что в джунглях живут какие-то духи, но эти духи - вовсе не мистические существа, а просто особая разновидность фауны.

При таком положении вещей в культуре народа пираха, религиозная миссия Эверетта была обречена на глубочайший провал.
В смысле: люди пираха вели себя вполне дружелюбно, эмоционально открыто, с удовольствием принимали подарки, практический смысл которых был им ясен (что-то из одежды, что-то из инструментов), но попытки объяснить им что-то про библию натыкались на полное непонимание.
Бог создал человека? Гм... Странно. Вообще-то люди делаются вот так (следует короткое объяснение того, откуда берутся люди, в смысле - дети, и удивление по поводу того, что Эверетт, взрослый человек, не знает таких простых вещей, и приплетает какого-то бога, которого, кстати, не видел ни он, ни кто-либо из его знакомых).
Иисуса прибили гвоздями к кресту? Гм... Плохо. И что дальше? Объяснить людям пираха какие-то моральные выводы из этого евангельского события было невозможно ввиду отсутствия у них понятия о чувстве вины. Объяснить им понятие греха (в т.ч. "первородного" - являющегося базовым в христианской доктрине и христианской морали) было невозможно ввиду отсутствия у них понятия о чувстве стыда.
Непосредственность эмоций и познания у Пираха полностью исключали понимания ими доктрин любой мировой религии, и христианства в частности.

По итогу, сам Эверетт стал сомневаться в нужности этих доктрин.
Затем, сомнение перешло в уверенность, что и определило дальнейший путь Эверетта.
Вот так: приехал учить, как бы, дикарей - как бы, высокой духовной культуре.
Но вместо этого научился от них тому, что эта духовная культура - просто грязь, прилипшая к практичной и эмоционально-позитивной жизненно-хозяйственной культуре.

Так Эверетт стал атеистом-этнографом, внесшим ряд важных (или даже революционных) новаций в культурологию и лингвистику.
А Пираха получили мировую известность, что, кстати, позитивно повлияло на их отношения с близлежащей цивилизацией. Племя понемногу увеличивается в численности, и взаимодействует с промышленно-развитыми соседями, принимая от них лишь те предметы, которые нужны, и игнорируя те, которые не нужны.
Вот такая история, из которой можно сделать выводы о культуре, имеющие практическое значение для каждого из нас.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 229 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →